Экстраординарность и концерт для овец (часть 2)

Вы —  один из лучших современных гитаристов, композитор, первый профессор кафедры гитары в истории Пражской академии музыки (HAMU). Вашу музыку играют гитаристы всего мира на конкурсах и концертах. Вы первый гитарист, который концертировал в Рахманиновском зале Московской консерватории, галерее Уффици во Флоренции (Uffizi Gallery), соборе Cвятого Вита в Праге и многих других местах. Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о Ваших заграничных концертах. Вы концертировали более чем в 72 странах мира, но, насколько мне известно, отдаете предпочтение Финляндии и Новой Зеландии. Почему?

 

— Что касается Финляндии, то здесь все очень просто. Я жил там пять лет, начиная с 1975 года. Меня пригласили в музыкальное училище в г. Ювискуле для того, чтобы я открыл там кафедру гитары. В Ювискуле была возможность не только преподавать, но и постоянно концертировать. В то время я давал концерты в Финляндии и близлежащий странах. Это было тяжелое время для всех, ведь в Чехии в то время правил социализм, было очень проблематично путешествовать. Поэтому считаю, что мне очень повезло жить и иметь возможность много играть в Финляндии. Тогда ко мне приезжали ученики не только из Финляндии, но и из Дании, Швеции, многих других мест. К тому же в течении тех пяти лет училищу удалось получить аккредитацию, поэтому она стала высшим учебным заведением. Многие мои ученики на сегодняшний день преподают в училищах и университетах, а также концертируют и организовывают музыкальные фестивали по всему миру. …Время в Финляндии стало для меня волшебным еще и потому, что именно тогда и в этой стране родились оба моих дорогих сына: Ян-Матей, который стал отличным гитаристом, и Штепан, который занимается палеонтологией. Вообще я люблю эту страну потому, что там потрясающая природа, сказочные люди. У меня много близких друзей там, это тоже важный фактор. Вообще, я бы сказал, что в тогдашнем моем переезде есть что-то судьбоносное, потому что я с самого детства очень хотел увидеть север. Хотел поехать куда-нибудь в Норвегию или Финляндию, потому что меня всегда вдохновляли сказки о духах севера. Так что… я мечтал об этом, и однажды мои мечты исполнились.

Штепан Рак с концертами в Австралии и Новой Зеландии (фото с официального сайта гитариста)

Новая Зеландия была еще одной моей большой мечтой и делом. Туда я уже попал собственными силами. У меня есть друг, его зовут Владимир Микулка, удивительный гитарист, мой однокурсник из консерватории. Однажды, году в 1980-м, он выиграл конкурс в Париже. После этого Владимир уехал из Чехии и путешествовал по всему миру с концертами, на которых часто исполнял мою музыку. Особенно часто он играл одно мое произведение, которое называется  «Remembering Prague», что в переводе означает «Воспоминания о Праге». Однажды, на концерте в Новой Зеландии после того, как он его исполнил, этим произведением заинтересовалась пара по фамилии Джексон и попросили аранжировать его для гитары и скрипки (они были музыкантами). Я согласился и послал новые ноты, которые они затем исполнили и сделали запись. Им так понравилась музыка, что они решили сделать сборник для своих учеников, состоящий из моих сочинений, чтобы заработать деньги для того, чтобы пригласить меня в турне по Новой Зеландии. Так что, попал я туда благодаря «Воспоминаниям о Праге». И влюбился в эту потрясающую страну. Мне довелось много играть там, я возвращался туда четыре раза, и каждая поездка была очень насыщенной и незабываемой. Заодно побывал в еще одной стране, которую очень люблю,  — Австралии, там мне довелось побывать аж шесть раз! Во время одной из поездок меня познакомили с Джоном Уильямсом, с которым мы играли на одних фестивалях.

 

Кстати,  в Австралию я также попал благодаря своим «Воспоминаниям о Праге». Довольно необычная история, в которой сплелось много разных обстоятельств и неожиданных встреч  …где-то в Австралии жил мальчик Павел Свобода, который очень хотел поступить в мой класс. В будущем он стал одним из моих замечательных студентов, но я забегаю наперед… Как-то на встречу со мной пришла его мама, Глория Свобода, которая, кстати, отлично говорила на чешском языке. Мне даже показалось, что она из Моравии, но оказалось, что она давно замужем за чехом Иржи Свободой и просто приехала из Австралии погостить в Чехии. В общем, впоследствие они организовали мой тур по всей Австралии. И здесь «Воспоминания о Праге» снова сыграли свою судьбоносную роль. Когда в 1992 году заканчивались мои гастроли по этой стране, на финальный концерт в Брисбене Глория привела свою подругу Терри Пекарек. Этот концерт я заканчивал «Воспоминаниями о Праге», исполнение которой я посвятил Глории в знак благодарности. Ее подруга Терри осталась под большим впечатлением от этого произведения. Она сказала мне тогда, что не была в Праге более 40 лет, но когда услышала эту музыку, словно перенеслась в любимый сказочный город. Она была под таким впечатлением, что захотела подарить мне такую гитару, какую я только захочу. Я этому не поверил, меня это невероятно смутило, на что она сказала, что у нее не осталось родственников, а деньги с собой на тот свет она не возьмет, поэтому очень хочет подарить мне гитару, которую я выберу для себя. На самом деле гитара, которую я действительно хотел, — это была гитара Грега Смолмана. Это не только дорогая гитара, но в то время ее еще нужно было ждать около 10 лет. Тем не менее я озвучил пани Пекарек свое предпочтение именно этому инструменту. Через три дня мне нужно было возвращаться домой.   …знаете, я верю в ангелов. В то, что они оберегают нас и сопровождают. Верю, что ангелы слышат нас и могут исполнить наши заветные мечты. Я очень попросил своего ангела помочь мне получить этот инструмент. Казалось, всё делало исполнение моей мечты невыполнимым. Все указывало на то, что это абсурд, но я все равно верил. Я так же верил и во все свои путешествия в любимые страны, и все исполнилось. Верю, и поэтому я побывал в 72 странах мира (стучит по столу). И знаете, госпожа Глория сообщила мне о концерте Джона Уильямса где-то недалеко от Брисбена, на который мы решили поехать. Перед началом концерта я спросил организатора о возможности встретиться с Джоном после концерта.  К сожалению, это не представлялось возможным, так как он был болен и вынужден был сразу уехать после концерта. Но в перерыве организатор сообщил мне, что Джон будет рад меня видеть, и пригласил к себе. Так мы и познакомились. Мне было очень интересно с ним пообщаться, увидеть его. Когда мы разговорились с ним, он дал мне сыграть на своей гитаре, кстати, работы Смолмана, в тот момент я точно убедился, что мне нужна только эта гитара, и никакая другая. Ну а когда Джон узнал, что я хочу этот инструмент и у меня есть на него деньги, он с восторгом сказал, что завтра приедет сам Смолман с двумя инструментами, и я смогу выбрать один из них для себя. Вот так, уже на следующий день, я получил ту самую заветную гитару,  одну из моих любимых гитар, которая у меня есть до сих пор.

"...мне действительно нравятся очень многие страны, но сердце мое принадлежит Чехии"

Говоря о любимых местах на планете,  хотел бы сказать, что мне действительно нравятся очень многие страны, но сердце мое принадлежит Чехии.

 

 У Вас были экстраординарные ситуации, которые произошли с Вами во время гастролей?

 

—  Мою жизнь изменили многие вещи, но были и действительно невероятные ситуации. Например, в Новой Зеландии. Никто и никогда не выступал на Острове Стюарта с концертами. Это совсем маленький островок на юге Новой Зеландии. В местечке на острове было всего одно общее здание, которое служило одновременно в качестве бара, и отеля, и дома культуры. Я сомневался тогда, но конечно был рад получить такой необычный опыт. Организатор, мистер Смит, не гарантировал, что будет много людей в таком месте, ведь там никто никогда раньше не выступал. В разговоре о концерте он задумался, и на полном серьезе сказал, что если не придет достаточно людей, то он приведет достаточное количество овец, чтобы наполнить зал. На самом деле это было очень необычно и здорово для меня, тот концерт для меня до сих пор относится к самым необычным в моей карьере.

 

Также очень повлиял на мою жизнь концерт в центральной Австралии на горе Улуру - тот самый красный каменный монолит в центре Австралии (сформировавшаяся около 680 миллионов лет назад в Австралии массивная оранжево-коричневая скала овальной формы - прим. автора). Это был первый концерт в том месте, разрешение на который дали мне аборигены. Кстати, этот концерт тогда транслировало и телевидение. Там есть отпечаток первобытного человека, которому более 40 000 лет. Мне даже разрешили тогда приложить свою ладонь к отпечатку первого человека. Под впечатлением этого я написал почти двухчасовое произведение «Терра Аустралис» («Terra Australis»). Это всё изменило мою жизнь.

 

Еще я надеюсь, что мне когда-нибудь еще доведется сыграть в Беларуси. Мы планировали там концерт, но пока что, увы, не получилось. Я там был однажды в 80х годах с Пражским маримбовым трио, мы играли в Минске. Это тоже было очень здорово и интересно.

 

Какие произведения Вы можете выделить из своего творчества?

 

— Как Вы уже знаете, очень на меня повлияла Финляндия. В этой стране я прожил очень много фантастических моментов, связанных с природой и людьми. Там я написал очень много своих произведений. Вообще, большинство из них создавалось под особыми впечатлениями и переживаниями. Каждая страна влияла на меня. Например, Китай, Япония, Монголия, Вьетнам. Под их влиянием я написал цикл «Хвала чаю» (длительность цикла составляет более 1,5 часов, цикл включает 22 части - прим. автора), а также большой цикл «20 000 лье под водой». На меня очень повлияла трагедия подводной лодки «Курск». Я решил посвятить этот цикл погибшим морякам. Премьера состоялась в Московской консерватории в Рахманиновском зале. Кстати, это первый в истории Московской консерватории целиком гитарный концерт одного гитариста в этом зале, по крайней мере, как меня заверили. Вообще же, я не могу выделить какое-то одно произведение своего авторства.

 

Под впечатлением от Японии я написал произведение «Хиросима», которое издана в двух транскрипциях. Премьера гитарной интерпретации состоялась в Ваймер Холл в Лондоне в 1985 году. Это произведение очень важно для меня. Я родился 8 августа 1945 года, а катастрофа в Нагасаки случилась 6 августа того же года, в Хиросиме — 9 августа . Считаю, это косвенно касается и меня. Погибли тысячи людей, а я родился. Это веский мотив для меня.

 

Еще я бы выделил Испанию, с которой связано написание испанской сюиты «Аромат Менорки».

 

Что касается катастрофы в Чернобыле, то я написал одноименное произведение. Эта трагедия зацепила меня до глубины души. Впервые я исполнил его в зале филармонии города Харьков. В тот день пришло очень много людей, многие не попали в зал. Когда я доиграл, люди не просто плакали, а рыдали. Все. Меня взяли на руки и понесли через весь зал, целовали мне руки. Это очень сильно повлияло на меня и поразило, это были фантастические переживания. Это одно из тех самых важных событий, которое перевернуло мою жизнь.

 

Очень много я написал во время жизни в Канаде и США, когда я любовался их великолепными озерами.