Что такое фольклорная музыка?

Это музыка сопровождавшая ритуальные действия и  обряды древних людей.Она призывала языческие божества помочь в земледелии, скотоводстве и семейной жизни. 

Фольклорная музыка по своей сути состоит из мелодий или попевок , которые наделены некой магической силой и призывают силы природы или отдельные божества стать на службу людям.

После прихода христианства на территории современной России, Беларуси и Украины фольклорная музыка и христианские традиции слились в единую культуру. При посещении церкви люди молились и верили соблюдая православные традиции, а дома продолжали петь языческие песни и соблюдали древние обряды.

Традиционным было наличие золоченых крестов и православных икон:) в доме и также соблюдение таких праздников как Радуница, Дзяды , Каляды со всеми языческими ритуалами (песнями и плясками).Такая дуалистическая культура и по сей день сохраняется в некоторых регионах.

Многие обрядовые песни в разных вариациях являются общими для России, Украины и Беларуси.Если сейчас задаться целью выяснить к чьей культуре они относились первоначально, то ответ будет сложно найти.

Фольклор на то он и фольклор -песни и мелодии существуют с разными вариациями слов и мелодий.

 При приходе советской власти на уже существующую культуру (синтез язычества и православия) наслоился новый культурный слой -коммунистический.Если в крупных городах фольклор был забыт и православие тоже было запрещено, то в деревнях все продолжало существовать уже каком-то тройном синтезе.Тут в народных песнях ставились в один ряд и православные святые ,и коммунистические лидеры, и древние божества:)

В годы обучения нам давали послушать одну и песен , где простая деревенская женщина пела про царей .Это было вроде исторической баллады или даже какой-то молитвы своеобразной.Если ничего не путаю, то в припеве проходила просьба о том ,чтоб Бог хранил всех перечисленных деятелей.В одном ряду стояли -библейские цари, православные святые, российские цари ,  и затем генсеки и коммунистические лидеры.Забавная такая была баллады .Может она на кафедре еще и храниться эта запись.

Мной были сделаны обработки нескольких белорусских фольклорных песен.Среди них была одна белорусская песня. История создания этой песни очень запутана.Дело в том , что когда большевики пришли к власти, то срочно надо было создавать новый идеологический репертуар. В ход шли и авторские идеологические работы ,и старинные фольклорные песни.То есть старинные обрядовые песни приобретали новое "правильное идеологическое" звучание.И за одну из таких песен разгорелся нешуточный спор -то ли один автор и композитор написали (записали) эту песню , то ли другие (автор и композитор).Но потом некоторых из них репрессировали и все покрылось туманом. В одних изданиях стали печатать песню как народную, в других как авторскую. Да еще и имена авторов ставили разные.

Для меня забавно то , что многие советские учебники по сольфеджио и сборники советских сказок являли собой некое подобие "Бестиария"(была такая книжках о демонах и всяких фантастических животных).Была у меня такая книга "Сказки народов СССР". В сказках были собраны всякие легенды о леших, водяных , чертях и шурале-шайтанах. А в музыке- в учебниках по сольфеджио были собраны культовые напевы народов крайнего севера ,южных республик, ну и российско-белорусско-украинские песни.Песни печатались без текста -а кто знает про что был текст (может про ритуальное убийство или с..с на полях для повышения урожайности и надоев молока у домашних животных.Так вся страна и росла на этих песнях. А никто особо и не размышлял -есть учебник по нему и песни распеваем. Идеей создания нового курса сольфеджио без всех этих чертей никто и не озадачивался.Легче ж старые тиражи печатать-чем над чем-то новым размышлять.А нужны ли современным детям все эти лешие ,русалки и демоны? Ведь много прекрасных и нестрашных вещей в мире.

Потом после развала союза сразу во многих республиках стало популярно течение -возрождение культурного наследия. Возрождения старинных обрядов и музыкальной культуры.А для некоторых это стало серьезным увлечением или даже профессией (фольклористы).Существуют целые кафедры фольклористики -где народ серьезно занимается изучением музыкального наследия.

Все это общая информация .Любить фольклор или нет , играть эту музыку или нет-личный выбор каждого.

Но только хочется мне написать о негативных вещах,которые может внести фольклор в нашу жизнь.

- фольклор -это ЯЗЫЧЕСКИЕ традиции:) А много музыкантов , которые считают себя верующими, НО исполняют и любят фольклорную музыку.А иногда фольклорная пьеса является !обязательной ! на музыкальных конкурсах.  Тут хочется вспомнить слова из Библии о том ...горе тому через кого искушение придет...А не является ли фольклорная музыка языческим искушением для юного музыканта?

Это просто взгляд стороннего наблюдателя. Каждый делает свой выбор сам.

- использование фольклорных мелодий тормозит создание нового, свежего педагогического репертуара и в сфере сольфеджио и для других инструментов.Мне всегда было интересно-а насколько "удобны и полезны" обработки народной музыки в репертуаре.Может не столько в них чисто технической исполнительской пользы? А продолжаем печатать старые типовые учебники. Я думаю, среди теоретиков найдется много хорошить идей с простыми текстами и стихами и мелодиями для свежих учебных пособий.Да я думаю они уже есть -просто я их тут не видела:)

- охрана и защита "своей" национальной культуры.К сожалению можно увидеть как печально это порой заканчивается. Воинственная защита своей национальной культуры кем -либо сразу приводит к конфликтам.Кто его знает может мир должен стремиться наоборот к единой культуре и языку, чтоб было меньше поводов для всяких конфликтов.А то ведь каждая из древних национальных культур по своей сути ЯЗЫЧЕСТВО.Так интересно наблюдать как народ по своей сути верящий в библейские писания пытается сражаться за языческих  богов-не отдавая себе отчета в этом .А надо ли они эти древние идолы:)?Да и там еще полезно было бы перечитать историю про Вавилонскую башню.Людей поссорили разделив языки и культуры.А что будет если попытаться это собрать воедино? А такое возможно только при компромиссах со всех сторон. Также в сфере языков и культуры, литературного и музыкального наследия.

Статья выражает исключительно мою точку зрения. И в поддержание этой идеи я решила отказаться от публикации своих фольклорных обработок.Для меня они просто набор нот. Но я понимаю,что для кого-то они могут стать поводом для реанимации языческого прошлого и всякого рода националистических идей.Особенно это актуально в свете последних событий сами знаете где. 

Так что я решила принести свои языческие пьесы в ЖЕРТВУ общему миру и спокойствию:) Ну а там пускай каждый подумает ,что он может сделать и на какой компромисс пойти. 

И в завершении еще один вопрос. А так ли народу хорошо жилось в компании этих разносортных идолов? Есть ли повод жалеть о прошлом или пора думать о будущем ....

Вызываю на диалог всех желающих

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Диалог пошел.
Для начала хотелось бы уточнить, что притча о вавилонской башне-это всего лишь притча, а  не исторический факт. А сорит людей не свой национальный фольклор, а политики. Вот песня про медведей-это тоже фольклор-студенческий-Шурик говорил. И знание фольклора никогда не бывает лишним, тем более с исторической точки зрения. Независимо кто кому молился. За отдельно взятыми народными произведениями стоят отдельно взятые авторы, просто они тогда были не амбициозные, и не порывались зарегестрировать свои авторские права. И я не вижу никаких взаимоисключающих параграфов, чтобы увлекаться народным творчеством, основанном на каком то древнем обряде и быть примерным христианином. Вот основатель группы Slayer вообще воспитывался в лучших католических традициях и при этом написал песню God hates us all, причем когда его спросили, а что за нестыковочка, он объяснил-а так, чтобы народ охренел. 
А по поводу потенциального разжигания неприязни к чужой культуре есть у меня контраргумент. Был такой человек-Иосиф Виссарионович Джугашвили. В 37 году начал он активно бороться с потенциальными шпионами, предателями, изменниками и врагами народа. А в Крыму, на Волге, на Кавказе были немецкие поселения-еще при Екатерине там обосновались. Пришли НКВДшники, запинали их по вагонам, кого в Сибирь, кого в Джамбульскую область. Так мои предки оказались в Казахстане. Туда же попали несогласные евреи, русские диссиденты, не говоря что на месте обитали дунгане, турки, узбеки, казахи, а потом и китайцы в шестидесятые от Мао ломанулись. Откуда то там корейцы взялись, были и представители кавказа, а потом какой то конфликт кого то с Грецией случился-у нас появились греческие беженцы. Во время войны США во Вьетнаме в нашем летном училище обучались вьетнамские летчики, А иногда с Монголии студенты накатывали. И не поверишь-жилось всем спокойно. То есть город в 370 тысяч населения, в котором обитает примерно поровну 50 народностей и никаких конфликтов на почве национальной неприязни. В нашем классе было только 10 разных национальностей. Причем все они были достаточно самобытные с одной стороны, никто не забывал в массе свой язык, традиции, культуру, песни и все прочее, но зато узбеки всегда поздравляли нас с пасхой веселым приветствием "Христос Воскрес",  а на свои мусульманские празники приглашали нас на плов. Каждый из нас знал, что в какой культуре приемлимо, а что не очень, так что в целом никто не выглядел беспомощно, попадая в гости к представителю не своей народности. 
А потом началась перестройка. Есть подозрение, что началась она после визита Михайлы Сергеевича в США, где ему пропихнули передовые идеи о гласности и демократии, причем в таком свете, что он своими же руками убрал конкурента у США. На местах начали пропогандировать национальные идеи. Внезапно белый человек в Средней Азии оказался окупантом, вооруженные столкновения, которые идут сейчас на Майдане прошли в Алма-Ате еще в декабре 1986. Причем это была откровенная провокация. А после этого вдруг казахи с узбеками вспомнили, что они принципиально разные азиаты и должны друг друга ненавидеть, русские вообще не у дел и пошли вон из этой страны. Причем это все активно пропагандировалось сверху, преподавалось в школах, а там уже и неокрепшие мозгами пионэры с аулов подтянулись. Так что я был невоьным свидетелем как минимум двух экспериментов, как два человека могут договориться друг с другом, если у них есть желание и хотя бы две извилины, и как вполне толлерантные друг к другу люди вдруг могут начать бить друг другу переднюю часть головы при соответсвующей политической пропаганде. И фольклор тут вообще ни при чем. Так что публикуй на здоровье. 

У меня есть огромные подозрения , что музыкальный фольклор да и музыка вообще появляется откуда - то скажем из высших сфер:) Среди классических произведений да и большинства фольклорных я не вижу произведений прямо и  откровенно призывающих в насилию или чем-то нецензурному. Если бывают -то редко. И уж куда хуже на этом фоне выглядит эстрада ну ды, извини, металл.

А почему музыка прошлых эпох оказалась рассортирована по секциям фольклор или романтическая и т.д. ?Приходила она в голову каким-то определенным людям, живших в определенных условиях.Вот они в силу своих взглядов и оформляли ее или как вальс , или как весеннюю фольклорную песню. А как-то выразить надо было , какими-то словами и символами. Других символов рядом в запасе не было, пользовались чем есть.

Также обстоит и с наследием Баха.Получается музыка под заказ католической церкви. А исполняют и православные, и китайцы. Попробуй это наследие убери под маркой несогласия с католицизмом:) и что играть останется из полифонии:)

И тем не менее мне интересно мнение народа по поводу всякой методической литературы основанной не столько на фольклоре-сколько на авторских материалах. Тут еще один аргумент срабатывает .А насколько ребенку понятны образы этих старинных песенок-есть с простым смыслом -а есть и с не очень доступным для понимания ребенка. Мы сейчас дома много играли по сборнику В Донской "Я рисую музыку" -стихи и картинки , изложение для 2 гитар в большинстве песен.Все это очень хорошо воспринимается народом.

 

А давайте еще оперу "Пиковая Дама" уберем из репертуара оперных театров-там про карты или "Травиату" тоже запретим-там о судьбе падшей женщины. А то наслушаются фольклора - потом такой классики -и все прощай моральный облик подрастающих поколений.

Я опять же не понял момента-музыка написана по заказу церкви, но почему ее нельзя играть людям других конфессий, безбожникам и окультистам? Это уже, извините, идеология, а не музыка. А вот опера "Снегурочка"-если не ошибаюсь-написана в расцвет православия, и там фигурирует древнерусский бог Ярила. И как теперь быть? Или покрестись, или не сметь к ней прикасаться? Еще хочу напомнить, что в средние века церковь была еще и политическим звеном, и часто под прикрытием несения божьего слова в темные уголки Европы они снаряжали крестовые походы, цель у них была геополитическая, кто то на этом разживался, ну и когда на месте захватили и всем уже наваляли, там заодно и в христианство их всех обратили. Сейчас под церковь отделили от государства, теперь она рулит только духовной жизнью, а в качестве новой религии для геополитики предложили аналогичное высокое нечто-демократию, за которую уже отдельно взятые страны наложили несколько миллионов трупов мирного населения. Так что Баху музыку заказывал городской департамент как ключевая структура власти,  в чьих руках был сосредоточен капитал. 
Ну и насчет эстрады и металла я бы тоже не стал категорично утверждать о призыве к насилию. И опять же-понятие эстрада закрепилось лишь на постсоветском пространстве, поскольку никто не знал, куда отнести популярную музыку, звучащую из радио, отличную от классики. Если брать современную российскую эстраду-то это просто большая дискотека, чтобы молодежь попрыгала или погрустила о несчастной любви. Если к эстраде отнести блюз и рок н ролл-то основная тематика блюза-это когда хорошему чеолвеку плохо, а рок н ролл-вообще то ритмичный танцевальный жанр-та же дискотека, только из пятидесятых. Тяжелый рок и метал имеют довольно обширную тематику-от социально бытовых тем, сумбурных авангардных зарисовок, опять же эпических сцен с драконами и викингами-так сказать народный фольклор скандинавии в утяжеленной форме, любовная лирика. песни про загробный мир, колдунов и ведьм, и если уж там и найдется призыв-то скорее одуматься, перестать заниматься братоубийством, и слать всех политиков подальше с их желанием воевать.  По сравнению с фольклорно-боевыми маршами типа-всех убью один останусь-там вообще нет призыва к насилию. А боевые марши специально писались во все времена чтобы боевой дух солдат поднять. И вот там как раз такая задача и стояла. 
А вот насчет использования фольклора в педагогических целях-вполне возможно. Детские песни существовали всегда. Причем многие из нас детьми напевали те самые детские песни, которые были написаны оооооочень давно. Да таже "в лесу родилась елочка". Ну или американские или немецкие дети под рождество очень сильно западают на рождественнский фольклор. Найти можно все при желании, что будет понятно ребенку. и я бы не стал так остро ставить вопрос-или фольклор, или авторские произведения. Что мешает работать в обоих направлениях?

Опера "Снегурочка" написана в расцвет православия, и там фигурирует древнерусский бог Ярила, а в театрах шла и в советские времена:)

О ужас, сплошные противоречия. 

Хоть ты все шедевры прошлых эпох в мусорку выброси:) ну так чтоб неокрепшие умы не смущать.И будет радостный до-мажор и слегка ностальгический ля-минор. А ностальгия будет по тем самым выброшенным противоречиям .

И будет что- то вроде китайской культурной революции . Делить станет нечего-играть нечего и слушать тоже нечего.

Это вроде того, как я детей наказываю ,когда они игрушки поделить не могут.1 шаг-все забрать, 2 шаг -всех в разные комнаты посадить. И делить нечего ,и тишина.... Немного скучно, зато администрации в моем лице комфортно.

Еще одно забавное наблюдение.

Практически вся современная музыка опирается на так называемые "лады народной музыки".

А именно  Ионийский  , Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский , Локрийский.

Ионийский лад соответствует мажору -а Эолийский минору. Во всех остальных ладах фигурируют пониженные или повышенные ступени. Эти лады зародились в народной (фольклорной )музыке 

Не будем зацикливаться на стране подарившей нам эти лады.Скорее всего это некое общее явление, характерное для разных стран-хотя название ладов указывает на греческое происхождение.

А лучше почитаем о музыке Древней Греции.Чтобы печатать лишних буков - дам ссылку.

В Древней Греции сформировались основы теории музыки.Само название "музыка" тоже пришло к нам  из Греции. Пифагорейский строй представляет собой кварто-квинтовый круг тональностей

То есть все корни современной музыке восходят к языческим фольклорным источникам.Затем эти лады нашли свое применение в Средневековой музыке. И со временем в эпоху Барокко проникли в церковную -культовую музыку (даже взять творчество Баха) Оно тоже опирается на лады народной музыки-мажор и минор.

Музыка играла важную роль в различных культовых меропритятиях-храмовая муыка и т.д. Всегда существовала идея создания некой "правильной" "божественной" музыке, которая будет возносить хвалу Богу или ( античным Богам).Даже в те далекие времена не все ритмы и гармонии считались подходящими для данной цели .Приведу цитату из Википедии

В «Законах» Платона находим размышления о дифференциации песнопений по жанрам:

Тогда у нас музыкальное искусство различалось по его видам и формам. Один вид песен составляли молитвы к богам, называемые гимнами; противоположность им составил другой вид песен - их большей частью называют Фрэн, потом шли пеаны и, наконец, дифирамб, одним своим названием намекает, как я думаю, на рождение Диониса. Как некий особый вид песен дифирамбы называли «номами», а точнее - «кифародичными номами». После того как это и несколько c остальное было установлено, не разрешено стало злоупотреблять обращением одного вида песен в другой [2]

Вместе с тем мыслитель жаловался на современное ему смешение жанров и стремление угодить широкой публике:

Впоследствии, с течением времени, зачинщиками невежественных беззаконий стали поэты, одаренные природой, но не сведущие в том, что справедливо и законно в области Муз. В вакхическом исступлении, более чем надо одержимы наслаждением, смешивали они фрэны с гимнами, пеаны с дифирамбами, на кифаре следовали флейтам, перемешивая все между собой; невольно, по недоразумением, они испортили мусическое искусство, словно оно не содержало никакой правильности и словно мерилом в нем служит только наслаждение, почувствованная тем, кто получает удовольствие, независимо от того, плохой он или хороший. Составляя такие произведения и излагая подобные учения, они вселили большинству беззаконное отношение к мусическим искусствам и дерзкое высокомерие, побудившей их считать себя достойными судьями. Поэтому-то театры, прежде спокойные, стали шуметь шумом, будто зрители понимали, что является прекрасным в музах, а что нет, и вместо господства лучшего в театрах воцарилась какая непристойная власть зрителей [2]

То есть изначально все лады народной музыки служили языческому искусству.В Средние Века была попытка создать церковные музыкальные лады -но и они в последствии вобрали в себя античные традиции.В последствии вся европейская светская музыка стала опираться на древние лады народной музыки. 

В 20 веке данными ладами стали пользоваться как классические музыканты-так и поклонники рока , металла и других направлений,а также и создатели различных христианских  музыкальных произведений.

Теперь подведу итог. В современном мире многие христианские общины ставят цель слушать и использовать только хорошую , правильную муыку.Ту музыку, которая не служит(не служила) для поклонения каким-либо языческим божествам или идолам. А на деле:) - ВСЯ -ВСЯ современная музыка как раз и опирается на те самые языческие лады , с помощью которых наши древние предки поклонялись своим Дионисам и Апполонам, Афинам и Зевсам. Так что ......чистое искусство ...пока это только утопия:)

А фольклор ? Так ли страшны фольклорные песни для христиан ?Кто его знает? А кто боиться пусть попробует отказаться от мажора и минора и придумает свои муыкальные лады:)

И подарили людям 7 нот и музыкальную теорию.А они вместо того, чтоб играть, слушать и радоваться придумали кучу ограничений.То слова не те, то инструменты не так перемешаны, то про любовь много поется. Вот так по НЕДОРАЗУМЕНИЮ и испортили мусическое искусство.

 

Зачем притягивать музыку к религии за уши? Да еще и какими то странными отрывками из цитат википедии? Церковь-это не консерватория, и музыкой как таковой она не занималась, основная функция у нее была несколько другая. И уж по крайней мере никто не пытался гаммы разделить на богоугодные и небогоугодные. Можно еще дальше пойти-мы используем одни и те же буквы, чтобы писать высокохудожественные произведения и некультурные слова на заборе. Но при этом мы не делим буквы на высококультурные и матершинные. Да и цивилизация началась задолго до христианства, это не значит, что с приходом христианства надо просто похоронить какой то культурный пласт и тем более знания, накопленные не одной сотней поколений. А еще есть такая шутка-пользуясь арабскими цифрами ты поддерживаешь исламский экстремизм. я считаю такой подход несколько не корректным что ли. 

Пожалуй тема себя исчерпала:) не надо доводить до крайностей. А в истории искусства  часто забывали или замалчивали какой-то культурный пласт с приходом новых взглядов.Китайская культурная революция , Средневековье ( до эпохи Возрождения) , коммунизм, да и запрет того же рок-н-ролла на Западе и в Советском Союзе -  мало ли примеров. Пора научиться сохранять все старое и рационально использовать в творчестве. Да и просто полезно знать историю развития искусства и культуры-а не пытаться зачеркнуть все то , что не подходить к какому-то мировозрению. 

А отрывки и Википедии меня просто очень развлекли , особенно про зачинщиков невежественных беззаконий:) поэтов. Особенно если учесть сколько веков этим высказываниям.Могу представить моральный облик греческих поэтов при наличии виноделия в Древней Греции- образ будет ,я полагаю, во многих отношениях весьма и весьма современным и ярким.  

Ну а уж если экстремизм поддерживать арабскими цифрами-то можно еще и нравственное разложение гитаристов списать на использование римских обозначений ладов (при барре в частности). Там еще можно и на буквы перебраться-но в лингвистике я не сильна.Предоставлю разбор древних алфавитов всем желающим. Могу только вспомнить латынь в католических мессах . Но лучше все ж БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ!

Тема себя не исчерпала, просто я нахожу ее освещение не совсем правильным. Например-что вся современная музыка опирается на языческие лады-это то же самое про арабские цифры. Тут все до банального просто-чистая физика-человеческому уху приятны созвучия, при которых звуковые волны не бьются друг с другом, вызывая некрасивые призвуки, а аккуратно дополняют друг друга. Просто в разные времена находили разные созвучия, да еще и в разных странах эти созвучия были разными, и далеко не все привязаны к европейсокой нотной системе. Религия тут ни при чем. Это уже потом из этих самых созвучий наштамповали церемониальных песенок, фуг, кантат, опер, дворовых песен, блюзов и сатанинских металлических баллад. И не всегда стоит музыку относить к какому то жанру, направлению или области ее применения, основываясь лишь на том, какой из народных ладов лежит в основе. Кстати-по немецки народные лады назваются Kirchentonarten, в дословном переводе-ЦЕРКОВЫНЕ ЛАДЫ, так что опять нестыковочка по поводу языческих корней с точки зрения немецкой фонетики. 
А можно пойти еще дальше-определять жанр по количеству использованных гармоний и их функциям. И вот получается, что Би Би Кинг - это советская дворовая шпана, ну или наоборот, советская дворовая шпана с гитарами-это на самом деле не дворовая, а придворная шпана-вроде Моцарта или Бетховена-они много чего на трех аккордах забабахали.