Диссонансы в системе музыкального образования РБ в 90-е годы прошлого века.

Пару слов о моем музыкальном образовании.

Я закончила среднюю школы 102 г.Минск (1986-1995) .Продолжила музыкальное образование в Минском музыкальном училище 1995-1999 годы. И затем я закончила Минскую Академию музыку (или консерваторию как ее называли еще советские времена)-годы обучения с 1999 по 2004. С тех пор прошло уже 10 лет, но воспоминания очень свежи и по сей день. Будучи студентами мы имели совсем немного жизненного опыта и очень ограниченные средства к самовыражению (интернет еще был не развит). Теперь понаблюдав за жизнью и образованием в штатах особенно хорошо становятся заметны некоторые диссонансы в белорусской системе музыкального образования.

По правде сказать мои наблюдения относятся к периоду обучения в Минске с 1995 по 2004 год .Возможно что-то сейчас уже изменилось и стало по-новому и изменилось к лучшему. Но я расскажу какие проявления в сфере музыкального образования мне не совсем что ли понравились в студенческие годы. Речь пойдет про среднее специальное музыкальное образование и высшее , школа с музыкальным уклоном нам дала хорошие теоретические и практические навыки , которых как мне казалось должно было хватать для поступления в специальные учебные заведения.

Итак одна из проблем для нашего поколения студентов была в следующем . Вся система музыкального образования того периода она сохраняла структуру , характерную для советского периода. Это значит вся монополия на музыкальную сферу принадлежала государству - школы и учебные заведения, филармонии и концертные залы, звукозапись и телевидение ... все это в одной экономической государственной системе. Имеется в виду финансирование и планирование сколько музыкантов и каких мы будем подготавливать и учить, чему будут их учить и какие музыкальные результаты нужны стране. При коммунизме существовала схема воспитания музыкантов , а затем лучшие и избранные уезжали жить и творить в столицу, как правило и там пользовались всеми благами способствующими творчеству. 

Наше покление оказалось вдруг на стыке 2 экономических моделей советской плановой экономики и новых "свободных рыночных отношений " . В сфере музыке неожиданно происходит смена приоритетов. В советские времена нужны были сильные яркие классические музыканты для записи классики на грампластинки и для филармонических концертов. Поэтому вузы делали упор на подготовку очень сильных классических музыкантов с виртуозным развитием техники. А тут резко оказалось ,что музыка брошена на самоокупаемость  и самовыживание -частные уроки, работа в кафе и ночных клубах, "свадьбы - похороны" как в шутку назвали это явление педагоги -музыканты ...кто где себя может проявить и как сможет выразить - так себя и выражал по сути свой талант. Да и оказалось что юные ученики чаще интересуются роком, нежели Бахом. 

И вот тут наступает первый диссонас .

1. Училища и вузы продолжают готовить классиков -виртуозов ....а применить эти навыки почти негде .Минская публика согласна платить на игру в ночных клубах за музыку эстрадного плана, но классические концерты не самые оплачиваемые для гитаристов. На мой взгляд оплата филармонического концерта и количество затраченного труда музыканта и вовсе несопоставимы были по тем временам. Поэтому многие подаются в Европу на заработки или же для продолжения образования.Одним словом оказывается, что классики стали гораздо менее востребованы. И вот с одной стороны учебные заведения предлагают ВСЕ ЕЩЕ советскую систему подготовки, а жизнь вокруг диктует новые условия.И вот самое интересное то, что все музыкальные учебные заведения средние и высшие на тот момент были государственными , бесплатными. К слову сказать на тот момент в стране была только одна государственная академия музыки (позже был открыт филиал в Могилеве -наше поколение в этот момент не вписалось по временным рамкам) Платных учебных музыкальных НЕТ! Нету альтернативы государственными музыкальным учебным заведениями, со строго ограниченным количеством вступительных мест на гитару .И это порождало несколько нездоровую ситуацию , нездоровую скажем конкуренцию в среде студентов и абитуриентов по ряду причин. Стоит отметить, что программа и требования в государственных музыкальных заведениях в 1995-2004 все еще ориентрированы были на те далекие советские идеалы . Одной из позиций скажем было такая , что музыка классическая это почти идеал музыкального творчества и надо -просто надо до всех ее донести что ли . А позиция музыканта в обществе -ну это такой человек из интеллектуальной элиты -особенный человек , тонко чувствующий окружающую реальности получше, чем все остальные не шибко сведущие в музыкальных нотах.  Была характерна позиция воспитания музыканта как такого человека чуть парящего над всеми "неучами музыкальными" в своем творчестве .Не всем что ли дано понять тонкого и ранимого Творца музыкальных звуков - одним словом эта была позиция воспитание избранной-музыкальной элиты общества .

2. Диссонанс номер 2 - количество мест на гитару в мму и вузе было СТРОГО регламентируется министерством культуры .Места как бесплатные , так и !платные! - все они под полным госконтролем. В академию музыки на моем курсе взяли несколько человек на платное отделение и то не "без скрипа". Мотив всегда один и тот же педагогов по гитаре мало, нагрузка большая у них , а больше педагогов по гитаре мы брать не хотим-короче замкнутый круг какой-то. Хотя казалось бы открыть полностью платное отделение академии музыки , в чем проблема? А пробела оказывается в том была, что якобы студенты с платного отделения играют хуже и уровень у них ниже исполнительский -а академия музыки должна всегда по качеству образования соотвествовать мировым стандартам.Ну и потом где-нить студент плохо сыграет некачественно за рубежом (облажается), а он с платного отделения (был платником , то есть как бы музыкант "второго сорта" что ли)...и это вроде роняет тень на уровень музыкальной подготовки вприниципе в стране. Хотя за рубежом все давно переведено на коммерческую основу и если студент даже 3 аккордами сумеет себе заработать на жизнь - то все будут довольны его профессиональным уровнем. Короче были живы какие-то немыслимые стереотипы в педагогической среде о том , что плохо играя студент позорит свой вуз , который его выпустил .Собственно на мой взгляд вообще нелогичность какая-то. Этот стереотип сохранился еще со времен социалистических соревнований и лозунгов типа "догоним и перегоним Запад". Готовя студента к жизни надо отдавать себе отчет , что ему музыкой на жизнь зарабатывать надо , а не честь Родины защищать с гитарой наперевес. То есть надо кроме исполения классики в ансамблях уметь играть и сочинять и ряд других навыков иметь. В чем же проблема открыть вообще полностью коммерческий музыкальный вуз в стране и и тем самым "разгрузить" государственный вуз? И создать какую-то альтернативу в музыкальном образовании вообще . А то выходило так ,что в те годы  альтернативы никакой и не было для желающего получить музыкальный диплом - только государственный мму и вуз - один на всю РБ. Люди уехавшие в Европу всегда отмечали , что там музыкальные академии ЧАСТНЫЕ есть почти в каждом более менее значительном городе -а у нас такого не было.То есть хочешь учиться -плати и учись и тебя возьмут учиться обязательно если есть деньги для оплаты обучения .У нас же даже в РБ за деньги возникают проблемы за неименнем платных музыкальных вузов.

Кроме академии музыки был еще Интситут культуры , но он все ж отличался несколько другим профилем музыкального образования. Ну и там таж  самая песня с количеством мест для абитуриентов. На гитару почему -то всегда было очень мало мест для абитуриентов при том что на другие народные инструменты брали людей гораздо больше. То есть шел больший набор на народные инструменты цимбалы, домбра, балалайка ..а гитара всегда представлена каким-то единичными местами  .

При этом гитара действителньо пользуется популярность и желающих учиться всегда много , но кто-то как специально держит количество гитаристов в РБ под контролем как в заповеднике и контролирует чтоб популяция сильно не разрасталась. В школах количество учеников желающих играть на гитаре сильно превышает реальные возможности педагога по нагрузке. И таким образом гитару преподают домбристы, балалаечники и т.д(не гитаристы по диплому) ,которых как раз родное министерство культуры обучает в музыкальных заведениях аж с избытком -набор студентов на данные профессии выше чем на гитару.И вот как раз потом балаечники, домбристы не могут себе найти желающих играть на их инструментах и переучиватся на гитару -а зачем заставлять людей делать двойную работы (сначала осваивать домбру -балалайку -цимбалы-а потом от безысходности финансовой гитару?)

Причем люди вдруг получив диплом педагога по домбре обнаруживают, что им теперь больше и заняться нечем -как толкьо освоить гитару и пойти ее преподавать , чтоб как-то обеспечить себя финансово. Яркий пример нелогичного использования государственных финансов на невостребуемые профессии. 

Диссонанс номер 3. В середине 90 годов  все желающие поступить на гитару просто были вынуждены существовать в условиях очень жесткой конкуренции от которой у студентов попросту "сносло башню" на фоне максимального совершенствования своих гитарных навыков .В общем я считаю неоправданно жесткой эту конкуренцию.И эта жесткая конкуренция  создавалась намеренно где-то на уровне министерства культуры и даже возможно здравоохранения . Из чего слагается эта конкуренция и кому она выгодна?

Скажем возьмем реальную ситуацию - есть 4 человека вполне достойно играющих на инструменте, которые хотят поступить в училище -а мест (государственных бесплатных) для поступления только  2 (это 2 места на всю республику в год! 2 из 10 миллионов человек!) ...И люди стараются из последний сил войти в число избранных. Тут идут в ход и личные связи, и частные уроки, и многочасовые занятия на инструменте  где-то на грани человеческих сил  и моральных возможностей . Что толкает студентов на все вышеперечисленное?

А причины самые объективные . Если для девушек вступительные экзамены это просто, что ли шанс попытаться поступить (или провалиться) , то парням приходится хуже. Если девушка проваливает вступительные экзамены -то она может следующий год поискать работы, походить на курсы или даже выйти замуж. А парни ...в те далекие годы служба в армии была обязательной !(как теперь не знаю). Все провалившие вступительные экзамены обязаны ! были явиться на осенний призыв в военкомат .А ведь есть люди просто не желающие служить в армии и не по религиозным мотивам, а просто они не хотят служить , не хотят учиться убивать себе подобных. И вот парням собственно это было довольно таки принципиально сдать или завалить экзамены (провал на вступительных гарантирует явку в военкомат ,чего не все желали) 

Все это и это и приводило в свою очередь к взяткам и той самой нездоровой конкуренции, которая травмировала морально очень многих студентов . А кроме того здесь еще оказывалось ,что можно "откосить от армии" путем обладания нужной медицинской справкой  о слабом здоровьи и непригодностью к военной службе. Что соотвественно еще затрагивало и сферу здравоохранения по вопросу получения выдачи справок о пригодности к военной службе парням. Короче всем нужно было поступить -кому-то чтоб не служить и не косить от военкомата, а кому-то просто чтоб получить диплом и заниматься любимым делом. Следует заметить что проблема обязательной армии и вступительных экзаменом очень тесно связаны и характерны были для всех вузов РБ .Логика простая -если ты не поступил - ты пойдешь обязательно в армию даже против свой воли . И вот так создаются искуственно лазейки для взяточничества в сфере медицины и образования .Так было в те далекие или не очень далекие 90 годы.

И эти моменты создавали какую-то болезненную нездоровую конкуренцию в стенах музыкального училища особенно.Что естественно не лучшим образом отражалось на моральном состоянии коллектива студенческого в целом.

Пора просто видно реально оценить ситуацию в сфере образования и военной службы (и медицины).Не надо провоцировать людей на "некрасивые поступки" путем постановки в какие-то фантастические неприглядные позы по жизни под названием "нет выбора". У человека должен быть хоть какой-то выбор , а иначе это не человек , а просто животное из зоопарка.

Ну скажем должна быть возможность учиться за деньги или бесплатно и не для того, чтоб защищать честь родины и соответсвовать высоким стандартом когда-то кем-то придуманным  -а просто что б получить необходимую профессиональную информацию с которой можно потом зарабатывать деньги на жизнь и заниматься бизнесом.Учиться надо с удовольствие постигая чудеса музыки, а не сопровождать это ненужными психозами и страхами провалов на вступительных экзаменах . 

Не надо пугать молодых людей армией и принуждать к службе в армии .(Ну да я бы наверное тоже если бы стала перед выбором служить в армии или купить справку ,что б не служить в армии (просто я не поддерживаю идею убийства себе подобных)-то я бы пошла бы на нарушение закона и купила бы справку , чтоб не сделать большее зло в своем миропонимании).

Вообще  самые характерные черты того периода были яркое несоответствие между академическими требования по гитаре и жизненными реалиями (музыкальными потребности окружающего реального мира) и ИСКУСТВЕННОЕ создание в сфере образования ситуаций нездоровой конкуренции . Как я полагаю создание такой ситуации очень выгодно  "теневому  бизнесу" - взятки , медсправки и прочие некрасивые проявления. А для обычных студентов -это все значить ломка психики, что говориться "через колено"(невротизация студентов) и воспитание рабской психологии у человека , воспитание мысли -что ничего в окружающей реальности изменить  нельзя (и служить в армии придется насильно , и платно учиться тоже тебя могут отказаться взять по  сути или взять - но с огромным нежеланием , хотя даж и за твои финансы. Странная картина одним словом -замкнутый бермудский треугольник какой-то

А вот ниже в качестве иллюстрации народ уже сотворил пародию по данной теме -не совсем гитарно -но зато в стиле 90 годов :)

Клип "Взяточники учителя и врачи" Пародия на Army of Lovers - Sexual Revolution