Мысли о концертах классической музыки

  Хочу сразу сказать, что я очень люблю классическую музыку. Идет ли речь о гитарной музыке, фортепианной, вокальной или симфонической - все мне близко. Главное, что нравится лично мне - это профессиональный подход и вложенный смысл. Таким образом все, что я сейчас скажу будет по большей части касаться именно этого творчества. Возможно, для кого-то эти мысли покажутся совершенно наивными, для других же это может стать большим сюрпризом, но я повторюсь - это исключительно мои мысли о положении вещей, которые подкреплены некоторым пониманием дела и некоторым опытом в этой сфере (не сочтите меня нескромным).

  Мне грустно оттого, что классическая музыка вымирает в Беларуси в частности и не только. Я не имею ввиду что она исчезает совсем. Скорее всего она, как и многие другие процессы переживает некоторую эволюцию и в связи с этим некоторый кризис. 

  Дело в том, что та музыка, которую мы привыкли называть классической имела место быть в те далекие времена, когда жизнь была совсем иначе устроена чем сейчас. Не было интернета, да что там, электричества ещё не было в том виде, в котором мы его используем теперь повсеместно, не было дискотек и их место скорее всего занимали балы при дворах богатых людей или народные гуляния, инструменты тоже были другими, скорее всего по большей части более камерные, тихие, чем сейчас и так далее. Этот список можно продолжать. Человек был другим даже в 19, начале 20 века, мир был другим. Я не имею ввиду его сущность, прошу заметить. Скорее, речь о восприятии и ощущениях человека, жизнь которого не наполняли те звуки и соответсвенно эмоции, которые присущи нашим дням. Ну хорошо. Что мы имеем на сегодняшний день.

  С появлением новых технологий появляется гораздо больше "соблазнов" для удовлетворения своех потребностей в частности в слушании музыки, причем сделать это теперь гораздо проще. Достаточно одеть наушники, выйти в интернет или включить модную акустическую систему с любимыми записями. Все. Точка. Нет необходимости никуда ходить. Это своего рода зомбирование, которое как правило преодолевают люди ищущие и творческие или... из-под палки. 

  Как и кто посещает концерты в наши дни, скажем, в Белгосфилармонии или других концертных залах Беларуси, Украины, России и не только здесь (я сейчас осваиваю продолжение списка других стран). Если это концерт, скажем, известного гитариста или другого музыканта с мировым именем, то, как правило, вопросов не возникает. Набивается полный зал, все довольны и всем хорошо, как правило. Но я имею ввиду именно среднее звено. Скажем, классические музыканты Беларуси. Так вот. На их концерты как правило приходят люди или по приглашению самих выступающих или по приглашению учителями учеников, их родителей, друзей, знакомых знакомых и т. д., а также профессионалы коллеги и конкуренты по музыкальной кухне. Лишь малая часть людей приходит на концерт увидя афишу в городе. Среди этих людей или постоянные любители инструмента или очень любопытные, также имеются влюбленные пары ( хотя им ближе посещение кинотеатра на последних местах или дискотеки).  Посещение концерта классической музыки (рядового концерта имеется ввиду) в наши дни в нашей стране даже не модно как это порой бывает, это также не притягивает внимание прессы, помимо дежурных отписок в газетах или интернет изданиях. Билеты на концерты продаются часто или самими исполнителями или их друзьями или не продаются вовсе. Таким образом остается все меньше людей, стремящихся по своей собственной инициативе посетить концерт классической музыки.

  Классическая музыка нуждается в поддержке различного вида. На сеголняшний день она медленно угасает, медленно, но бесповоротно. Почти как динозавры!..

  Я буду очень рад об этом подискуссировать и пусть мне кто-то докажет обратное. Я просто очень хочу верить в другое положение дел, однако...

 

  Мне кажется, что это в какой-то степени естественный процесс. Остаются для концертной деятельности только профессионалы мирового высокого класса. Поверьте, в Беларуси таких может не найтись. Я имею ввиду таких людей, на чей концерт классической музыки собирались бы полные залы в разных точках планеты. К сожалению, белорусские музыканты в этом никак не виноваты. Здесь проблемы гораздо глубже и интереснее.

  Можно предположить некоторое дальнейшее развитие классической музыки не только в Беларуси, но и в мире в целом. Классическая музыка уходит в сферу звукозаписи. Это и дешевле для исполнителя и нервы спокойнее, и продать можно гораздо большими способами, а потребитель (или слушатель, как его ни назови..) наслаждается прекрасным исполнением у себя дома посредством замечательной аппаратуры (в недалеком будущем - создание голографических мероприятий, когда можно будет не только слушать, но и видеть объемную картинку с концерта, записанного в студии). Исключением всегда будут исполнители мирового класса, самородки!

  Помимо достижения мирового уровня исполнительства на классическом инструменте в исполнении написанной классической музыки (для этого нужно пройти жесткий спортивный отбор кто быстрее, громче и проворней..., а также... моложе и привликательнее) мне кажется есть замечательный выход выделиться из толпы сочинением собственной музыки, оригинальной и интересной с последующим ее исполнением, а также уход в другие, более массовые жанры - джаз, поп, клубная музыка и пр. Современные массовые музыкальные направления сейчас находятся в центре внимания и давно сменили собой те балы и гулянья прошлых веков, когда не было другой альтернативы.

  Пока все. Спасибо за внимание.

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Что такое классическая музыка?

 

Музыкой я увлекся очень рано. Меня никто не заставлял. Я даже не могу точно сказать, что было первично-дело в том, что я полюбил звукозаписывающую аппаратуру. В мои 5 лет меня невозможно было оторвать от витрины, в которой были выставлены магнитофоны. Возможно меня увлек процесс звукозаписи. Я слушал все подряд, что попадалось под руки или что можно было взять на носителях звукозаписи у занкомых. Это был увлекательный процесс-ставишь кассету-или пластинку-и получаешь звук. А музыка попадалась разная-Алла Пугачева, Модерн Токинг, Высоцкий, Абба, Бони М, Никита Богословский, Наташа Королева, Ласковый Май, Элтон Джон, даже узбекская народная музыка. Все это слушалось с удовольствием. Позднее появились группа Кар Мэн, о которых мало кто уже помнит, Доктор Албан, Эйс оф Бэйс, Вилли Токарев и совершенно случайно Битлз. Пожалуй с них и началась новая музыкальная жизнь. Когда я начал сравнивать и анализировать-какую музыку можно считать достойной. Постепенно я пересмотрел свои взгляды, поменялись приоритеты, я начал искать старые записи западных исполнителей, причем 60-70 годов. Со временем в моей фонотеке появились Пинк Флойд, Крис Ри, Иглз, Криденс, Рэй Чарльз и нечто совершенно новое-Лед Зеппелин. Я полюбил эту музыку, визитной карточкой которой является гитара. Но-я не знал правильного названия этому стилю. В моей личной классификации эта музыка относилась к разряду-качественная, сыгранная на едином дыхании, не идущая в сравнение с привычными хит парадами и прочими шоу вроде "Песня года". Позже я узнал, что этой музыке собирательное название-рок.

И вот настал момент взять в руки гитару. У меня был идеал, к которому хотелось стремиться в профессиональном плане-Ричи Блэкмор. Увы-самоучители мало чего дали.  И вот я нашел педагога.

Это был классик. Человек, признающий только классическую гитару, увлекающийся классической музыкой. До этого дня я не задумывался о существовании классической музыки. Пока я не послушал несколько произведений в исполнении этого человека. Это была не та музыка, на которой я вырос. Но это и не была музыка из хит парадов. Это была музыка, слушающаяся естественно и звучащая на едином дыхании.

А потом я услышал Каприс номер 24 Паганини, в исполнении Виктора Зинчука. Вслушался в соло партии клавишных в Дип Перпловской Burn. Я поймал себя на мысли, что многие элементы из классической музыки с легкостью укладываются и в роке. А иногда можно сделать некий синтез джаза, рока, классики, энических мотивов. И получить интересный продукт.  К сожалению мне не хватало опыта. А где его взять? У профессиональных музыкантов.

Я по хорошему завидовал выпускникам консерваторий. В раннем возрасте они пошли в музыкальную школу, в 15 они уже играли сложную программу, за этим следовало училище, потом они шли в высшие музыкальные учереждения. Оканчивали с красным дипломом. Они с легкостью могли вытворить со своим инструментом то, над чем мне приходилось работать часами. Не сложилось у меня с этим-не было возможности пройти все этапы. С другой стороны это был стимул-работать на повышенных оборотах, чтобы наверстать упущенное. Я знакомился с этими людьми, старался узнать как можно больше о том, чему их научили в консерваториях и слегка смущался, когда они навскидку могли перечислить самые эпохальные произведения Шопена, Брамса, Гайдна, порассуждать о музыкальной форме-о чем я не имел не малейшего понятия. Нередко эти люди указывали на мою проф. непригодность-мол как ты собираешься заниматься музыкой, ежели не знаешь, сколько симфоний написал Бетховен. Правда википедия уравняла наши шансы, познакомиться с историей музыки-дело нехитрое. Можно эту музыку послушать в хорошем исполнении. Плюс систематические занятия дали мне поверхностное обширное представление. И вот я однажды в разговоре с классическим музыкантом упомянул  некоторые факты о гитаре, джазе и рок музыке. На этот раз все выглядело по другому. Я блистал обширными познаниями, а выпускник консерватории с красным дипломом на руках слушал и вникал, стесняясь своей неосведомленности. Я несколько смутился, не ожидая, что профессионального музыканта можно озадачить такими на мой взгляд простыми истинами. Причем зачастую все это вершилось на его глазах, он был живым свидетелем эпохи, когда это все развивалось. Но выглядело это так, как будто человек жил в вакууме, изолированным от общества.

Да, этот человек жил в вакууме-в вакууме классической музыки. Мне сложно судить, в каком возрасте он начал задумываться о карьере профессионального музыканта. Но наверняка он проводил не один час в день оттачивая мастерство. Когда на него обратили внимание педагоги, ему начали давать усиленную программу. Он делал ее на ура. Он углублял свои познания. Наверняка он не избежал обязательной программы-в частности Лунной Сонаты и К Элизе. Эпохальные произведения, которые должен знать каждый музыкант. А еще его учили бережно обращаться с классической музыкой. То есть - играть по принятым канонам, чтобы Шопен звучал так, как должен был звучать Шопен, желательно в исполнении самого Шопена. Думаю, в этом и начинается проблема "классических" музыкантов-их вогнали в жесткие рамки канонов. Они не стараются эту музыку интерпретировать по своему. Либо не могут позволить себе экстравагантные выходки, вроде бывшего гитариста немецкой группы Accept-Вульфа Хоффмана, который исполнил произведения Грига, Равеля, Бетховена, Бизе и многих других на электрогитаре. Такая выходка классифицируется классиками следующим образом-это интересно, но это не ЧИСТАЯ КЛАССИКА. А что же такое классика?

Думаю, вряд ли древние греки называли себя древними греками. Да и мифы об олимпийских богах относились у них к разделу религии, а не мифологии. Древними греками их могут назвать современные историки. То же самое с классической музыкой. Бах не был великим композитором, он был просто музыкантом, он не писал шедевры, он писал музыку. Великой она стала после того, как пережила своего создателя. А еще его музыку можно отнести к разряду великой, поскольку она была необычной для своего времени. Он расширил принятые музыкальные рамки своего времени, повернул развитие музыкальной истории, дав пищу для ума. То же самое можно сказать о Гайдне, Моцарте, Григе, Дебюсси, по этим двум критериям можно к великим причислить так же Луи Армстронга, Битлов, Лед Зеппелин, Джимми Хендрикса, Фреди Меркьюри. Они создали свое неповторимое звучание, расширили границы, повлияли на развитие музыки, их творения пережили творцов и по большому счету тоже стали классикой. Этих людей привлекала перспектива-нарушить принятые правила. Ради чего?  Чтобы создать интересную музыку. А что такое музыка? Упорядоченный набор звуков. Точнее-способность выразить свои впечатления, мысли, чувства, идеи посредством звуков.

Так вот - Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен-всех перечислять нет смысла-не были классиками в свое время. Они были популярными исполнителями своего времени, (ба)рок звездами, шоуменами. Просто музыкантами. Играли для публики. В этом на мой взгляд и есть самая важная часть музыки, неважно какой. Об этом классические музыканты часто забывают, боясь отступить от нотного листа. Либо прикрываясь фразой-я же классический музыкант, и играю только классическую музыку. Не концептуальную, не интересную, не сложную, не грамотную, а именно классическую. Даже не ту, которая спустя годы вполне возможно станет классической. По большому счету ту, которой они учились в консерватории. А это минимум 500 лет музыкальной истории. Вивальди, Шуберт, Лист, Чайковский, Скрябин, Прокофьев-что общего было у этих композиторов? В музыкальном плане их творчество настолько различно, как скажем джаз и трэш метал. Почему то эти различия классиков не пугают, но как только речь заходит о той музыке, что нас окружает повседневно-они вдруг становятся беспомощными. Так вот, стоит ли настолько зацикливаться на том, что ты музыкант узкого направления? Или может попробовать стать музыкантом, творчество которого не знает границ?

Кстати, барабанщик Бенни Греб в своей видеошколе говорил-я в детстве хотел научиться играть на барабанах, в любом стиле, в любом ритме, в любом темпе. Ничего меня не должно ограничивать. Я не могу сказать, что я достиг цели на 100 процентов, но то, чему я научился дает мне достаточную свободу.

Свою видеошколу он назвал-язык барабанного мастерства. Идея его заключалась в следующем-минимальный элемент любого языка-буквы, которые складываются в слова, слова в предложения, предложения-в более сложные конструкции, помогающие выразить свое Я. Для того, чтобы выразить свою мысль не надо изобретать новых букв, не надо придумывать новые слова, надо просто уметь готовым буквам придать нужный контекст. Одними и теми же  буквами можно написать Войну и Мир, можно написать нечто нецензурное на заборе. В этом и проявляется на мой взгляд профессионализм музыканта-уметь своим знаниям придать интересный контекст, а не просто сыграть то, что создано другими и переиграно тысячу раз.

ПЫ Yes - в классе я был самым странным товарищем, потому что слушал любимую музыку наших родителей. У моих одноклассников в фонотеке не было записей свыше двухлетней давности. Мне всегда казалось, что я родился поздно, пропустил золотое время, когда творилась великая музыка. Представлял, как этой музыкой был пропитан воздух, его могли вдыхать наши родители. Часто ловил себя на мысли, что великое творчество зашло в тупик, больше не будет второго Джона Леннона. А если будет-то он станет в наше время никому не нужным. На самом деле все оказалось не так страшно. Для начала пришлось просто выключить телевизор и радио и открыть для себя много новых имен. Второго Джона Леннона среди них не оказалось, музыка была совершенно другая, но не менее интересная. Так что, граждане музыканты, вам и карты в руки. Творите, создавайте свою классику. И побольше творческой свободы.

Cool

  Ай да Лео! Ай да молодца! Это ж такой комментарий написал большой - спасибо огромное! Но это же отдельная интересная статья. И ряд совершенно новых тем затрагивает.

  Так вот по поводу того, что обучение в академическом заведении порой сковывает - в этом есть мысль. Но, скажу я, многое зависит от самого обучаемого, от его преподавателей и от заведения (где оно находится, и какого уровня). 

  Так же есть ряд неточностей в историческом освещении вопроса. Композиторы прошлого действительно жили в иных условиях. Однако нельзя обо всех говорить, что популярность пришла к ним спустя время. У всех это было и есть по-разному. 

  И ещё хочется отметить одну вещь. Композиторы прошлого практически всегда совмещали в одном лице роль собственно композитора и исполнителя. Это очень важный момент в теме разговора. Сейчас, в наше время происходит разделение видов деятельности - отдельно композитор, исполнитель и т.д. в большей степени, чем это было раньше. Из этого вытекают ряд выводов... Те же люди, которые способны совмещать несколько видов деятельности как правило достигают высот лишь в чем-то одном или в разных деятельностях, но в разное время. 

  Действительно, после консерватории, особенно после подобных заведений в "наших краях", человек становится в какой-то степени музыкальным спортсменом. Однако, в то же время - он знает узкий круг своих обязанностей и способен их выполнять вполне здорово.

  Вообще же, мы отклонились от темы, мне кажется, и разлились по просторам музыкальной истории, философии и пр. 

  Я лишь хотел сказать, что времена для классической музыки сейчас другие. А классическая музыка - это в узком смысле музыка венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен), а в широком смысле - это вся академическая музыка - от Ренассанса и до наших дней, т.е. музыка, проверенная временем. Однако, такая музыка имеет очень размывчатое понятие в наши дни. Музыка массовой культуры - а здесь и рок и поп и прочее, порой тоже называется классической, но именно в том смысле, когда она и прошла это самое испытание временем и остается востребованной людьми. Другими словами я бы добавил к определению классической музыки в смысле академической культуры ещё понятие интеллектуальной музыки. Именно об этой классической музыке я и говорю. Именно эта музыка имеет совершенно другую аудиторию в отличие от аудитории массовой культуры. Проще привести пример: классикой рока можно назвать Queen, Deep Purple, The Beatles  и др. Но их нельзя назвать представителями классической академической школы. Точно также как Артур Онеггер, Джон Вильямс (композитор), Стравинский - это представители академической, интеллектуальной музыки. 

  Да, кстати, ещё одна особенность, как мне кажется. Музыка массовой культуры потому и называется массовой, что создается специально для заливания прямо в мозг слушателя и в его сердце напрямую, без преград. Этому способствует ее ритмичность, довольно простая гармония и форма как правило куплетного или вариационного характера (можете мне возразить о гармонии, ладно Laughing). Понимание классической интеллектуальной музыки помимо эмоций влечет за собой понимание или чувствование гораздо более сложной формы (в классической музыке огромное множество сформированных веками музыкальных форм), интонации, ритма, инструментовки (тембра), жанра. По сути классическая музыка является некоторой базой для всех остальных видов.

  А что на счет Творчества - это сто процентов правда! Пусть ничто не остановит нас в этом! Потому что именно оно - Творчество - способно окрылять как окрыляют нас высшие чувства!

Всегда пожалуста. Я просто испытывал, как работает форматирование текста....."Владимир Ильич, помните вы нам завещили-учиться учиться и учиться....Вы что, ребятки, я просто ручку расписывал".

Я не  имел в виду, что великие композиторы венской школы не были популярные в свое время. Я говрил о том, что они создавали музыку, которая соответствовала представлениям того времени, не особо задумываясь о том, что их произведения ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЭПОХАЛЬНЫМИ. У меня были случаи, когда ученики на полном серьезе просили научить их, как стать гениальным музыкантом, суперзвездой и своей музыкой порвать аудиторию на мелкие кусочки, войти в аналы истории. Бывали случаи, когда люди говорили вместо "я сочиняю музыку"  что то вроде-"я сочиняю эпохальный классический шедевр". В общем из разряда-хочу быть гением, научите.

А классики просто творили музыку, не особо заботясь о последствиях. Играли как умели. А видимо умели хорошо, вот их музыка и пережила века.

Моя мысль заключалась в следующем-то что мы сейчас считаем Венской Классикой, ну или академической музыкой от ренессанса до наших дней в свое время не было академической музыкой. Это был именно продукт массовой культуры своего времени. Потребность в музыке была всегда. В свое время этой музыке не предавался такой оффициоз-академическая музыка, внимание, товарищи, настройтесь, сейчас будет высокое искусство. Это была массовая культура, сходить на концерт Бетховена было чем то само собой разумеющимся, как включить в машине радио. То есть-народ всегда стремился слушать современную музыку, а не музыку прошлых лет. Помнится одно время даже Бах был утерян, пока Мендельсон не открыл его заново. Так что где то вполне естесственно, что старая музыка отходит на второй план. Процесс достаточно необратимый в какой то степени. Просто надо вовремя осознать эту реальность, тогда будет не так страшно жить :)

А вообще, настолько ли непосещаемы концерты классической музыки? Лондонский Королевский Альберт Холл не особо пустует. Берлинская Филармония...Карнеги Холл. Думаю Мендельсону и не снилось. Кто мог в то время позволить себе сходить на концерт? Очень часто они давались при дворах для элиты. Вместимомсть залов была мягко говоря поменьше чем в некоторых современных залах. А если сравнить с другими жанрами...кто из классических музыкантов выступал перед толпой в 100 тысяч человек? Эта музыка более "камерная", не для стадионов. Думаю, в количестве слушателей она вряд ли потеряла по сравнению с прошлым.

Что же касается бывшего СССР-у нас в среднеазиатском городе тоже был театр. Неплохой. И актеры там были хорошие. Да и режиссеры. Но после 90 года я там ни разу не был. Культурой в большинстве случаев интересуется человек, у которого в повседневной жизни все спокойно. Сколько процентов населения могут похвастаться такой стабильностью? В общем то прямая зависимость-в стране с хорошими экономическими и социальными показателями гораздо больше ценителей высокого искуства. Остальные не могут себе этого позволить, суета повседневной жизни, заботы, переживания о завтрашнем дне. Таким людям вполне хватает радио. По нему тоже Пугачеву показывают.

Возможно большое значение имеет подача, упаковка, стиль, атмосфера и т.д. Например лейбл "бриллиант классик" или "наиви" прекрасно делают серии дисков, оформляют как надо (дизайн обложек) хорошо подбирают музыкантов, организуют записи. По-моему у них это смотрится и чувствуется современно. Это как пример. Классическая музыка нередко так подается, что неудивительно отсутствие интереса к концертам. В общем, возможно, надо стараться. Чтоб была красивая подача. Чтоб слушатель почуствавл дорогой изысканный запах, ощутил блеск, нарядность, чтоб интерес к этой музыке воспринимался как утонченая и элитная потребность, а не что-то нафталинное. Что можно чаще всего увидеть на обложках пластинок, скажем? Седых, чаще лысыватых мужчин. А как начинается концерт? Чаще всего с покашливания и дощатого стука расставляемых инструментов. А ведь все можно организовать блестяще и совсем наоборот. В общем надо стараться и в корне менять подачу. Кто будет этим заниматься? Действительно, не надо думать что кто-то все решит. Кто-то делает первый, выигрывает внимание, кто-то старается сделать лучше и так далее.

Довольно много здравого смысла в предыдущем комментарии. Хотя лучше , наверное ,делать упор на блеск и изысканность , а не на современность классики. А то так и сам класический стиль потерять недолго.

А вот приступы "чахотки" и в самом деле имеют место на классических концертах:) До сих пор для меня загадка- то ли народ специально простывает перед концертами, то ли виновата очень хорошая акустика камерных залов. Меня тоже дико раздражают все эти шорохи и чихи в паузах.

Фото престарелых джентельменов на дисках и пластинках очень просто объясняется простым человеческим честолюбием- самих исполнителей и композиторов. Все хотят себя созерцать на обложках:)

Можно в корне изменить подачу классических концертов. Например, бесплатные 100 грамм всем зрителям перед концертом, затем танец девушек "у шеста" -и только потом можно исполнять "Реквием " Моцарта . И народ пойдет на концерты и еще как ! Но только будет ли это все еще классикой?

Ну и идеи у вас, гость.
Народ пойдет на концерты, выпьет заветные 100 грамм, полапает девушек у шеста, а потом, когда начнется реквием, все тупо ломанутся в буфет, если его не будут исполнять те же девушки у шеста. Кстати, есть такой японский оркестр, 

вот тут например, не сочтите за порнографию

заранее предупреждаю-там много голых теток, так что оттащите детей, кому до 18.

http://www.tubesexvideo.com/video/japanese-girls-nude-orchestra-113574.html

Исполнение, кстати, не впечатлило, а тетки ничего так. 

А в целом-я уже неоднократно говорил, что классика-это поп музыка, которая пережила своего создателя минимум на 50 лет. А публика всегда слушала современную музыку. Просто в 18 веке современным был Моцарт, а нынче Майкл Джексон. И тот и другой создали достойную музыку. А еще лет через 100 грядущее поколение не сможет отличить одно от другого, и на обоих этих музыкантов повещают ярлыки-какая то хренотень из прошлого, которая никому не интересна кроме классиков.  

Ну и что мне оставалось сделать с этой ссылкой?

Играет оркестр действительно плохо. А такие пользователи как гость, судя по всему, толпой побегут слушать эту музыку по понятным причинам.

Но помимо таких гостей не надо забывать, что есть ещё и дети, которые могут посещать наш сайт. И будем надеяться, что они не смогут воспользоваться ссылкой.

Давайте аккуратнее оставлять ссылки, друзья!

А можно классическую гитару приподнести так это делает Лиона Боуд (канадская гитаристка). И не совсем юная девушка - на видео ей около 60! А приятно послушать и посмотреть тоже. Так возраст классической гитаре не помеха:) http://www.youtube.com/watch?v=L3FlG2uJgY8 ну а если брать эротическую тему в искусстве и музыке, то почему бы не обыграть это действительно красиво , а не так грубо и пошло. Вот одно из моих любимейших видео http://www.youtube.com/watch?v=x6DHj47xaLM в нем сочетается безукоризненное исполнение и прекрасный видеоряд.

Вот замечательные слова выдающего пианиста 20 столетия:
http://vk.com/yuriynehai?z=video25145237_456239029%2F380930161e803e5c46