Мой гггитарный блог

  Я уже, наверное, лет сто не писал ни в блоге, ни в своем собственном дневнике, ни на нотной бумаге. А жаль. Ведь это, может быть, именно то, что может пролежать, а лучше сказать просуществовать дольше, чем окрыленный музыкой воздух в концертном зале после блестящего концерта. Ведь сколько он существует? А ровно столько, сколько об этом вспоминает восторженная публика. А сколько это может длиться - день, месяц, целую жизнь или даже несколько человеческих жизней? Вот когда говорят, например, о Бахе, то в первую очередь говорят о Бахе как о композиторе, но не исполнителе, хотя он прекрасно играл в свое время. И такая же ситуация с большинством композиторов прошлых столетий - Гендель, Вивальди (даже не помню как он игралLaughing), Моцарт (да, этого парня папа в детстве погонял по концертным эстрадам, бедняга), а ещё Брамс, Шостакович, Верди...да много кто ещё. Другими словами - самый тупой карандаш острее самой острой памяти... А может быть мне просто захотелось возродить некоторые из давно забытых собственных традиций.

  Надо сказать, что это все неслучайно. Меня подвигло на это чтение замечательной книги Евгения Гришковца - От жжжизни к жжжизни, которая на самом деле основана на записях самого автора в живом журнале. Он пишет обо всем легко и интересно. Может быть потому что кажется профессиональным, и очень творческим.?!

  А я и сам когда-то писал свой дневник, подсмотрев это у представителей музыкального мира (сейчас только помню, что Шопен вел свой дневник). И этот дневник велся в тайне от посторонних. Планировалось, что кто-то другой прочтет что-то оттуда....не скоро в общем, но прочли раньше. Прочитал близкий мне человек и сказал, что это стоит также продолжать. 

  Итак, я думаю, что даже этих доводов довльно для того, чтобы вы смогли сейчас это читать. 

  Постараюсь придерживаться, конечно же, на гитарном сайте гитарной тематики, но и отходить от нее буду с прибольшим удовольствием.

 

  Жизнь моя проходит сейчас в далеком немецком городе Карлсруэ. Живем мы здесь с моей любимой семьей в трехкомнатной квартирке, а точне сказать мы занимаем всего одну комнатушку, так как остальные две занимают два немецких собрата. Они, как и я, студенты. Только они учатся в университете, а я в высшей школе музыки. Примерно так. 

  У нас уже полным ходом звенит весна. Говорю звенит, потому что очень радует пение птиц, которое не умолкает даже ночью частенько, и которое я называю "звенит". А ещё здесь круглый год и даже круглый день и круглый час звенят колокола церкви. Ну и если уж совсем быть точным, то они звенят каждые пятнадцать минут. В общем все здесь сейчас звенит (улыбка). А вот голова порой от этого звона гудит. Но я подозреваю, что это не из-за звона, все же, а скорее из-за малого количества сна. Вот мы и подошли незаметно к основному.

  Работа. Вообще я люблю работу, если она мне интересна. Думаю, это нормально для многих людей. А под работой я в большинстве случаев подразумеваю не занятия на гитаре, а именно преподавательскую работу. Учеников у меня насчитано уже около 30 штук (конечно же, обычно я говорю слово "человек") и занимаюсь я с ним практически каждый день кроме воскресенья. Вот и сегодня было уже. Мне это все интересно до тех пор, пока я сам успеваю позаниматься, а с этим у меня частенько затруднения из-за отсутствия свободного времени. Днем - работа, а вечером - соседи спят. И хотя мне всегда, Слава Богу, везло на соседей, они уже пару раз ко мне наведывались с просьбой играть потише! заметьте, а также параллельно с похвалами о прекрасном исполнении. Иногда, правда, спрашивали, на каком рояле я играю, на что я их радостно разочаровывал, что играл я не на рояле, а на гитаре.)) Мне даже супруга сделала замечательный подарок на День Рождения в виде сайлент гитары фирмы ямаха, чтобы я мог заниматься по ночам как я люблю. (Сайлент гитара - это такая гитара без корпуса, совсем тихая, но имеет возможность быть усиленной через встроенные звукосниматели, а струны при этом имеет синтетические, как в классической гитаре). Когда я получил эту гитару в январе, то активно разучивал вариации на тему Скрябина Александра Тансмана, ну и сказал своему учителю, что заниматься смогу теперь больше, ура, наконец, так как появился такой вот инструмент. И что Вы думаете - не рекомендуется! Но с поправкой. Кое-что на ней можно играть, но акустические нюансы на ней нельзя никак репетировать. А в вариациях на динамике очень много строится. Ничего, я как-нибудь поведаю, какое я нашел этой гитаре применение).

  Так вот как ни пытаюсь придумывать способы для занятий, все мне мало. А ведь говорил мне ещё мой учитель Владимир Захаров, что заниматься мне нужно больше и не распыляясь. Видимо его слова мне бумерангом отдаются сквозь время за то, что я тогда занимался всем чем угодно помимо гитары, и дирижированием, и вокалом, и композицией, и хоровым пением. Что ж, вылазит бокомLaughing.

  А завтра снова: ученье свет, неученье - чуть свет и на работу. Так что буду закругляться на сегодня.

 

 

Комментарии

Сразу вспомнились два анекдота.

Анекдот нуммер раз:

-Чего все от Паваротти тащатся, у него ни слуха ни голоса.

-А ты где его слышал?

-Его лично я не слышал, но мне Петрович напевал.

 

С этого анекдота я начал, помнится, сочинение на тему-современная аппаратура в помощь музыкантам. Свел к теме-о том, каким музыкантом был Бах мне приходится догадываться по исполнению "Петровичей". Отсутсвие звукозаписывающей аппаратуры в 17 веке влекло за собой такое развитие теоретических дисциплин вроде музыкального анализа, дабы человек, взявший впервые партитуру в руки, смог бы сто лет спустя после смерти автора передать идею его произведения.  Но на самом деле нам остается лишь догадываться, как это звучало в оригинале. Даже начиная с того, что в то время были совершенно другие инструменты, не было современных технологий изготовления, да и еще сто лет назад опорный звук был ля с частотой то ли в 430, то ли в 438 герц. Конечно, традиции исполнения музыки баха стараются сохранить, но возмножно, если бы довелось послушать в авторском исполнении, мы были бы весьма удивлены, насколько это отличается от того, что сегодня принято считать музыкой Баха. Это было описано Гербертом Уэллсом в произведении "Машина времени", когда изобретатель рассуждал о практическом применении машины времени для изучения египетских иероглифов. Каждый студент может очень просто выучить древнеегипетский из первоисточника, говорил он, а его приятель добавил-и этот студент будет зарублен на экзамене, поскольку окажется, что оригинал-это не то, что можно сегодня считать древнеегипетским.

Ну и анекдот нуммер два.

-у меня ученики тупые, говорит учитель математики коллеге. объясняю теорему-не понимают, объясняю второй раз-не понимают, объясняю третий раз, уже сам понял, они до сих пор не понимают.

Современный немецкий ученик по гитаре-это человек весьма способный, но и весьма своеобразный. Он не хочет становиться профессионалом, он не хочет преодолевать трудности, да и вообще непониятно, зачем он пришел.  таких в среднем 80 процентов. У ребенка должно быть хобби, хобби должно доставлять удовольствие, представление об удовольствии у каждого свое. У меня в свое время было удовольствие-играть на гитаре круглосуточно, радуясь новым результатам, у моих учеников-избегать игры на гитаре дабы не столкнуться со сложностями, и при этом уметь чего то изображать. Плюс очень нравится играть музыку, мягко говоря не гитарную-Кристину Агилеру, Рэп, Техно и Саундтрэки из фильмов. Моя задача-нарисовать ноты, сделать негитарнкую музыку удобоваримой для гитары, а еще бывают у учеников запросы-обучение электро и бас гитаре.

Я всегда считал, что уважающий себя гитарист может извлечь пару примемлимых нот из других видов гитар, собственно этим я и занимался. Когда дело дошло до того-поведать ученику, что я знаю к примеру о бас гитаре, я задумался-а что же я о ней знаю. Во первых-как гитарист я не часто сталкивался с написанием нот в басовом ключе, сыграть с листа-задача с непривычки сложноватая. А перед учеником надо выглядеть компетентно. Вот и начал я параллельное усвоение других инструментов. Является ли это распылением-сложно сказать, но я заметил, что перестал обращать внимание на такие мелочи как размер и профиль грифа, вид и количество струн, а в некоторых случаях-наличие ладов или отсутствие ладов, хотя для меня пока что еще важным аспектом является  идентичность строя с классической шестиструнной гитарой. Многие технические нюансы, которые я узнавал, я отрабатывал на учениках. То есть-я делал вид, что показываю это медленно, чтобы ученик усвоил, на самом деле я отрабатывал этот момент сам. Так вот я и улучшил свою технику игры за последнее время :) А дома тратилось меньше времени на разбор новых произведений. Ну и еще мне пришлось изменить распорядок дня. Утром, бывает, еще не проснулся, гитара падает из рук, но это единственное свободное время, когда можно позаниматься. Чтобы это проходило эффективно, пришлось соблюдать режим, ложиться спать вовремя, питаться правильно и заниматься умеренным спортом. Как оказалось-достаточно важные  аспекты. А по большому счету-была бы финансовая возможность-я бы забросил педагогическую деятельность, ибо на нее уходит много времени в ущерб собственному развитию. Ну-или сократил бы ее на те самые 80 процентов учеников, которые не знают, зачем они ходят на гитару. Все таки есть 20 процентов весьма талантливых или по крайней мере целеустремленных. Половина из них, к сожалению, бросают музыку, опять же из за нехватки времени.