О домашнем музицировании...

Когда я была студенткой , то мне казалось , что мои дети (потенциально которые у меня будут) -будут обязательно ходить в музыкальную школу , играть на чем-нибудь и может даже свяжут свою жизнь с музыкой.

Все казалось весьма просто и понятно -хороший педагог в музыкальной школе , занятия дома и концерты изредка.Но реальность оказалась совсем иной...Вот об этой реальности и пойдет речь.

Живу я в Америке (как все уже поняли ) в совсем небольшом городке и меня 3 детей. Из культурной жизни в нем есть студия танцев и студия карате , пивняк и 2 церкви. Скажем так негусто:)

До ближайшей музыкальной студии 30 минут по хайвею надо ехать (кто не знает хайвей-это выскоскоростная дорога =скорость 120-140 км в час) Скажем для такого водителя как я это чуток жутковато , а в снег и плохую погоду как-то вообще невозможно. Школа заканчивается в 4 часа и это довольно поздно и дети устают порядком для дополнительных выездов вечером, вот по этому ряду причин музыкальная студия была отвергнута в пользу танцев.(пусть уж лучше танцы чем ничего)Но это все предыстория так сказать.

Но я решила с ними заниматься дома .Мы учимся играть на гитаре( учим ноты , пьесы и т.д).Я себя чувствую не то "тургеневской барышней ", которая музицирует в свободное время , не то английской аристократкой , которая сама дает образование своим детям:) И нету надо мной никаких заучей , школьных программ и тому подобных вещей... Хорошо или плохо? Спорный момент. Когда есть какие-то обязательства , то и достижения как-то выше. Но так без "давления сверху" можно просто строить образовательный процесс как захочешь и больше ориентироваться на способностях ученика. Да и можно просто получать удовольствие от творческого процесса.Штрессу меньше.

Все мои детские пьесы обязаны моим детям своим появлением "на свет". "Вертолет" "Марсоход" "Луна и солнце""Часы" и т.д -все это было играно переиграно нами.

Как оказалось домашнее музицирование имеет весьма существенные отличия от школьного образования - для меня как родителя и как педагога  2 в одном:)

Как родителю -это гораздо сложнее.Ко всей домашней бытовой работе (приготовление бесчисленных обедов-ужинов -стирко-уборке) добавляется еще и занятия. Самое сложное найти для них свободные минуты .Детей у меня 3 и их возраст (9 лет ,6 лет и 3 года) Самое ужасное -это самый юный "ученик" -конечно он ни черта не играет. но зато пытается покрутить колки на гитаре -съесть ноты -и залезть в гитарный футляр (особенно это было жутко когда он расстался с памперсом но еще не совсем определилися с моментом похода на горшок:) Он создает мощный отвлекающий фон-когда пытается петь в такт вместе с играющим человеком.Но ничего мы к нему уж как-то попривыкли:)Честно говоря, мне было бы в 100 раз легче выучивать дома уже разобранное произведение с детьми, если бы они занимались с педагогом.

Как педагогу - процесс классной работы и домашней -смазывается в один единый процесс. Надо отметить , что это гораздо сложнее строить работу .Если ты родитель, то твоя функция учить школьное задание.А то что сказал учитель в школе-это святое-и всякий ребенок как-то не спорит обычно (типа-надо-сделаю). А вот если родитель сказал....Это как в  анекдоте ребенок 5 лет-мама знает ВСЕ , 10 лет -А все ли мама знает? , 15 лет -Да ничего она не знает!30 лет-Эх надо было маму слушать...Вот и получается , что то что сказал родитель, то это еще повод поспорить.Короче в школе у учителя все равно авторит сильнее, чем у любого родителя (такое вот жизненное наблюдение). Для всех людей родитель всегда это именно родитель-а потом уже ...что-то еще.

И еще один важный момент-при чужих людях любой нормальный ребенок более собранный и тихий . А при занятиях с родителями порой эта грань стирается.(а тут добавляется наш буйный младший который норовит затеять шумную возню) Что весьма усложняет процесс. Приходиться выполнять сразу 2 функции учителя и родителя да порой и "укротителя" особо буйных. Но как-то раньше дворянки с этим справлялись(чем я хуже?)-да вот правда у них была нянюшка да горничная , да еще кухарка -гм тоже повод для размышления.  

Теперь о том как мы занимались.Старшая у меня дочка -она самая первая из всех начал играть(соответственно возрасту).Заниматься с ней мы начали в 6 лет .Проиграли всех барашков и цапель и пособия -выучили ноты эдак до 4 струны . Но потом родился меньшой и зантия пришлось отложить на год. Ибо младенца обладают способность поглощать все свободное время у всех членов семьи. Регулярные занятия возобновились тогда года ей было 7 с половиной и среднему было 5 лет и продолжаются по сей день. Опять мы повторили всех баранов заново и двинулись дальше:)На гитарное занятие с каждым у меня остается 25-30 минут в день и не больше...Но зато каждый день.

И еще один момент-это отсутствие школьных концертов- и сценических выступлений-это плохо , но мы стараемся это наверстать игрой для всех бабушек и дедушек-и всех жертв-которые подворачиваются под руку.

Музыкальное будущее моих детей видиться мне в несколько туманном свете, но я например гитару в руки взяла только в 9 лет . И в 9 лет как-то не думала, что из этого может получиться. короче девиз наших занятий -просто общее развитие и не упускать шанс и время и узнать что-то новое.В самом деле откуда я знаю, что им пригодиться в жизни через 10 лет.

Пока вижу наглядную пользу от наших занятий -это появление новых пьесок:) А если они еще кому-то кроме нас нравяться-то это здорово!

Одной из основных трудностей для школьного и домашнего музицирования , является поддержание интереса к занятиям и "перешагивание" от более легких к более сложным пьесам (более длинным и с новыми приемами игры на инструменте).

Все дети хотят играть то,что легко и сразу получается ( а оно так не всегда получается). Когда уроки игры на инструменте  проходят  в школе , то можно сослаться на авторитете учителя и школьную программу , а также на то, что все дети играют именно "сложные произведения" -и так учаться. Хотя по описаниям работы студий в Германии, то проблема заставить что-то выучить тоже есть. А если стоять на месте и давать произведения такого же уровня -то ученик просто теряет интерес, так как все ученику кажется пресным и одинаковым.

Какие же могут быть решения этой проблемы. 

- давать яркие пьесы . Или хотя бы пьесы с яркими образами , характерами , чтоб как-то поддерживать интерес.

- хвалить как только начинает получаться.

- с детьми младшего возраста действовать методом "уговора" что ли - "Давай выучим пьесу, еще лишних пару раз сыграем..."( и так до тех пор пока не получиться  - день или неделю не важно)

- с детьми старшего возраста мне лично ничего  в голову не приходит кроме старого доброго "авторитарного" способа -надо выучить, потому что так  положено. В крайнем случае можно даже материальное поощрение выдать в виде конфеты или заседания за компьютерными играми разрешить на лишние 10 минут.

И весь парадокс в том, что все они (дети) страшно не хотят играть пока не получается произведение . Но в какой-то момент количество занятий переходит в качество -и вот тут они рады продемонстрировать всем как у них здорово все играется:) И вот если такая ситуация была преодолена 1 или 2 раза - т.е.переход  от ощущения сложности  исполнения к легкости,  то опыт преодоления сложности переносится и дальше. И вот поэтому важно на первых этапах обучения сформировать эдакую "успешную модель" преодоления сложностей.

Вот это пожалуй центральная проблема. Потому что , как только ученик видит , что не справился ,то быстро теряет интерес. А вот если наоборот-было сложно , но он победил в борьбе с трудностью , то и интереса добавляется. А если приживается модель "успешного преодоления трудности" и переходит в привычку, то это залог будущего успеха! 

 

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Решила оживить эту тему  парочкой фотографий.На первых двух - мы в гостях ломаем "хозяйское" электрическое пианино -очень занятный инструмент -он и лает как собака и стреляет как пулемет - и еще на нем можно исполнять музыку в тембрах различных инструментов (типа Ямахи)  но только на деревянном столе . Вообще игра в 10 рук - это круто! После того визита соседка гостей (живущая через стенку)- перестала разговаривать с хозяином того чудесного пианино:)На 3 фото - самый младший тайком утянул гитару и пытается делать как большие с ней (т.е играть).

К слову об этой бедной гитаре Carlo Robelli - как-то в нее попала маленькая гаечка и с тех пор никто не может ее извлечь наружу. Инструмент стал напоминать детскую игру лабиринт -где надо провести шарик по дорожкам и попасть в лунку. Но до лунки (розетки) так он все не доберется.А в комплект к той гаечки добавилась не так давно и конфета , которая чисто случайно (как это бывает) выскочила изо рта ученика и прилипла навсегда где-то в недрах гитары.

Меня на лекциях по методике учили как надо учить детей - но вот что делать с гаечками и конфетами -тут я просто теряюсь:) 

А еще такие гитары часто продаются в комплекте с тюнером, ремнем, какой нибудь позорной книжкой типа первые шаги по гитаре, и парой розовых медиаторов. Доводы, что медиатор тут нафиг не нужен детей не впечатляют, им можно громко бить по струнам. ну и что получается чаще всего-как то выскальзывает он из рук, и прямо в ту самую дырку. Конфеты как то не прилипали, а вытаскивать медиаторы из гитар-это для меня привычное дело. особенно если обладаешь длинными и тонкими пальцами. А если нет, то есть простая техника извлечения мелких предметов из гитары.
1 взять гитару в руки, как для обычной игры, чтобы мелкий предмет теоретически под действие силы гравитации упал на обечайку.

2 поворачивать гитару так, чтобы мелкий предмет перемещаясь по обечайке достиг уровня розетки. обычно его можно разглядеть.

3 самый ответственный момент. резко повернуть гитару розеткой вниз. делать это настолько резко, чтобы предмет, лежащий все еще на обечайке оставался на ней под действием центробежной силы. но без фанатизма-не стукать гитару о тупые предметы обихода во время извлечения из нее мелких предметов.
4 После этого предмет скорее всего упадет на деку в районе розетки. а дальше можно его извлечь, постепенно наклоняя гитару, пока он не выпадет сам, ну или не переместится ближе, чтобы его можно было извлечь пальцами.
со временем тренировки сделают вас мудрее.
удачи в поисках медиаторов, гаек и конфет

А еще у меня хохма одна приключилась , когда я в школе работала в Минске.Пришел первоклассник на первый урок с новенькой гитарой (эспандерной) -ну это не важно-он был доволен как слон и горд обладанием настоящего музыкального инструмента. И ушел с урока ,умея играть Барашка...

На второй урок было вот что. Вдруг как сказке скрипнула дверь:) - ... и вошел его печальный папа , неся в мешке нечто похожее на моток проволоки и дрова. Это были останки бедного музыкального инструмента...

Просто парень так спешил домой , так торопился поработать над Барашком, что просто упал на какой-то лестнице на гитару в мягком тряпичном чехле. Короче парень оказался крепче  гитары! Цена гитары была не такой уж страшной для семейного бюджета - поэтому его быстро снабдили новенькой. 

А вот для меня еще загадка , почему-то в американских супермаркетах продаются игрушечные гитары розового или другого кислотного цвета с металлическими струнами (возможно книжкой и медиатором) -но неважно -играть на них невозможно это факт - да они просто не настраиваются. И вот стоят они под 100 долларов, тогда как наша гитара с фото стоила 50 долларов  - и качество у нее вполне играбельное. Вот где логика ?-похоже цена зависит от цвета или наличия картинок на корпусе:)

Сющи, Гоги, пачэму наш каньяк тры звэзды получил трэтье место на мэждународной выставке спиртных напитков, а наш каньяк пять звезд  палучыл дэсятый мэсто.

Сющи Гиви, сам нэ знаю, с адной бочки наливали

Не ! Не с одной бочки - те из супермаркетов вообще пластиковые целиком только струны железные , а тут хоть фанера добротная в ход пошла:)