Искусство и идеология.

Испокон веков сложились весьма непростые отношения у искусства и идеологии. Что я подразумеваю под словом искусство ? Это музыка , танец , живопись , литература и все производные жанры творческого выражения мыслей и эмоций человека.

Краткий экскурс в историю вопроса. В рамках традиционного музыкального образования мы знакомились с музыкой различных эпох. Если верить учебникам истории, то самые древние цивилизации - египетская, ацтеки, майя, инки должны были по идее иметь какую-то свою музыкальную культуру. Но как нам было сказано каких-то значимых образцов музыкальных не сохранилось с тех пор.То есть какая была у них музыка .... я лично не знаю .

С чего же начинается европейская музыка ? Опять же принято считать что музыка в привычном для нас виде берет начало в Древней Греции. До нас дошли не конкретные музыкальные образцы , а лады - лидийский , фригийский , дорийский и т.д. И вот на основе этих ладов и начала свое существование европейская музыка. 

В Древней Греции были сильны языческие традиции -существовали храмы различных богов.И соответственно там видно исполнялась музыка отвечающая запросам жрецов с целью религиозной агитации. Скорее всего существовал и местный фольклор.

Меня всегда интересовал вопрос по теме случайно ли мы ничего не знаем про музыку древних цивилизаций "из пирамид" или же эта музыка была заботливо уничтожена адептами новых религиозных течений ? 

Наиболее хорошо изучена история развития музыки в Европе с момента прихода христистианства.Существовала народная фольклорная музыка - музыкальная культура дохристианская ,языческая, связанная с земледельческими культами.Это были танцы и песни, поэзия и творчество в различных проявлениях . Христианство стремилось занять лидирующие положение в сфере идеологии -открывались церкви, монастыри. С момента укрепления его позиций в идеологической сфере фольклор подвергался планомерному уничтожению, происходила замена местных национальных культур одной всеобще-христианской музыкальной религиозной музыкальной культурой. В раннехристианской традиции была разрешена только чисто вокальная музыка ,григорианские хоралы ( https://www.youtube.com/watch?v=Ismdhz0RJOE) .Музыка исполняемая на музыкальных интрументах считалась дьявольской , "бесовской" и греховной. И с того момента становления христианства происходит очень прочное внедрение контроля над музыкой  и искусством в целом. Музыка и искусство преимущественно раскрывает и пропагандирует библейские сюжеты. Потом и вовсе эпоха инквизиции ярко отражает попытки тотального контроля над культурными запросами населения. А неугодные музыканты ...они могли быть поджарены на костер или они просто потихоньку исчезали. Мне иногда становится не себе от мысли ,что все христиане , изучающие Библию при нужном ключе ведения проповедей опять начнут видеть в красивых женщинах ведьм, а в струнных интрументах музыкальных - "бесовские" голоса из ада, подлежащие истреблению. Ко мне приходили Свидетели Иеговы проповедовать , они так и сказали, что все неверные религия и мировые правительства будут истреблены ....(цитата из проповеди за 2014 год. Место прослушивания США Массачусетс - оплот мирововой демократии, земля первых поселенцев ).

 Одна третья часть мира считает себя христианами , препочитая забыть о инквизиции и крестовых походах. При всем том что занятия музыкой развивают память и мышления и непонятен вообще ажиотаж именно вокруг гитарного искусства.

И к слову сказать строгие правила церковные относительно музыки и искусства продержались до 1500 года.Пожалуй строгие рамки в искусстве особенно были характерны для эпохи крестовых походов с 1096 по 1444. Пока проходили крестовые походы , то в  искусстве была довольно таки заметна цензура .Очевидно что это было выгодно в идеологических целях. А вот потом ВДРУГ происходит Ренессанс в искусстве.Вдруг начинается развитие живописи (изображение обнаженной женской натуры что раньше строго-категорически возбранялось) , развитие музыки и искусства исполнения на струнных музыкальных инструментах.И даже Мадонн в католических церквях  начинают изображать в слегки приобнаженном виде , или  традиционных сюжет с фресок сюжет про обнаженных Адама и Еву в райском саду . Для ислама скажем такое изображение было бы явно недопустимым .Такое ощущение что эти изображения делают что ли назло исламскому миру в противовес.

А почему и зачем? Кто вкладывает деньги в этот проект ? А по ходу дела в Османской империи во времена 1500 годов развивается нестабильная обстановка с мятежами. Но вот забавно как выходит .В исламе насколько мне известно было запрещено играть на струнных инстурментах (за весь ислам не скажу , но в каких -то ответлениях его точно струнная музыка нежелательна) . И вот в Европе как назло исламу развивают струнную музыку и украшать храмы человеческими изображениями со слегка обнаженным телом. Странно все это выглядит. Как будто древние идеологи христианских движений сами верили в то что музыка исполняемая на струнных инструментах в одной части глобуса -может спровоцировать беспорядки в другой части глобуса.И в Европе музыка тогда достигает значительных  высот в развитии-а на востое идут волнения . Находятся богатые мецентами способные вложить финансы с театр, оперу , оркестру (струнные) и их недешевое содержание. В своем роде такое довольно странное идеологическое оружие управления сознанием народных масс .

Ну это меня очень далеко занесло вглубь веков .Лучше я опишу личный опыт взаимодействия с идеологией в различных проявлениях.Той идеологией от которой невозможно уйти в сторону

Мое детство пришлось на закат коммунизма в советском союзе.В "коммунистический" период в советском союзе музыканты и деятели искусства находились в довольно строгих идеологических рамках. Чтобы стихи поэта печатали , надо было разместить несколько произведений про Ленина , партию в самом начале сборника , а лучше с картинками. 

Чтобы концерт прошел какой-либо , тоже обязательно должны были присуствовать коммунистичечкий "идейные" произведения - обязательно.Что то слишком резко уходящее в сторону от официальной партийной линии попросту тихо не замечали, не печатали, не исполняли.Гоcударство было главным заказчиком и финансировало какой-либо проект или же просто неугодного автора потихоньку задвигали куда-то на второй план не давая ролей, не печатая произведений и т.д.Государство могло "раскрутить" какого-либо исполнителя или же подвергнуть травле неугодного. Выбора не оставалось ибо частная музыкальная деятельность не приветстовалась в союзе. Полный контроль над аудио и видео ресурсами -записью и концертными залами давал полную власть над музыкантами. Это сейчас можно купить видео камеру и выложить свои музыкальные записи в сеть - раньше такое сложно было представить.

Примеры из жизни коммунистической обязаловки. Мы добровольно принудительно вступали в октябрята и пионеры -отказаться было почти невозможно да и жива в народе память было о сталинских репрессиях.Отказываться было непринято. Так вот во 2 классе нам в школе обязательно велели купить 2 томник сочинений о Ленине(очень глубоко идеологизированная книга). Такое указание было спущено сверху директору школы, а там классным руководителям . И у нас собирали деньги на покупки 2 томов чистой "мукулатуры",которую читать по сути детям было не интересно. Весь класс сдал деньги и  купил этот 2 томник, отказаться было невозможно никак. Купили -на полку положили и забыли про этот 2 томник историй о Ленине. А вот хотя почему школа заставляла покупать нас эту литературу совсем не ясно.Это просто элемент идеологической работы . И мне до сих пор неясно как было в той ситуации остаться все коммунистической идеологии и покупки книг-да и невозможно видно было. Мы как дети не обладали возможностью что-либо изменить при принятии в пионерию или покупки продаже Ленина-за отсутствем жизненного опыта в таких широких философских понятиях как марксизм-ленинизм. 

В школьных концертах были песни патриотического содержания равно как на радио и телевидении.Четкая коммунистическая пропаганда продолжалась до 90 годов.

Потом вдруг резко распался союз и пришли новые реалии в видео "свежей" волны в идеологии. Вдруг исчез коммунизм -начисто и сразу -резко как по взмаху волшебной палочки (после путча в 91 году).Разворот строго в противоположную сторону на 180 градусов в мышлении.

Теперь был взят курс на возрождение национальной истории и православия. Печатают тоннами учебники по истории Беларуси на "родной" мове, которые мы проходим в бешеном темпе по 2 -3 учебника за год. И начинают открываться церкви. Бывшие партийные деятели прячут партбилеты в шкаф и становятся православными священниками -это одно из характерных явлений того периода.

С приходом эпохи возрождения национальных идей в 90 годы и возрождения православия почему -то вдруг резко разоряются и многие научно-исследовательские институты.В советсике времена науку еще как-то поддерживали финансово, а тут наступает финансовый кризис. И бывшие инженеры и научные сотрудники уходят торговать на рынки , а наиболее успешные уезжают на Запад.Таким образом разрушается интеллектуальный потенциал страны именно в 90 годы.

И тут как раз в музыке происходит всплеск по фольклорной теме .Выходят сборники с обработками народных песен .

Теперь в музыкальных конкурсах обязательными становятся пьесы -обработки народных песен. А в академии музыки проводятся поездки в монастыри с целью знакомства с христианством.

И появляется одна очень интересная постановка на сцене минского оперного театра "Страсти" ("Рогнеда") Мдивани.

Краткий сюжет можно почитать в википедии -довольно занятно.

В сфере музыкальных образов в этом балете намешаны образы неких мрачных языческих богов и христианства.

Вообще сейчас балет вышедший в 1995 году на сцену минского оперного театра служит мрачным предвестником событий на Украине .Несколько пугающе выглядит хор "Господи помилуй" в финале на 1-27. Слишком христианский финал балета наводит на мысли на новом  средневековии потенциально возможном в 3 тысячелетии с инквизицей в придачу .Хотя это опять же чисто личные ощущения.

Таким образом на моей памяти произошла резкая "полярная" смена идеологии в искусстве с коммунистической на национально-православную. 

И вот меня все терзает вопрос современные музыканты насколько они "свободнее" по сравнению с эпохой средних веков.Ну вроде как свобода - выражай свои мысли в виде музыки как угодно. Но во 2 классе надо было купить 2 томник Ленина :) - а потом на конкурсе Жиновича в 1999 обязательно! надо было исполнить обработку белорусской фольклорной песни .

Суть всего в том , что разные эпохи навязывают деятелям искусства определенную идеологию . Гитарная музыка и музыка исполняемая на струнных инструмента почему-то занимает особую нишу в искусства. Ей то начинают интересоваться , ее развивают и вкладывают в не финансы, то запрещают , то пропагандируют  когда это выгодно даже по политическим мотивам и ситуации, то о ней забывают .... как будто сам Дьявол заключен в струнах :) 

И в завершении видео Страстей Мдивани

Когда я смотрю видео , то передо мной вместо образа девушки является собирательный образ гитары как инструмента пережившего непростую историю. Это образ Рогнеды-это само искусство , сама Музыка (она ведь тоже женского рода)-являющася невольницей в руках всех персонажей балета .

Балет Страсти (РОГНЕДА) Мдивани

Поделитесь этой информацией