О ритме и метрономах.

Я начала играть на гитаре в далеком 1988 году.

В первые годы обучения работа над музыкальными произведениями сводилась к разучиванию нотного текста наизусть и исполнению пьесы на концерте. Работа над ритмом велась просто "классическим " методом -педагог отбивала ритм карандашем по парте или считала вслух. Занятия по гитаре наши происходили в помещении класса по физике. Школа была самой обычной типовой архитектуры - хотя из с музыкальным уклоном .Так вот уроки гитарные всегда проходили в классе физики (по утрам там была физика -а после обеда уроки гитары) .Там была лаборантская (пристроенная к основному классу), наполненная разными хитрыми физическими штуковинами-приборами, назначение которых  в том возрасте и не понять было. Среди прочих вещей был механический метроном подобного образца

http://www.muztang.ru/index.php?productID=720

https://www.youtube.com/watch?v=RNM_d9W8PLY

Метроном всегда находился в помещении лаборантской по физике в школе. На уроках физике этот метроном шел как наглядное пособие по физике -а на уроках гитары иногда нам его включали и мы играли под его мерное цоканье.Таковой метод работы над чувством ритма у учеников считался весьма стандарным и бесспорно очень стабилизирующим чувство ритма.Не сказать чтоб мы часто играли под механический метроном-но в помещении класса он всегда находился .Нам было интересно-мы его рассматривали и порой включали (когда учителя не видели сего действа).Собственно точно не помню чьего производства был метроном (отечественный или нет) -да просто обычный механический метроном.

Шли годы. Я стала готовиться к поступлению в музыкальное училище - эдык класса с седьмого. Развивать мои музыкальные способности и готовиться к поступлению в музучилище мне помогал Белышев. И вот он мне указал на то, что надо больше времени посвящять развитию чувства ритма ибо играю я попросут "неритмично"-а метроном это хороший воспитатель чувства ритма .Вот просто брать нужно и долго играть под метроном, вместе с метрономом, а главное чем больше и дольше играть под метраном-тем лучше для меня как для будущего музыканта (полезнее для развития чувства метро-ритма).

Метроном был только в школе - в магазинах их не видела я в свободной продаже (тогда была эпоха "пустых полок" в магазинах глобального дефицита в магазинах всего начиная с еды и вещей ...а уж про метрономы и речь не шла у простого обывателя ).И вопрос с дефицитным метрономом решился нестандартным способом.

Дома валялась на балконе старая радиоточка Сож 

 http://rw6ase.narod.ru/1967/sov.html

Сия радиоточка висела на кухне в момент покупки (постройки) дома в начале 1980-х годов.Ну и потом ее со стены сняли да на балкон вынесли за ненадобностью .А тут вот такая история - метроном нужен (и видно серьезно так нужен со слов педагога). И отец взял и вкрутил в эту старую радиоточку какую-то схему .Теперь радиоточка вместо гимна Советского Союза по утрам и различных "говорительных" передач стала стучать с различной силой звука и в различном темпе .Сила звука и темп регулировались верчением ручки. Четкое указание ритма 120 или 60 уловить было сложно ...но главное был стабильный пульс  , что было важно при работе на ритмом.

И вот с тех пор с 7 класса стала я неразлучна с метрономом. Белышев говорил больше и больше времени играть под метроном .Да и мой следующий педагог Живалевский тож советовал больше "дисциплинировать" свое исполнение игрой под метроном. И в результате долгие часы я так и играла -я + гитара + метроном . Малейшие отклонения от метро-ритма не приветствовались в нашей академической среде .И музыка должны была быть исполнена довольно строго по всем канонам гитарного мастерства-ну а четкий ритм! это уж обязательно.Одним словом метроном у меня всегда находился в пределах досягаемости метра-другого возле меня (на столе- под столом ну и т.д) Даже сложно вспомнить сколько счастливых часов мы провели вместе я - гитара и метроном втроем .Иногда у меня от его стука начинал "стучать" в ушах и мне даже казалось что я уже играю очень ритмично ...ан нет педагог указывал на недочеты в нестабильном ритме...ну а там дальше опять стук и звон струн  и еще больше практики и доведения исполнения до автоматизма и нужной степени "вируозности" .

Ну что сказать в итоге ...В результате долгих размышлений и долгих часов работы над "строгим" ритмичным исполнением я так и не пришла к окончательному выводу ,ну что ж лучше для музыки живое свободное дыхание или четкий суровый ритм ...видно всему свое место и время.

 

Комментарии

Эх, тема не раскрыта) Что же всё таки лучше- чётко соблюдать пульс для достижения "грува" и танцевальности или всё таки свободно относиться ко времени чтобы музыка "дышала", чтобы мелодия свободно текла и жила своей жизнью с агогичными отклонениями для большего драматического развития?)