8 принципов подбора концертного репертуара

Как подобрать хороший репертуар для гитарного концерта

В этой статье я поделюсь принципами, которые могут быть полезными тем из вас, дорогие друзья, кто подбирает программу (пьесы) для публичного выступления с гитарой.

Эти принципы универсальны и могут быть использованы для подготовки к любому концерту, при этом я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но лишь руководствуюсь своим скромным опытом, накопленным за годы концертной и педагогической деятельности.

Начну с того, что любое публичное выступление имеет свою цель. И эти цели могут быть разными, скрытыми и явными, осознанными и нет, навязанными кем-то или происходящие из своих внутренних побуждений. Вот пример таких целей:

  • стать звездой
  • получить хорошую оценку, отметку
  • выиграть международный конкурс гитаристов
  • удовлетворить свое самолюбие
  • заставили родители
  • успешно сдать технический зачет
  • заработать денег
  • быть не хуже других
  • обратить на себя внимание
  • желание иметь поклонниц/поклонников, пр.

 

1 Повод или причина концерта

В зависимости от причины публичного выступления подбирайте программу. Следует отметить, что публичным выступлением можно назвать как игру на гитаре во дворе с друзьями, так и концерт в большом зале филармонии. И эта разница определяет или влияет на подбор репертуара.

Для технического зачета нужно искать этюды (какие этюды - обсудим ниже); для конкурса - читаем условия, смотрим программы прошлых конкурсов и делаем свою похожей, но лучше; для работы в ресторанах и "халтуры" - популярные мелодии и обработки, но в зависимости и от публики: и т.д.

В нотном разделе сайта можно подбирать пьесы по "области применения".

 

2 Аудитория, публика - вот кто ваши слушатели

Если вы не собираетесь сделать концертное выступление для самого себя, то обязательно узнайте об аудитории предстоящего концерта как можно больше. Аудитория во многом определяется местом концерта.

Например, с большой вероятностью концерт на заводе соберет рабочий класс. Большинство этих людей (не все, конечно же) увлечены делами и проблемами насущными, слушают радио, смотрят телевизор, филармонические концерты посещают очень редко или никогда.

Если речь идет о концерте классической гитары, то не лишним будет включить в программу произведения очень известные. Как правило, это переложения музыки из кинофильмов, популярных исполнителей, народная музыка, пр.

Было бы очень кстати в таких концертах использовать солирующий инструмент (скрипка, флейта, вокал) и тогда задача гитариста акцентируется на аккомпанементе.

 

3 Трезво оценивайте свои силы

Подумайте сами, стоит ли выносить на публику сырую пьесу, если ваша цель, например, победа на конкурсе или "сорвать бурные овации"?

Даже самые маститые гитаристы мира часто играют одну и ту же программу десятилетиями. Можно поспорить почему так происходит, но факт остается фактом.

Совсем другое дело, если вам предстоит выступить в концерте в рамках учебной программы, где исполнение новых произведений обязательно. Или если вы обыгрываете программу или ставите собственный эксперимент на выносливость и устойчивость к сценическому волнению.

В самом распространенном варианте имеет смысл чередовать произведения по степени сложности (для пользы ушей слушателей) и не включать в концерт одни лишь новые сочинения.

 

4 Саморазвитие и воспитание публики

Музыка, которую вы исполняете должна в первую очередь нравиться вам и иметь запас для вашего развития (технического и музыкально-эстетического). Это означает, что не стоит заполнять время слишком простыми сочинениями. Повысьте планку, иначе откуда будет взяться прогрессу.

В реальной жизни профессиональному гитаристу приходится порой идти на поводу у публики, опуская ту самую планку или исполняя произведения популярные, написанные в разных стилях.

В таком случае можно говорить о балансировании между этими двумя понятиями. 

"Борсалино" подойдет для классического гитариста в качестве такого баланса.

 

5 Время на подготовку, длительность концерта и время выступления

Если ваше выступление уже завтра, то, возможно, выбирать программу нужно из того, что уже есть в репертуаре.

Если ваш концерт утром, а вы "сова", то, возможно, стоит выступить с небыстрыми мелодичными пьесами.

Если выступление длится всего несколько минут, то вложить в него нужно самые эффектные пьесы, которые только у вас есть в репертуаре. Как видим, здесь совсем не шла речь о подборе нового репертуара, а лишь оперированием с тем, что уже есть "в руках".

 

6 Выстраивайте программу по принципу контрастов

Ваша публика - живые люди. Не дайте им уснуть на вашем концерте. Даже если вы будете играть громко и очень быстро, но постоянно, это утомляет.

Обычно пьесы в концерте строятся по принципу разных контрастов, но по нарастающей эффектности к концу выступления. Притом, обратите внимание, эффектность не всегда означает именно быстро и громко. Здесь нужно на опыте проследить, какая музыка в вашем исполнении вызывает наибольший отклик у публики и именно ее ставить в конец программы.

Возможно, вы слышали о таком, что в концерте главное хорошо начать и хорошо закончить. Эти слова не лишены смысла.

Контрасты помимо темпов, могут быть тональные. Пьесы могут контрастировать между собой по своему характеру, ритму, мелодике, агогике, стилю, географии авторов, времени написания, образному содержанию, пр.

Часто принято выстраивать программу от старинной музыки к современной. Я этот стереотип у себя уже поломал.

 

7 Реакция публики и план "Б"

Вот вы выбрали идеальную программу, исполняете ее в большом концерте, никто вас не торопит, внимательно слушают все. Но вдруг вы начинаете замечать посапывание в первых рядах. Смотрите, а там кто-то уже "закемарил".

Что делать? Конечно, что изменить. Попробуйте исполнить что-то не по программе, чтобы вывести из сна публику. 

Ну и классический пример - бис. Вам аплодируют стоя, требуют повтора, но ничего не остается, как исполнить то, что вы только что играли.

Почему бы не подготовить для подобных случаев что-то, что не оставит равнодушным никого.

Тарантелла разбавит сонный концерт легко!

 

8 Согласуйте программу с организатором концерта

Если вы готовите свой сольный концерт, то сами в ответе за его результат. Если же предстоит выступить на заказном концерте, то лучше узнать у организаторов о мероприятии как можно больше. Чему посвящен концерт, какие гости, пр.

Обычно организаторы сами говорят, что хотят услышать в концерте.

Например, на выставке, посвященной птицам, в репертуар моего выступления была включена пьеса "Колыбельная птичьего острова" в переложении Николая Трусова.

"Колыбельная птичьего острова"

 

Подводя итоги

К подбору репертуара следует относиться как творчески так и "расчетливо", с пониманием дела. Список принципов, несомненно, можно и нужно продолжить. Ведь мы, гитаристы, концертные исполнители, преподаватели, мы делаем свою работу не только для себя. Для нас самих результат этой работы выражается в положительной реакции публики, а значит делаем мы это именно для нее. Для дорогих наших слушателей, кем бы они ни были.

Позволю себе процитировать ещё одну мысль, которая может показаться спорной. 

"Исполнителей делают популярными не профессионалы, а любители!" Подумайте какой за этим смысл, друзья!

Творческого вам музицирования.

Материал подготовил Роман Ташпулодов

 

Marcin Dylla plays Predule No. 2 by Heitor Villa-Lobos

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Очень познавательно .Спасибо

 

Спасибо, Людмила. Рад, что было познавательно. Поделитесь и Вы своим подходом к выбору репертуара. Что Вы готовите к зимним концертам?