Что такое исполнительский анализ

Что такое исполнительский анализ

За блестящим исполнением гитарного произведения и яркой его интерпретацией стоят долгие часы неутомимого кропотливого труда. Такова обратная сторона исполнительского ремесла, знакомая как аксиома каждому музыканту и скрытая от глаз наслаждающегося игрой слушателя. Среди этих часов занятий значительную часть занимает предварительная работа над произведением или его исполнительский анализ. Процесс этот многоэтапный и весьма трудоёмкий, но, безусловно, необходимый и крайне важный для исполнителя.

Итак, рассмотрим более подробно само понятие и основные этапы исполнительского анализа.

Слово анализ в переводе с греческого языка «analysis» означает «разложение на части, разбор». Термином «музыкальный анализ» принято в музыкознании обозначать «исследование закономерностей, согласно которым музыкальное произведение строится как определенное целостность и развёртывается во вреени как особого рода процесс» (Музыкальный словарь Гроува, с. 38). Общая технология любого типа анализа состоит в умозрительном разложении музыкального целого на более простые элементы и рассмотрение роли каждого из них в общей структуре произведения.

Существует множество различных типов музыкального анализа, как например, сравнительный, целостный, стилевой, жанровый и др. Исполнительский анализ является одной из разновидностей анализа музыкального. Само его название определённо указывает адресат: он предназначен для исполнителей и, как правило, самими исполнителями и производится. Помимо общего разбора произведения цель исполнительского анализа состоит в выявлении исполнительских трудностей и поиск способов/ приёмов их преодоления.

Что именно включает в себя исполнительский анализ музыкального произведения?

 

 1. Изучение сведений об авторе и информации о произведении

Кто написал сочинение, в какое время жил и творил композитор, какова история создания данного опуса? Ответы на эти вопросы позволяет определить место анализируемой пьесы не только в творчестве композитора, но и в ряду подобных сочинений других композиторов различных веков, а также понять значение этого сочинения (если речь идёт о шедевре музыкального искусства) в развитии музыкальной культуры в целом.

 

 2. Определение жанра произведения (если не указан изначально в нотах) и знакомство с его характерными чертами

Владение информацией о том, к какой разновидности музыки относится ваше сочинение очень важно для гитариста. Это ключ к пониманию того, по какому случаю и где исполнялась подобного рода музыка, кому предназначалась, для кого она звучала и на какого слушателя была рассчитана.

 

3. Определение структуры произведения, его формы

Знание того, по каким законам строится та или иная форма даёт возможность логически расчленить бесконечный поток музыкальных звуков. В стихотворении или в прозаическом тексте есть знаки препинания, которые делают произношение членораздельным и понятным. Их соблюдение позволяет выделить суть и донести определенный смысл, подчеркнуть особо важные места. Так и в музыкальном произведении нужно знать и понимать, где находятся музыкальные «знаки препинания» (мотивы, фразы, предложения, периоды, цезуры, повторы и т.д.) или где их необходимо при исполнении самому поставить.

 

    4. Детальный разбор средств музыкальной выразительности,

таких как:

– лад (система отношений между звуками различной высоты)

– тональность (принцип звуковысотной организации; высотное положение лада)

– гармония (в узком смысле – сочетание звуков в созвучия и аккорды)

– мелодия (одноголосное последование звуков)

– музыкальная фактура (музыкальная ткань, состав музыкальной звучности)

– ритм (соотношение музыкальных длительностей и пауз)

– темп (скорость исполнения музыки)

– динамика (громкость звучания).

Т.е. анализ всех основных компонентов организации музыкального текста для того, чтобы ответить на вопросы: «Что хотел выразить композитор? Какие эмоции и чувства хотел он передать, выбрав именно эти средства для реализации своего замысла?»

На данном этапе результатом проделанной работы над произведением должно стать осознание образного содержания или по-другому выразительно-смысловой сущности той музыки, которую я собираюсь исполнять.

                                                   

5. Выявление исполнительских задач и трудностей

Величайший исполнитель ХХ века, пианист Святослав Рихтер говорил, что «задачи настоящего исполнителя – целиком подчиниться автору: его стилю, характеру и мировоззрению». И действительно, основные силы исполнителя должны быть направлены на максимально полное раскрытие замысла композитора. И сверхзадача любого исполнителя – предельно точно донести до слушателя заложенную в произведении основную композиторскую идею. Для решения этой задачи у исполнителя-гитариста есть самые разнообразные ресурсы, такие как фразировка, звуковедение, штрихи, артикуляция, аппликатура, агогика, темпо-ритмический профиль, распределение и осмысление кульминаций и зон их подготовки, детализация динамики, выбор меры громкости исполнения и многое другое.

 

6. Рассмотрение различных редакций произведения

Довольно часто произведение существует в нескольких редакциях, а не только в авторской версии. Редакторами чаще всего выступают маститые исполнители и / или педагоги, владеющие хорошими знаниями, а, главное, чувством стиля. Редакторские указания корректируют исполнительский план произведения и моделируют его звуковой облик, который может расходиться с композиторским видением. Подчас редакции довольно сильно отличаются между собой, что сказывается, конечно же, и на самом звучании. Чтобы выбрать для работы наиболее оптимальный вариант необходимо сравнить редакции, предварительно проанализировав каждую в отдельности.

 

7. Знакомство с различными исполнительскими интерпретациями произведения

Прослушивание произведения в исполнении других музыкантов занятие очень нужное и полезное. Желательно конечно слушать сочинение в качественном исполнении, хотя и на неумелой игре тоже можно поучиться тому, как не надо играть. Но необходима определенная бдительность. Важно не переусердствовать в этом занятии, поскольку знакомство с различными интерпретациями таит для музыканта (особенно начинающего) опасность вжиться в чужое исполнение и начать ему слепо подражать вместо того, чтобы искать своё понимание и слышание музыки. Как верно заметил великий скрипач и педагог прошлого века Л.Ауэр, «Скрипач должен проникнуть в дух произведения. Но он должен войти в него не переряженным в чужом платье».

 

Конечно, постижение музыкальных шедевров не имеет границ. Каждый раз, погружаясь в произведение, обнаруживаешь его новые смысловые грани. Но проделанная предварительная аналитическая работа может позволить исполнителю-гитаристу правильно подойти к звуковому «оживлению» нотного текста и раскрытия композиторского замысла.

Александра Макарова