Обучение игре на гитаре в Германии

  Да, меня действительно часто спрашивают о том как там, в той Германии, учится мне, как живется. Но это и не мудрено. Думаю, что подобные вопросы задают многим людям, проживающим в Германии да и не только там. Кто-то имеет просто так называемый спортивный интерес, а может быть кто-то ещё собирает информацию с целью поступления. В любом случае и для тех и для других надеюсь, что информация будет немножко хотя бы но полезной.

  Рассказывая об обучении в высшем музыкальном заведении Германии я бы разделил весь материал на несколько подразделов. Примерно вот так:

- Проживание в Германии, особенности менталитета и "внедряемость" в немецкое общество;
- Обучение игре на гитаре в Высшей школе музыки, особенности преподавания и оценки знаний и умений, немного о поступлении;
- Студенческая жизнь, подработки и работы для студентов музыкантов;
- Перспективы профессионалов.

  Этот план, надо сказать, довольно условный и каждый пункт можно было бы разбить ещё на несколько подпунктов, однако, можно и целую энциклопедию об этом всем написать, но цель - всего лишь общие представления. К тому же у каждого из уже прошедших этот путь мнения также могут не совпадать.

  Итак, с чего мне бы хотелось начать по первому пункту и на чем заострить внимание, а также что я хорошо прочувствовал на "своей шкуре" - это иностранный язык. Знаете, когда-то я изучал английский и даже 3 года в специализированном классе с углубленным изучением английского. И, надо сказать, какое-то время я на нем "выезжал" и здесь, в Германии. Однако, это все же, Германия и говорят здесь все на немецком. Немцы очень любят свою культуру и язык и они хотят, чтобы все желающие учиться в Германии говорили на немецком. Лишь у музыкантов есть в этом смысле на сегодняшний день небольшая поблажка. В то время как студенты других ВУЗов должны предоставить сертификат о сдаче теста DAF, студенты музыканты имеют право на отсрочку сдачи этого теста в процессе дальнейшего обучения. Однако, не стоит обольщаться. Попав в немецкую среду, мне пришлось очень много обращаться к друзьям по разным пустякам, связанным с незнанием немецкого. Но это ещё цветочки. Мне отказали в открытии банковского счета в одном немецком банке в связи с незнанием языка, а также возникли некоторые вопросы со страховой компанией, неоднократно появлялись недоразумения по поводу предметов в ВУЗе и различных прочих бумажек. А, как известно, Германия - одна из самых бюрократических стран и бумаги здесь действительно оооочень много. И это ещё далеко не все о немецком языке. Не дай Бог Вам попасть в больницу и объясняться с хирургами на пальцах. Это хорошо, что у них замечательное оборудование, однако что они могут удалить при этом можно узнать только после удаления. Согласитесь, немецкий нужен). Да, конечно, ещё одна важная деталь - о хорошей работе по специальности без немецкого языка можно не мечтать.

  Вообще о Германии можно почитать на многочисленных сайтах русскоязычного контингента в Германии. Все пишут о том, как здесь все иначе, какие особенности. Среди них есть вещи всем известные, такие как немецкая пунктуальность и точность. Скажем, я живу в доме, окна которого выходят прямо на остановку. Автобус ходит ровно по часам, но плюс 5 минут - минус 2 минуты. Когда не попадаешь в этот интервал, то это очень дисциплинирует впредь, потому что по цепочке сразу не успеваешь на ряд других мероприятий. Причем сами немцы могут сказать - "ничего страшного", однако можно в этом также прочитать, что ничего хорошего затем и не жди. Никто здесь ни за кем не бегает. Здесь все мило, однако и практично. В магазинах музыкальных инструментов нормальное дело получать скидки, а порой чашку кофе или чаю. Зимой некоторым колегам везет и они получают даже бутылочку вина от Деда Мороза. 

  Но это все опять же лирика. Что меня поразило в первое время после приезда из Беларуси в Германию - это студенты со всей планеты, со всего земного шара!. Вы только представьте себе! Мы некоторые национальности можем видеть только по телевизору, а порой и вообще не слышать. А здесь они все - Япония, Бразилия, Иран, Тунис, Мексика, Италия, Испания, Уганда, Франция и т.д. Все эти люди живут в мире со своими различиями в языках, культурах и религиях. Скажу Вам - это очень интересно и здорово. Именно в такие моменты начинаешь особенно ценить свою национальную принадлежность, когда белорусские песни, язык да и вся культура предстает в ещё более самобытном свете.

 

Каб любiць Беларусь нашу мiлую

Трэба у розных краях пабываць.

Разумею цяпер, чаму з выраю

Жураулi на Палессе ляцяць...


  К сожалению, на вопрос о столице Беларуси образованные немцы говорят порой Киев. Уже отсюда можно сделать ряд выводов..

  Здесь совершенно иначе устроена система медицинского обслуживания. Об этом всегда найдете информацию. Каждый человек имеет обязательно счет в банке и большинство денежных операций осуществляется посредством банковского счета: не только получение зарплаты, а также оплата за жилье, покупки товаров, и даже порой просто покупка кока-колы в уличном автомате возможна через банковскую карточку. 

  Первое время была привычка переводить цены в магазинах на наш манер, сопоставлять с ценами Беларуси. Скажу Вам, что этого делать не стоит. Также как здесь другие зарплаты, цены здесь также другие. 

  Если Вы захотите сходить в магазин вечерком попозже, то это может дорого стоить, так как обычные магазины закрываются довольно рано, а позднее остаются только варианиы подороже как то заправки или даже рестораны (я имею ввиду поход за едой, конечно же).

  Ну и так далее. Об этом можно ещё много говорить. Буду рад услышать вопросы и ответить на них.

  Обучение и поступление. Первое - здесь другая система обучения. Итак, мой ВУЗ в Карлсруэ (это город такойLaughing) имеет три ступени, так сказать. Обучение на гитаре состоит из трех этапов или ступеней - ступени бакалавр, мастер и концерт-экзамен. Не подскажу сходу сколько учиться на бакалавра. Но обучение мастера длится 2 года также как и обучение на ступени концерт-экзамен. Я, имея диплом о высшем музыкальном образовании, мог претендовать обучаться на ступени мастер. 

  Расскажу подробнее как все может делаться. Я собрал все необходимые документы для поступления и подготовил программу экзамена. О перечне документов можно уточнить отдельно. Далее получаю визу и сдаю экзамен. Потом благодарю всех друзей за помощь и еду домой. Дале жду, жду, жду. .  . надеюсь на поступление (результат опять же приходит по почте в виде тех же немецких бумажек с указанием кучи пунктов правил и параграфов из них), далее, не поверите, но приходит подтверждение о долгожданном поступлении и приглашении на учебу. Казалось бы все супер! Но нужно снова ждать получения уже немецкой национальной визы и это надолго. Жду, жду, надеюсь, проходят месяцы, уже давно начался учебный семестр, нашел работу в Москве (после того, как Белгосфилармония перестала нуждаться в моих услугах), потом не жду, не надеюсь, потом вообще "забиваю" на эту учебу и вдруг приходит положительный ответ! УРА!!!

  Продаю все, что было возможно продать и еду на учебу. В первом семестре посещаю один раз в неделю специальность (занятия проходят очень вдохновенно и интересно и я просто счастлив), один раз в неделю немецкий язык и все... Все остальное я отучил дома и привез соответствующие документы. Однако, здесь есть целый ряд предметов, которые можно просто посещать по своему усмотрению, на выбор. За посещение уроков мы получаем не оценки, а баллы. И уже в конце второго семестра!! благодаря моим блестящим знаниям немецкого я узнал, что при недоборе баллов можно собирать вещи и ехать домой. Также можно ехать домой при своевременной неуплате за обучение (в семестр это около 600 евро на сегодняшний день, земля Баден Вюртемберг, а для сравнения в Минске ещё при моей учебе эта сумма превосходила 1500 бакцов в год или я ошибаюсь?). Далее. Никаких экзаменов пока нет, никаких зачетов и прочего. Всего выступить в концерте под веселым названием "Гитара плюс" в конце семестра. Это открытый концерт всего класса гитары. Примечательно, что я не встречал недовольных учениками учителей или наоборот. Все довольны и всем хорошо. Никто ни к чему здесь не принуждает. Занятия проходят всегда вдохновенно, в доброй и творческой атмосфере. Всем все в кайф и люди занимаются любимым делом и получают огромное удовольствие от занятий музыкой. Что и говорить - могут себе это позволить. Примерно в двух словах так).

  Как Вы понимаете, домой я не поехал, а одолжил большую кучу евров на жизнь и учебу. А чтобы их отдать нужно срочно найти работу. Варианты для студентов примерно следующие. По специальности - обучение гитаре детей и взрослых в частных музыкальных школах, частная практика преподавания, концертная деятельность, игра на улице тоже имеется в арсенале. Не по специальности - МакДональдс и прочие забегаловки, грузчик, развозчик пиццы и разносчик газет за ооочень скромные гонорары. 

  Естественно, всем хочется работать по специальности. Не поверите, но и зарабатывать тоже. И что совсем удивительно - это здесь оказывается возможно. ОГО! 

  Я все же решился на преподавание в музыкальной школе. Здесь большинство музыкальных школ частные и чтобы попасть на работу в муз.школу нужно пройти собеседование с директором и , внимание!, договориться о цене и прочих условиях! Вы себе такое можете представить в совке - договориться с директором?! Ну не знаю. Смотря о чем, конечно). Но в первую школу меня не взяли. Думаю, не потому что я сказал о своей мечте зарабатывать миллион долларов в год для начала. Думаю, опять же, из-за языка. Да. Так и сказали - иди и учи. Я и пошел. Добавил правда - I'll be back, как же это на немецком звучит, эээ... aber egal. Но далее на курсы немецкого меня подвигло другое. Ах да, я совсем забыл это сказать. Домой можно от этого было тоже собираться). В конце первого семестра мне нужно было принести в секретариат хох шуле сертификат о сдаче того самого теста DAF или опять же бумажку о том, что я посещаю и оочень активно курсы немецкого языка. И что Вы думаете я сделал? Я настолько активно их начал посещать, что записался аж в две школы немецкого сразу. Стоит это денег немалых и посему, опять же, рекомендация - готовьте немецкий дома. Дома ещё пока дешевле.

  Надо сказать, что и результат был вскоре налицо. У меня появилась работа. Но об этом я расскажу в другой раз.

  Здесь же хочу добавить об учебе и студенческой жизни. Живут студенты в каких-то общежитиях (но мне недосталось такое и поэтому нечего об этом сказать) или снимают квартиры или комнаты в квартирах, что здесь называется WG. Жилье достаточно дорогое. А ещё дорогие коммунальные услуги. 

  В Карлсруэ есть большой технический университет и поэтому студенческая жизнь здесь ещё та! Правда, я большой домосед и лишь слежу за объявлениями - то то происходит, то это. Здесь огромное количество концертов, мастер классов, различных фестов, пати и прочего, а также футбола, пива ну и . . да много всего. Но, повторюсь, я  в этом мало пока задействован. От нашей хох шуле я недавно посетил концерт самого Бобби МакФеррина в Бадан-Бадене всего за 5 евро! А вообще здесь принято так, что просто приезжают все мировые звезды. Даже российские звездочки). В Минск приезжают не все, а сюда все. Причем очень часто и много. Я даже не берусь перечислять. Все студенты здесь имеют возможность смешиваться между вузами. Это что-то вроде общего студенчества. У нас такого нет или не в такой степени. Например, в одном общежитии могут жить ребята из разных ВУЗов. У нас, как правило, только студенты ВУЗа проживают в общежитии этого ВУЗа. Ну, примерно так.

  У музыкантов и гитаристов в частности есть возможность активно участвовать не только в общественной жизни, а также в концертах. Часть из них бесплатная, однако другая часть вполне оплачиваемая (на пирожок может хватить). Например, выступление в региональном концерте в какой-нибудь церкви оплачивается исполнителю от 75 евро. Это исполнителю студенту, заметьте. Конечно же, если иметь другие контакты, то и цены, соответственно, другие будут. Для сравнения мой сольный концерт в двух отделениях в Белгосфилармонии стоил мне в лучшие времена около 50 бакцов, причем, что билеты я распространял собственнолично и благодаря моим коллегам и друзьям. А в худшие времена мне было даже неловко предлагать моим коллегам-участникмм концерта 23 тыс. в 2010 году, моя же оплата составляла около 50 тыс., а декорация в виде искуственных цветов стоила 60 тыс. Таким образом искусственные цветы стоят в Белгосфилармонии дороже живых исполнителей... ну, или я не такой какой.. судите сами).

  Строчкой выше я затронул одну из перспектив исполнителя-гитариста в Беларуси. Белгосфилармония считается далеко не самым плохим вариантом. Так же есть возможность преподавать в музыкальных заведениях, выступать в андеграундных концертах или сменить специальность, что многие и делают. 

  В Германии все эти перспективы также имеются. Однако самая главная из них - возможность быть концертным исполнителем - всеже более реальная, чем в Беларуси. Хотя, скорее всего, Вам придется все равно заниматься педагогической деятельностью. Так уж все устроено. И я имею ввиду здесь специалистов в области именно классической гитары. Да, могу добавить хорошую новость. Занятие преподавателя в музыкальной школе Германии длится обычно 30 мин, один раз в неделю и зарплата при наличии 10 учеников (а это всего 5 часов работы) в среднем составляет 400 евро в месяц. 

 

  Я не ставил задачу написать научную работу об учебе и жизни гитариста-студента в Германии, однако в занимательной форме ответить на вопросы моих друзей и коллег, которые они мне порой задают. И я буду рад, если этот материал кому-то будет полезен и интересен или даже если он кого-то просто развеселит. А если у кого-то возникнут ещё и вопросы, которые в виде комментариев размножатся ниже этого текста, то я просто не знаю что сделаю. Напишу, пожалуй, ещё что-нибудь веселое)

  Mit freundlichen Grüßen

R.A.

Поделитесь этой информацией

Комментарии

очень занимательно и поучительно! обычно, читая подобные блоги,  видишь, как все по маслу у человека получалось, и проблем не было, что в принципе не бывает в новой стране и с другим языком! а тут все, как есть!! и все, между прочим, РЕШАЕМО!!!!!

Здравствуйте! А не моглим бы вы поподробнее описать момент поступления в эту школу? Когда сдаются экзамены, как они вообще проходят?  Может, есть свои какие-то нюансы заграничного поступления? 

Значит дела обстоят так. В немецкие ВУЗы есть возможность поступать два раза в год, в отличие от ВУЗов наших. Однако, в какое время - зависит от конкретного заведения. 

Я сдавал экзамен в феврале, чтобы поступить на летний семестр (здесь имеется два семестра - летний и зимний). Сдавал только спец.предмет - гитару. Для этого экзамена готовил программу примерно на пол часа. Экзамен проходил в гитарном классе. Желающих поступить было несколько человек. Из педагогов было 3 человека. Примерно так.

  Особенно хочется отметить, что без помощи моих друзей это поступление было бы гораздо более сложнее. Дело в том, что подача документов, уточнение сроков, да и вообще "вливание" в эту систему требовало помощи друзей. Я им очень благодарен за это. Документы в разные ВУЗы могут быть разными. Для их подачи и пересылки в школу их нужно перевести и заверить перевод у нотариуса. 

Ну спец. сдается здесь только если поступаешь на мастера или
концертэкзамен. Для поступления на бакалавра надо сдать еще теорию.
скажем так-с хорошей подготовкой среднего музыкального учишища сдать
теорию без проблем. во первых-музыкальный диктант играют по два такта,
повторяют много раз. определение интервалов, ритмический диктант,
гармонические задачи...пожалуй тут надо сделать отступление. В Германии к
музыке подходят с точки зрения стилей, или скажем традиций, музыкальных
канонов, принятых в различное время. Поэтому и задания
соответствующие-гармонизовать в стиле Баха. Или в стиле моцарта. А еще
любят дать отрывок произведения, тактов на 8, чтобы человек, глядя в
ноты, мог сказать, к какой эпохе относится произведение, и почему.
причем по теории надо набрать....(барабанная дробь) от 25 до 50
процентов (в зависимости от заведения) правильных ответов. В некоторых
заведениях можно завалить экзамен по теории, но если сдал экзамен по
специальности, тебя возьмут все равно, дав возможность к концу первого
семестра пересдать вступительный экзамен по теории. А в целом
немаловажный фактор-за несколько месяцев до экзамена встретиться с
преподователем по специальности, сыграть предварительно программу,
спросить его мнение, выслушать совет по поводу предстоящих экзаменов.

Лень, а открой секрет, на бакалавра учиться - тоже платное удовольствие? Как дорого это стоит? 

Есть слух, что в следующем году плата за обучение может уменьшиться.

Открываю секрет-в Германии ввели недавно закон о взносах за учебу в районе 600 евро в семестр, независимо от бакалавра, магистра, физика, химика, социального работника или какой другой специальности. Относится к высшему образованию. Насчет слухов не знаю, привык пользоваться проверенными данными. Есть какие то льготы многодетным семьям либо студентам, у которых есть дети. Кажись так, но точно не помню. Уголовный..точнее гражданский кодекс полистать надо

Рома, как ты и просил переадресовываю свои вопросы на твой блог: может что подскажешь про заработок в других сферах деятельности для эмигрантов, без знания языка на првое время. какие размеры заработной платы в среднем(сколько стоит рабочий час)?
сколько стоит снять квартиру, сколько уходит на питание на одну персону? Заранее благодарен за инфу.

  Уважаемый гость, простите, что вторгаюсь в вашу беседу:) но позвольте выразить свое мнение по поводу тех вопросов, которыми Вы интересуетесь:) Если вы являетесь музыкантом (гитаристом, домристом, флейтистом и т.д.), то не кажется ли Вам, что идти по своей стезе намного проще, тем более, что тропинка "протоптана" (в смысле, есть диплом об образовании и осталось только найти шуле в Германнии, подготовить документы и поехать на учебу. Считается, что в Германии одно из лучших образований в Европе, неужели получить такое образование Вас не привлекает?). Здесь многие музыканты учатся, работают по специальности. На мой взгляд, такой вариант отъезда за границу  самый  благоприятный. Но, конечно, не стоит ждать, что все сразу к ногам упадет! Если идти по своей специальности, то возникают трудности, и трудности не только языкового плана (Это же совершенно другой мир!).  Без знания даже языковой базы вам и булочку в магазине не продадут. Еще раз повоторюсь, что речь идет о цивилизованной стране, где существуют страховки и различные гаранты жизнеобеспечения, если брать в рассмотрение Германию, то многие отмечают (не без заслуги), что страна эта бюрократическая и по приезду каждый, кто хочет, чтобы у него не возникли проблемы с дальнейшим пребыванием здесь, рано или поздно столкнется с этим. А как будут решаться такого рода вопросы, если Вы не знаете язык?  :) Вопрсов на самом деле и сейчас много, а если Вам удастся приехать, то их будет еще больше.  К тому же маааленький такой нюанс: а как Вы собираетесь приехать? На какой тип визы будете подавать документы? Не думаю, что есть такой тип визы как "разнорабочий", а рабочую визу  Вам врядли выдадут (может, в какую-нибудь другую страну, куда попасть намного проще в плане различных документов, если уж так хочется работать разнорабочим). В этом плане, опять же, обучение имеет свои преимущества.  

  По поводу квартир, то етсь разные варианты. Есть  квартиры (1,2,3-комнатные и больше), с мебелью и без, стоимстью от 200 и выше. Есть варианты с WG, это когда, скажем, снимаете комнату в двух-трех комнатной квартире. Получается что-то типа общежития или коммуналки, как в старые и добрые времена. Так в основном живут студенты :) 

  По поводу питания, то здесь существует разная категроия магазинов (дорогие, среднеие по ценам и относительно дешевые). Но  нельзя точно сказать, сколько у вас уйдет в среднем на пропитание, ведь не знаешь какой аппетит:) На самом деле, нужно ориентироваться где-то в сумму от 150 и выше в месяц. 

 

Уточню, что стоимотсь за проживание складывается из аренды комнаты/квартиры (она может быть разной, может быть 1-к-кв за 200, а может быть комната в WG за 360) + расходы на отопление и воду (это примерно 100-150, а в некоторых случаях и выше) + иногда просят заплатить залог на несколько месяцев вперед (тут сумма может  варьироваться вообще) + если наткнетесь на посредника, то должны будете заплатить ему тоже немалую сумму.

Большое спасибо за инфу

  Ну, я смотрю, что беседа здесь пошла. Очень радует.

Начну с конца ответа. О проживании справедливо сказано в предыдущих двух комментариях от Alien. Говорят, что здесь относительно недорогое жилье для покупки, однако, что касается аренды, то оно явно дороже, чем мы ожидаем. Плюс дорогие комунальные услуги в сравнении с аналогичными минскими показателями. Скажем, если в объявлении стоит цифра примерно в 270 евро за комнату в 3-комнатной квартире, то в конечном итоге после выплаты комуналки сумма может вырасти до всех пятисот. Но это не значит, что нет дешевле. Нужно просто искать хорошенько. Бывалые говорят, что можно уложиться даже в 200 евро.

  Я не очень знаю о ценах на другие работы - лишь примерно - около 5-12 евро в час. Но здесь высоко ценится профессиональное образование и, скажем, преподаватель-гитарист вполне может расчитывать на 15-25 евро в час, будь то музыкальная школа или частные уроки. 

  В свое время я искал работу не по специальности когда в этом была острая необходимость. Но когда я нашел работу по специальности, то почувствовал разницу даже не приступая к первому варианту. Думаю, здесь все понятно...

  Что касается разноработ, то, думаю, здесь есть много такого. Но, действительно, получить визу для такого вида деятельности я просто не представляю как. Если же вопрос с визой уже решен, то работу без знания языка и пр. найти вполне возможно (заметьте, низкооплачиваемую. Устроит ли это Вас?)

  Гораздо лучше заниматся специальностью и работать по ней. Кстати, даже уличные музыканты зарабатывают по традиции в Германии гораздо большие деньги, чем на родине. И поэтому, особенно летом, здесь много подобных коллективов и исполнителей. Может быть стоит, все же, об этом подумать.

  Как-нибудь стоит обсудить тему уличных музыкантов в отдельном блоге, что скажете?)

Рад быть полезным моим друзьям!

p.s. чуть не забыл про питание. Я трачу на питание около 250 евро в месяц, не посещаю никакие рестораны и в основном покупаю продукты в магазинах типа лидл, алди, реве. Примерно так.

 

 

Насчет работы, скажем так-Германия пратически единственная европейская страна без четкой тарифной системы. Плюс с последними реформами с работой стало совсем тяжело. Было принято много нелогичных законов, не в пользу рабочего. В основном это как раз касается приработка, работы с частичной занятостью. Есть что то вроде профсоюза студентов (Studentenwerk), организация, старающаяся выбить для студентов более приемлемый зароботок, ибо многие студенты не могут себе позволить работать много-иначе просто вылетят. Нагрузка в местных ВУЗах достаточно интенсивная. У меня были периоды, когда нужно было срочно найти дополнительную работу, но на самом деле музыкально-педагогическая деятельность более благородное (и более высокооплачиваемое) занятие.
Насчет жилья-все зависит от района, насколько он близок к центру. Иногда в пригороде снять получается гораздо дешевле, чем в черте города, собственно с местной транспортной системой это не всегда проблема. Студенты могут попробовать устроиться в студенческое общежитие. Самое дорогое которое у меня было-250 Евро, включая свет, воду, отопление и подключение к интернету. В данном слуаче сумма окончательная. Местное общежитие-это комната на человека, с совместной кухней на несколько персон.

Насчет еды-в принципе я укладывался в 100-150, если конечно не нападало желание отведать чего нибудь изысканного или просто было отстутствие свободного времени и желание питаться фаст фудом.

Кстати, дорогой гость-если вы легальный эмигрант из бывшего СССР-а их в Германии два типа-немцы, решившие вернуться на этническую родину, либо евреи, вовремя подавшие документы на въезд в Германию, ну или близкие родственники, желающие воссоедениться с семьей-то вы попадаете под категорию немецкой социальной системы, прожиточный минимум вам будет обеспечен, включая крышу над головой. Так что первое время о работе можно и не думать. А если вы не относитесь к какой то из двух категорий людей, то вы не эмигрант, а просто турист, гость из далекой страны.
ПЫ. YES. Ну и по поводу языка-без него продадут в магазине булочку, немцы народ предприимчивый, плати деньги и говори на любом языке, каком хочешь :) А вот если сам захочешь продать булочку-тут уже без языка сложнее

Меня вот заинтересовало 2 момента
 
1. Считается, что в Германии одно из самых лучших музыкальных образований в мире....
А можно ли узнать пару имен гитаристов , которые родились , выросли и получили образование в Германии.
Может их можно на YouTube увидеть? И чтоб это были именно немецкие гитаристы.

2 .Учатся в Германии студенты музыканты со всего мира...
А много ли немцев желающих получить музыкальное образование?

Ну, прожив в Германии 10 с лишним лет я увидел кучу нестыковок с общемировыми представлениями о Германии. Во первых-надпись Made in Germany уже давным давно не является знаком качества. Более того-во многих случаях товар, выдаваемый за немецкий закупается-или заказывается, изготовляется-да да, в Китае. А в Германии тупо отклеевается этикетка Made in China и наклеевается та самая. Многие знаменитые немецкие брэнды, которые выпускают свою продукцию именно в Германии, делают хороший товар-но по классификации 70 годов, когда они были передовыми. Просто с тех пор мир двигался вперед, а Германия крутила пальцы-мы типа передовые. Коррупция, низкий контроль качества и многие другие аспекты не меньше чем в России, просто люди здесь улыбчивые и дружелюбные, ну и улицы чистые, да и дороги не разбитые, поэтому и кажется, что тут полная идилия. Кстати, сфера услуг здесь как в советском союзе, и с каждым годом все хуже и хуже. Доставка пиццы на дом есть, это запросто, а вот вернуть сломавшийся китайский миксер в течение гарантийного срока-только через адвоката и со скандалом. не всегда, но очень часто, нужно проявлять характер. То же самое и с образованием. Начиная со школы. Детей до 7 класса не учат ничему. Дети часто не могут сложить пару дробей, умножить в уме без калькулятора, при этом они проводят в школе и дома за уроками дни напролет, поэтому ко мне приходят ученики с невыученным произведением-не хватило времени. Бывает, начинаешь объяснять вполне взрослому ребенку, почему когда зимой с улицы приносишь холодную гитару, первые десять минут настраивать ее бесполезно, у ребенка глаза становятся раза в два больше-он вдруг узнает, что от нагревания предметы расширяются. В первом классе не ставят оценок-дети еще не умеют ни читать, ни писать, им только звездочки рисуют. Почему так делается? Есть мнение, что дети маленькие, их нельзя нагружать знанимями, ибо это травмирует детскую психику. И вот начинается 8 класс. На ребенка вдруг резко вываливается куча информации, которые в СССР осваивали на протяжении 8 лет. И мозг реально начинает пухнуть, дите не успевает усваивать школьный материал и бросает занятие по гитаре-в связи с чем мне приходится искать других учеников. После чего 81 процент немцев решает-если здесь так сложно-что будет в универе? И они правы-в универе начинается ого го что. Ибо высшее образование-слава богу-преподают здесь на ура. Но не гуманитарное. Технические науки или медицина-да, там много природных явлений, которые невозможно обойти, их нельзя трактовать по другому, закон всемироного тяготения или электрические явления или набор единиц и нулей-это информация, которую не очень то потрактуешь как то вот эдак. Экономика, менеджмент, филология и еще чего, где нужно оперировать абстрактными понятиями-где угодно, но не в Германии.
Это была прелюдия к вопросам.
О музыкальном образовании в Германии....да, у него есть свой уровень. Причем здесь воспитывают практиков. То есть музыкант должен в совершенстве освоить свой инструмент. Но вот как это делается...я собирался поступать в высшую музыкальную школу в городе Карлсруэ, ну и готовился по теории у бывшей выпускницы Гнесинки. И вот она с удивлением узнает, что первые пару семестров студент проводит в школе максимум 10 часов в неделю. В то время когда студенты проводили в гнессинке иногда по 8 часов в день. Сложилось такое впечатление, что на местных студентов вываливают информацию, а занимаются они дома. Причем первые 3 с половиной года, когда они учатся на степень бакалавра, они должны усвоить теорию,  улучшить слух и прочее. После этих лет они получают степень бакалавра, а захотят ли они стать магистрами-это их личное дело, но туды тоже надо вступительный экзамент. И вот там только рефераты иногда строчи, пару лекций в месяц, и работа с преподавателем по специальности. Ну а так как ввели еще и студенческие взносы раз в полгода, то у меня пропал интерес поступать-за эти деньги я нашел бывшего доцента  по гитаре таллинской консерватории и еще пару людей по теории, а дома я уделяю практически все свое свободное время инструменту и музыке, плюс над душой не висит календарь с крайними сроками сдачи материала. Ну и еще несколько нелюбимых моментов немецкой бюрократии, без которых не обходится ни одно образование-правильное оформление материала. Занимались мы музыкальным анализом-помогал я одному человеку в оформлении ввиду знания немецкого. Ну заодно и посмотрел, что такое музыкальный анализ уровня выпускника местной высшей музыкальной школы, получающего степень магистра. Главная задача-не проанализировать музыку, а проанализировать экзаменатора. Есть тут много заморочек у профессоров, нету общей принципиальной формы, как оформлять, о чем писать, но каждый профессор считает, что это он единственный знает, как правильно оформлять работу-причем встречается это не только в музыкальной сфере, а в любой. Особенно весело приносить образцовую работу одного профессора другому, выдав ее за свою. Зачастую следует фраза-ты же вообще ничего не понимаешь в этой теме. Надо делать так....В общем нужно иметь не знания, не свое мнение, а мнение профессора. В этом случае нужно взять у профессора консультацию для сдачи работы, и за пару встречь понять ход мысли профессора. Но в целом готовят здесь хорошо-я еще не встречал выпускника, который не освоил бы свой предмет. Более того-практически все выпускники немецких высших учебных заведений-неважно какой специальности-работают по профессии. Когда я рассказваю немцам, что большинство моих одноклассников окончило-например институт пищевой промышленности и работают переводчиком, физико-математический и работает менеджером, кулинарный техникум и работает продюссером на телевидении, они удивленно восклицают-как такое может быть?
Насчет имен мне сложно сказать-я не слежу именно за классическими гитаристами, так что может кто и подскажет из присутствующих. До недавнего времени я не знал ни Тибо Ковена, ни Марчина Дылу, ни многих других. Я люблю следить за развитием музыки в целом-будь то Майкл Джексон или народный артист России Юрий Богданов.  В музыкальном плане основным экспортным продуктом Германии является все таки хэви метал. А вот с блюзом тут не заладилось-не встречал я интересных немецких блюзменов. А классические музыканты как всегда не добрали рейтинга, поэтому их не влключили в радиоэфир, вот и приходится самому заниматься "археологией"-выискивать хороших классических музыкантов. Ну и насчет немецких музыкантов-здесь популярна форма обмена иностранными студентами, так что нередко немецкие студенты могут с годик-другой поучиться за пределами германии, получив при этом диплом немецкого заведения. В целом-профессор по гитаре Борис Баггер из высшей музыкальной школы Карлсруэ вполне подходит требованиям человека, родившегося, выросшего и окончевшего музыкальное заведение в Германии.
http://www.borisbagger.de/video.htm

Немцы, желающие получить музыкальное образование есть, их много.  Хотя зачастую среди студентов музыкальных заведений больше приезжих, чем немцев. Однако я не стал бы делать из этого какие то выводы-дело в том, что музыканты из не совсем благосостоятельных стран рассматривают учебу в германии как способ вырваться в европу и иметь здесь возможность зарабатывать музыкой, а не мытьем посуды.

Спасибо , что нашли время на такой дивный рассказ о Германии.
Мне действительно понравилось о собственном мнении каждого профессора.
Это ооочень как у нас было в Белорусской Академии Музыки. Видно люди везде одинаковые -особенно профессура.
Каждый препод начинал с фразы"Вы вообще ничего не знаете и не понимаете..."
Особенно запала в память реплика одного нашего дорогого дирижера
"Да хтож так Брамса играет .Его чтоб сыграть надо 4 раза жениться!"
 
Сразу вспомнился анекдот о 2 студентах композиторах.
1 студент сидит грустный , 2 спрашивает"Ты чего?".
"Да вот понимаешь задали оперу ! написать..."
"Так это легко. Возьми оперу своего препода -поставь на реверс и запиши.Скажешь современный стиль и т.д."
Прошло пару дней .Опять  встречаются эти двое -первый опять тоскливый сидит.
"Ну что ?Написал?"
"Да ты понимаешь поставил я его оперу на реверс -а у меня "Волшебная флейта " Моцарта получилась:(

Хотелось бы еще узнать какие перспективы получения вида на жительства или прописки или(чегоонитамещепридумали)
после обучения в немецком вузе. Реально ли приезжим студентам там остаться на ПМЖ?

Ну вот и я сейчас немножко попишу. Привет, друзья!

Леня, конечно, Ты большой молодец! Ты всегда пишешь такие огромные комментарии, Тебе есть что сказать, что мог писать такие же здоровские собственные блоги. Хотелось было с Тобой поговорить о расширении тел при нагревании ))) и о том, что физику начинают учить с 7 класса, но, думаю, что тема-то другая! Ты действительно прав на счет многих вопросов. И по-поводу анализа - это Ты про мой же случай, верно? Если да, то я до сих пор не понял, как оценивали мою работу. Это было с одной стороны смешно, но с другой, как-то, грустно. Мне нужно переделать было работу, над которой я работал с одним учителем, при этом не объяснялось что не так, а я просто перенаправлялся к другому учителю. При этом он просто сказал как это было бы лучше исправить, но некоторые вопросы я должен был бы уточнить чуть ли  не у самих экзаменаторов. Короче говоря, смешно с их бюрократии. В этом случае я вспоминаю блестящий фильм "Автостопом по галлактике". Смешно, но грустно одновременно. Ведь мы на это тратим свои жизни, на подобные глупости... Но не буду отходить от темы.

  Ксюша, спасибо Тебе большое за активность и хорошие вопросы по теме. Я ведь специально не задумывался - а кто же из немцев тут так крут ну хотя бы по классической гитаре?!. А вот небольшой и скромный список. Получается, что очень мало знаю до сих пор об этом. Или действительно так много иностранных преподавателей и студентов (последнее 100 процентов верно! И Лёня говорит об этом очень понятно в конце своего комментария). 

Итак.

Андреас фон Вангенхайм, немец, гитарист, копмозитор чуть-чуть, преподаватель с большим опытом по гитаре, проживает в Швейцарии, преподает гитару в Высшей школе музыки Карлсруэ. Веб сайт andreasvonwangenheim.com. На его сайте написано, что получал образование в Германии (Гамбург) и в Швейцарии (Базель).

Хуберт Кэппель, немец, гитарист, преподаватель, директор крупного гитарного фестиваля в городе Кобленц, автор школы по развитию современной гитарной техники (о ней, кстати, писалось уже на этом сайте), учился в Кёльне и том же Швейцарском Базеле. Веб сайт hubertkaeppel.de.

Вот, собственно, парочка немецких известных гитаристов и педагогов. Но есть ещё, думаю, многих из которых я не знаю. Вот, например.

Товарищ профессор Томас Офферман thomasoffermann.com, немец, учился в Кёльне.

Ну и, конечно же, Тильман Хоппшток. Учился как гитарист и как виолончелист в Дармштате (Германия) и в Кёльне. Так вот отчего у него такие уши. В смысле - отличные! Слух! Слышал о нем только самые хорошие отзывы, но фактов знаю мало. Кажется, он сочинил какую-то очень сильно замудреную сонату в классическом стиле, но совершенно технически сложная (возможно, я ошибаюсь, надо проверить эту инфу при желании). Веб сайт t-hoppstock.de.

Как-то примерно так. Конечно же, мы гораздо больше знаем Роберто Ауселя (Аргентина), Тадаши Сасаки (Япония), Марчина Дыллу (Польша), Романа Вязовского (Украина) и других преподавателй и гитаристов высокого мирового уровня, которые тесно связаны с Германией. Но это ещё одна тема для разговора.

p.s. получить вид на жительство и прочее иностранному студенту после окончания немекого ВУЗа очень реально. Надо прожить в Германии около 6-8 лет.

Наконец нашла время и посмотрела Бориса Баггера (Вивальди Концерт Ре-мажор). И мне действительно понравилось как он играет. А я вообще "ядовитый" критик и мне чаще все не нравиться:) Стараюсь правда все вслух не озвучивать-а то побьют еще. Да и так считаю, что все плохое народ и сам увидит и заметит, а хорошеее можно и похвалить.

Так вот о Борисе... особенно понравились 2 вещи.

1.Качество звука. Звук теплый , объемный и "богатый".
2.Манера держаться на сцене. Мне кажется он просто само спокойствие -никакого волнения и мандража-человек просто наслаждается своим любимым делом.
И под конец ролика его взгляд попадает и в кадр и он улыбается-так хорошо и радостно. А ведь это очень сложно -качественно играть и вот так улыбаться как будто  дома с друзьми беседуешь. Чаще на моей памяти народ (конечно студенческий народ ) имел очень напряженные лица во время концертов. 

Спасибо Ром за другие ссылки, я их тоже посмотрю с огромным интересом.
Вот вызывают у меня долю скептицизма уж очень технически замудренные вещи-а для гитары ли их писал товарищ Хоппшток? Возможно это было просто музыка,а он решил ее для гитары  переделать? Или других исполнителей не сыскалось на других инструментах?

PS 6-8 лет для возможности  жить в Германии не так уж и плохо. Может тогда можно и потерпеть некоторые "тараканы" в головах вышестоящих.
Ну этож просто классика : Ты начальник-я дурак , я начальник-ты дурак! Мой совет - меть в начальники и тогда всегда будешь прав.
В штатах некоторые и по 10 лет ждут грин-карту, к счастью . все ее получали на моей памяти из моих знакомых. Правда бывает.что народ просто уезжает не дождавшись и тогда обратный путь закрыт и надо заново начинать все юридические процессы получения.

А еще мы действительно много времени в жизни проводим в совершенно "левых " ненужных занятиях и вещах. Но в процессе этих "ненужных" занятий мы накапливаем багаж эмоций , чувств, воспоминаний и еще много чего , что потом и воплощаем в своем творчестве. Так , что пожалуй может мы вовсе ничего и не теряем занимаясь порой "не своим делом" как нам кажется...

Ну насчет  не совсем потерянного времени...сложно сказать. Вот у меня детство было тяжелое, игрушки восьмибитные...в общем при всем моем желании обзавелся я гитарой очень поздно. А потом по совету родственников пошел получать "востребованную" профессию. В результате мне до сих пор приходится бороться с техническими моментами исполнения. Эмоций через край, а вот выразить их в музыке не всегда удается по техническим причинам-ну или скажем, с бОльшими усилимями, чем человек, который не терял время на посторонниве вещи, а просто занимался своим делом. А багаж эмоций-да в принципе всегда будет при тебе, просто возможно несколько иных

Во многих технических решениях кроются хитрости и много технического труда. В какой-то степени что-то удобнее и легче дается во младшем возрасте, однако очень многое доступно и позднее. И тому есть примеры. Так что добавить можно только то, что нужно искать решения и большое этими решениями заниматься. Нужно ставить четкие задачи и их решать, пусть даже эти задачи и будут маленькими. Это трудно понять, возможно, и поэтому проще воспринимать "в штыки", но я это говорю из своего опыта. Другое дело, что кому-то технические трудности даются легко, а кому-то сложно. Но это не всегда связано с возрастом. Это что-то другое.

 

Я имел в виду-к тому возрасту, когда я вообще взял гитару в руки, люди в консерватории поступали. Это все равно что учиться читать в 30 лет. То есть-человеку, начавшему читать в 30 летнем возрасте сложно защитить докторскую диссертацию. Ну по крайней мере в те же 30 лет, когда доктора наук начинают свою карьеру.  Ну и к 50 годам можно сравняться с виртуозами-наконец то я дорасту технически, а они начнут потихоньку деградировать :)

Отличная статья! Интересно как все складывается у тех кто в Германии :) Я в Португалии сейчас проживаю, язык пока очень плохо знаю. Тоже начал учится играть, только не на гитаре а на бас-гитаре. Тут есть пару местных учителей, но из за мих проблем с языком, я пока видео уроки штудируют, пока-что хватает информации. Кстати если кому интересно вот http://lookandplay.net/videoschool-bass-guitar . Интересно узнать, Ром как вы относитесь к обучению онлайн?

Я не Ром , хотя вопрос адресован ему , но попробую выразить свою точку зрения. По-моему любое обучение лучше проходит  на уроке при личном присутствии педагога. Живой педагог рядом всегда сможет исправить все неточности с помощью наиболее эффективных методов . Да и ему будет легче заметить возможные ошибки ученика. А обучение он-лайн -это один из вариантов обучения. Хотя опыт показывает, что если человек действительно стремится к знаниям и захочет освоить искусство игры на гитаре , то он будет использовать все возможные источники информации об исполнительском мастерстве (книги-журналы-фото -видео -интернет и даже старинные грампластинки ).

Я тоже не Ром, но все таки.....
Насчет обучения у педагога-тут все по разному. У меня без него ничего не пошло. Играть хотелось хорошо, как гитаристы Х. Y и еще может быть Z.  Они наяривали на ура, самому дойти мозгом-как они это делают не получалось, пришлось заниматься с педагогом. И когда у меня начало получаться, я с удивлением узнал, что подготовка у меня гораздо выше, чему у гитаристов X, Y и Z-они были самыми настоящими самоучками. Такой вот удар со стороны великих музыкантов. 
Однако подготовка дала несколько положительных моментов-например-заниматься анализом, подходить профессионально, а главное-творчески. И это пригодилось, когда я сам взял в руки бас. 
Не то, чтобы шибко хотелось, но я мог извлечь из этого инструмента пару связанных звуков, а поскольку без него ни одна рок композиция не обходится, прикупил я его себе как дополнительный инструмент. И точно также нарвался на видеоуроки в ютубе и просто мастер классы-Виктора Вутена, Стива Бэйли, Били Шихана, и прочих виртуозов. Как то позвали меня в группу Wildness-у них не было человека, который дергал бы за толстую струну, а у меня был инструмент. Почему то им понравилась моя манера игры, и они порешили, что я всю свою сознательную жизнь только и занимался тем, что изучал бас. С тех пор меня приглашают басистом в разные группы, проекты и просто в качестве студийного музыканта. Диск группы Seven Nails с моим участием в качестве басиста продается во всех возможных магазинах Европы, в данный момент я работаю с группой Dante, исполнающую достаточно технически сложную музыку. Мне предоставили полную свободу в плане сочинения, исполнения и интерпретации басовых партий, ссылаясь на то, что до этого бас записывался либо гитаристом, либо не особо виртуозным басистом. Оно конечно приятно, однако все таки немного смущает-я басом никогда не занимался плотно, и являюсь полнейшим самоучкой, который как раз и обучался по видео, ютубу, интернету, да и то, не столько учил, сколько просто проглядывал ролики в поисках пищи для размышлений. Когда я все таки беру в руки гитару, на меня смотрят скептически-вроде как зачем басисту гитара. Тот факт, что имено гитарой я занимался долго и плотно упускается из виду. Так что, гражданин Funk19, что я думаю об обучении онлайн? Без предварительной подготовки я бы не осилил его-хотя может быть и осилил бы, ибо в моем глубоком детстве интернета не было, адекватных самоучителей тоже, пришлось работать с педагогом. Но в целом-любая хорошая информация, полученная в режиме онлайн, или оффлайн, видео, печатное издание-несомненно несет пользу, лично мне это дало очень много, а может быть даже и больше, чем занятия с педагогом (хотя я рад, что какие то профессиональные моменты усвоил под его руководством). Так что творческих вам успехов. 
А язык страны, в которой проживаешь лучше все таки освоить-будет гораздо легче жить :)