Несколько слов о Милонге Кардоссо

Несколько слов о знаменитой Милонге Хорхе Кардосо

«Милонга», пожалуй, самая известная работа аргентинского гитариста Хорхе Кардосо (р. 1949).

Хорхе Кардосо (Jorge Cardoso) — аргентинский гитарист, композитор и педагог (он также врач) из города Посадас, который расположен на северо-востоке Аргентины. Он сделал множество записей и опубликовал такие работы, как «Science and Method on Guitar Techniqe», и гастролировал по всему миру.

Кардосо сочинил более 400 произведений для соло-гитары, камерных ансамблей с гитарой и гитары и оркестра, которые исполнялись многими гитаристами, а также сделал множество транскрипций. Кроме того, он автор книг по истории музыки, в частности, латиноамериканской. 

Пьесу, разумеется, стоит послушать в авторском исполнении (видео внизу страницы).

 

Авторские редакции, исполняемые от концерта к концерту, как правило, постоянно изменяются с течением времени, и интересно заметить, как общепринятая редакция этой пьесы отличается от вышеприведённого исполнения.

 

У слова «милонга» есть несколько значений, которые могут иногда ввести в заблуждение. Например, милонга может означать некий оживлённый латиноамериканский танец или танцевальную танго-вечеринку.

 

Но в нашем случае милонга — это пасторальная фольклорная композиция, имеющая происхождение из региона Рио-де-ла-Плата (Rio de la Plata), который в настоящее время включает в себя частично территории нескольких стран (Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии). Исполнялась такая милонга небольшими ансамблями.

 

По характеру такая милонга — неторопливая и печальная. Сам термин «милонга» может иметь африканское происхождение, а фольклорный стиль «La Milonga» оформился в Уругвае в конце XIX века. Этот стиль можно считать одним из прародителей танго.

 

Записывается милонга в двудольном метре, хотя соответствует восьмисложным стихам, то есть её двудольный метр нужно рассматривать в ритмических «подробностях», с делением на восемь «битов».

 

Милонга имеет характерный синкопированный ритм с акцентами на 1, 4, 5 и 7 «битах» (также может иметь акцент и на 2-м). Это неплохо прослеживается в фактуре обсуждаемой здесь милонги Кардосо, в её первой части:

Фрагмент Милонги Хорхе Кардосо

 

Как видно, 4 и 7 биты подчёркиваются двойными звуками в арпеджио, а 1 и 5 биты выделяются как, соответственно, сильная и относительно сильная доли метра.

 

В целом об этой пьесе можно сказать, что она условно «лёгкая», так как не требует беглости или специфических приёмов игры. Разумеется, подобного рода лёгкость может быть обманчива, и именно на такого рода пьесах может быть хорошо заметен реальный уровень гитариста.

 

Традиционно эта «милонга» является школьным репертуаром, то есть вполне может изучаться в старших классах музыкальной школы. Однако, как это часто случается, пьеса работает и как абсолютно «законный» концертный репертуар, для гитариста любого уровня!

 
 

Milonga - Cardoso (play a piece of one´s own composition)