"Неоткрытая галактика"

Данная заметка в блоге посвящается человеку, первому положительно оценившему пьесу "Неоткрытая галактика"- Роману Ташпулодову. Его теплый отзыв о данном произведении послужил поводом к написанию следующего подробного разбора пьесы и размещения его на этом сайте.

Пьеса "Неоткрытая галактика" написана в 3 частной форме.

1-10 такты вступительный раздел

11-18 такты средний раздел

18-27 такты завершающий раздел

Драматургия пьесы построена следующим образом - вступительный первый раздел изображает мерцающую где-то в глубинах космоса новую, неоткрытую галактику. Слушатель постепенно приближается к ней. Можно это сравнить с космическим полетом к новой планете или звезде. При исполнении этой пьесы важно создать атмосферу таинственности и ожидания чего -то нового и необычного . Важно создать ощущение приближения к галактике в начале пьесы и эффект удаления от нее в завершающем разделе. Поэтому следует внимательно отнестить к исполнению плавного , постепенно нарастающего крещендо с 1 до 10 такта. Также очень важно отработать беззвучную смену позиций для левой руки во вступительном разделе .Использование легато и вибрато усилят художественный образ этой пьесы.

Средний раздел исполняется 2 раза.При первом проведении этого раздела будет уместно использование нюанса мецце-форте с постепенным нарастанием громкости. Первое проведение этого раздела - это подготовка к кульминации. Кульминация приходится на 15-18 такты второго проведения данного раздела. Эти 4 такта следует исполнять у подставки (sul pont.) громко ,насыщенным, ярким и теплым звуком. Кульминация отражает самую близкую точку наблюдения за галактикой , самое ее ясное видение.Соответственно и звук должен быть ярким и открытым в этих 4 тактах, по сравнению с остальным музыкальным материалом.

Завершающий раздел изображает постепенное удаление неизвестной галактики от слушателя (ну или ,наоборот, слушателя от галактики:). Это достигается с помощью использования постепенного затихания звука. Также важное значение имеет использования тембра (sul tasto)-правая рука над грифом. Динамика завершающего раздела колеблется от нюанса (mp) мецце-пиано до пианиссимо (pp).В данном случае обозначение - это условность, важно отразить плавное и постепенное удаление галактики в космическую даль.Звук становится тише до полного растворения последних флажолет в тишине...

http://nemeraksenia.musicaneo.com/sheetmusic/sm-198670_some_galaxy.html

 

Какие технические сложности могут подстерегать при разучивании этой пьесы?

- довольно сложно может быть сыграть все ноты одинаковой силой звука , как бы нарисовать сплошную музыкальную линию.

- затруднения могут вызвать беззвучные смены позиций левой руки в первом разделе.Следует избегать пауз между тактами и свиста струн при переносе левой руки над струнами.

- в данной пьесе следут очень внимательно относиться к выстраиванию общего динамического плана пьесы.То есть  в сознании исполнителя должна существовать продуманная четкая градация всех динамических оттенков и кульминации данной пьесы.

- и как все медленные лирические пьесы это произведение требует отдельного внимания к качеству звука. (Это значит, что следует избегать треска, неточностей, призвуков и "задевания за соседние струны").

- важно найти удобный темп исполнения.Темп должен быть не слишком медленный - чтоб слушатель не начала  уставать , и не слишком быстрый , чтоб эту пьесу не "загнать". При этом должна чувствоваться определенная ритмическая пульсация, которая изображает вращение галактики в безграничной вселенной, живой пульс данного произведения.

Мне было бы очень интересно узнать какие возникали сложности при разучивании этой пьесы. По возможности задавайте вопросы в виде комментариев. 

 

 

Some Galaxy