Не играйте это быстро...

  Разучивая новое произведение гитаристы порой сталкиваются с техническими трудностями, которые требуют неизбежного решения. Позвольте поделиться мнением о том, как справляться с подобными вопросами или несколько слов о работе над произведением.

  Работу над произведением можно условно разбить на три части: разучивание нотного текста (первичная работа с текстом, аппликатура), работа над раскрытием музыкального образа (здесь же будет и отработка технически трудных мест), концертное выступление (психологическая подготовка, "разбор полетов").

  Я бы хотел коснуться второй части работы над произведением, и именно поговорить об отработке сложных мест в произведении.

  На мой взгляд одной из распространенных ошибок на этом этапе работы является многократное проигрывание произведения целиком, в то время как есть места, заслуживающие исключительного внимания. 

  На сегодняшний день моя работа над такими местами сводится к "поиску неисправности" и ее точечному устранению. Т.е. если не получается какое-то место в произведении, то следует остановиться на нем подробнее. Для начала - анализ! Нужно понять что не так и почему пальцы не двигаются так в этом месте как того требует музыка. Это очень важный шаг - анализ и понимание! Практика показывает, что проблема может быть в совершенно незначительных вещах, но которые играют огромное значение для "сдвига с мертвой точки".

  Итак, сначала разберитесь в музыкальном смысле сложного места. Посмотрите куда идет интонация и откуда, так как это приведет вас к правильной фразировке и расставлении приоритетов между тем, что важно сыграть "понятнее", а что не так значительно и на чем можно не акцентировать внимании слушателя! 

  Выделите небольшой фрагмент сложного места (он может быть от одной ноты до пары тактов, но не более) и начинайте работать только с ним, постепенно прибавляя несколько нот до и после этого места. Работайте медленно, но требовательно. Добиться нужно в идеале ясности музыкальной мысли. Это и есть главная цель. Это дает понимание музыки, которое очень помогает техническому росту.

  Если что-то не получается, то обратите внимание на аппликатуру сложного места и если можно что-то поменять, то смелее это делайте и экспериментируйте, слушайте свои ощущения при этом. Нужно также понять в какой руке состоит проблема, так как совсем не обязательно, что это проблема аппликатуры левой руки. После изменения аппликатуры можно почувствовать некоторый дискомфорт, но это "лечится" дальнейшими занятиями.

  Очень часто бывает так, что проблема заключается в переходных нотах (трудности в пассажах), смене позиции. В этом случае помогает метод подготовки пальцев. Заметьте, что подготавливать пальцы нужно и можно в обеих руках. Как правило мы имеем дело с правой рукой, где основная идея заключается в том, чтобы поставить палец на соответствующую струну до извлечения звука. При этом при отработке такие места звучат на стаккато. В устранении трудностей в левой руке мы преследуем ту же цель - подготовка пальцев. Однако здесь имеются варианты, когда, казалось бы, на первый взгляд нелогичные вещи приводят к хорошему результату. К примеру, первый палец не учавствуя в активной игре тем не менее может скользить по струнам и тем самым давая опору всей кисти. 

  В некоторых случаях следует прибегнуть к композиторскому творчеству, создавая небольшие упражнения на основе элентов трудного места. 

  Во время отработки пассажей и арпеджио можно поиграть ритмические вариации соответствующих фрагментов. Например, вместо ровных шестнадцатых нот поиграть пунктирный ритм и т.д.

  Работа с метроном тоже может быть полезной, однако это больше относится к другому этапу работы.

 

  Подытожим вышенаписанное. 

  Работа гитариста над трудными местами сводится к:

  1. Анализу музыкального фрагмента, где важно определить интонационно-фразировочные приоритеты и понять суть трудности. Тем самым вы понимаете над чем конкретно в этом месте нужно работать, что подсказывает и пути работы.

  2. Работе с вариантами аппликатуры, ритма, подготовки пальцев обеих рук и т.д.

 

  Соглашусь с тем, что статья получилась довольно абстрактная и однобокая. Вариантов работы над произведением примерно столько же, сколько звезд на небе. Но все вышесказанное не лишено смысла. А в каждом конкретном случае, при занятии с конкретным произведением можно и нужно искать конкретный вариант(-ы) решения для каждого конкретного человека. 

  В заключении хочу ещё раз повториться. При работе над произведением торопитесь медленно и все получится. У кого-то раньше, у кого-то не сразу, но главное идти неустанно к цели через регулярные занятия и осмысление музыки.

  Добрых вам концертов!

Комментарии

Полностью согласен, Роман.

Я поступаю также. Удачи!