О проблеме игры наощупь

Как  помочь ученику развить тактильные ощущения пальцев правой руки для формирования навыка игры наощупь и правильного распределения внимания между  двумя  руками? Есть ли какие-то упражнения или методы?  

Общая тематика вопроса: 

Комментарии

Насколько я понял-вопрос идет о самых начинающих. 
Честно говоря у меня практически никогда такой проблемы не было. Зависит от возраста ученика. Поскольку я начал изучать гитару уже в сознательном состоянии, мне дали несколько примеров на арпеджио, когда я просто первые два или три урока сидел с гитарой и играл только правой рукой. После чего такого вопроса передо мной не стояло как такового. Сам я поступаю с учениками примерно по аналогичной схеме-сначала просто несколько уроков, сконцентрированных на правую руку. упражнения-да самые разные, придумываемые на ходу. Пощипать первые три струны пальцами m i  с чередованием онных. Поставить большой палец на шестую струну для стабильности кисти, и щипать первую струну до посинения хорошего результата (ритмичного равномерного свободного звукоизвлечения). Если начинает получаться-проделать аналогичные шаги со второй и третьей струной. Когда и это будет получаться-извлекать звук из каждой струны по четыре раза, после чего переходить на другую струну, все в оооооооооооооочень медленном темпе-не чаще одного звука в секунду, а лучше вообще в две секунды, но не сбиваясь с ритма. Метроном вам в помощь. А если и это получается-играть тоже самое-но уже глядя не на струны, а в окно, на картину, и даже телевизор. Мой преподаватель категорически не приветствовал такой метод-играть на гитаре и отвлекаться на посторонние вещи. Я с ним частично согласен-музыка требует погружения, но когда вы только отрабатываете технику, такое бывает наоборот полезно-отрабатывать до такого автоматизма, чтобы она не отвлекала вас во время игры, и вы концентрировались не на том, "о боже, каким пальцем сыграть следующую ноту", а именно на художественной части произведения. Плюс любимый сериал заодно посмотреть можно. Ну а дальше...

Упражнения для правой руки

Я начинал с этого. Если вам поможет-буду рад

Проблема возникла у какой-то части учеников.И начинается она  с начала игры двухголосных пьес. Здесь-то ребятам( первый год обучения, возраст 10-14  лет)  тяжело распределить внимание между двумя руками. Видимо,  мы уделили не достаточно  времени данным  выше упражнениям.  И ещё, возьму на заметку,  играть, отвлекаясь на посторонние предметы,вырабатывая при этом автоматизм. Спасибо! 

Спасибо, Оксана, за хороший вопрос!

Я с радостью могу поделиться следующим опытом, однако, только вкратце, так как тема может быть развита до примеров с упражнениями и "подстройкой" для каждого конкретного случая.

В общем все начинается от простого к сложному. Это общий принцип. Я всегда рассматриваю конкретные сложности с попыткой понять в чем именно эта сложность заключается, так как она иногда не лежит прямо на поверхности. Затем упрощаю материал изобретая упражнения и их комбинации. Тренировка же тактильных ощущений происходит в постоянной практике. Важно заниматься на одном инструменте (возможно, для кого-то это не очевидно) и, мое мнение, без отвлечения на посторонние раздражители.

Предполагаю, что трудность может возникать при игре на разных струнах в правой руке. Есть методика игры произведения только на открытых струнах, т.е. играть правой рукой точно так же, как если бы пальцы левой руки прижимали нужные струны (этот способ подходит в общем для особо продвинутых, однако при использовании в простых пьесах может быть также полезен). Звучат при этом только "смешные открытые струны".

Есть пьесы для начинающих, в которых таким образом подобраны струны и ноты, чтобы юный гитарист или как можно дольше "оставался" на определенных струнах или совершал особо удобные переходы на другие (например, через длинные ноты). 

Если говорить о трудностях, возникающих при начальном исполнении двухголосной музыки, то прежде, чем играть пьесы, можно поиграть упражнения на одновременное извлечение нескольких звуков. Упражнений можно найти массу, а варианты их исполнения могут варьироваться в разных способах звукоизвлечения, разных ритмических и темповых комбинациях. Особую сложность и интерес одновременно может представлять сочетание апояндо и тирандо в разных голосах во время игры таких упражнений (если это уже доступно ученику).

Ещё можно поиграть упражнения и даже простые пьесы, в которых основным принципом является "оставление" пальца на определеной струне, т.е. когда, например, палец а играет только на 1-ой струне, m - только на 2-струне и т.д. Таким образом каждой струне как бы принадлежит определенный палец.

Обратите внимание на технику игры апояндо и тирандо с подготовкой. Второй способ "заставляет" возвращаться палец на струну, которая должна прозвучать в следующий момент, таким образом мы концентрируемся на подготовке нужного пальца, тренируем тактильные ощущния. Некоторые упражнения можно использовать из этой статьи (например, здесь, второй нотный пример) или из этой статьи (здесь см. первый и последний нотный пример). При этом для начинающих можно использовать упрощенные варианты аппликатуры.

Все вышеописанное касалось в первую очередь правой руки.

Концентрация внимания между двумя руками будет облегчаться когда каждая рука в отдельности приобретает определенную свободу движений. Во время "подключения" двухголосного материала имеет смысл "ослабить нагрузку" на левую руку. Для этого я, например, подбираю пьесы, в которых используется много открытых струн или зажимается всего одна-две струны, в то время как правая рука играет двухголосие.

Также важно отметить, чтобы во время предполагаемых сложностей репертуар был особенно интересен юногму музыканту, ведь если ко всем этим "концентрациям" и "тактильным ощущениям" добавить непонятный нотный материал, то ученику может стать "скучно" со всеми вытекающими последствиями. В качестве подсказки - все молодые люди слушают больше то, что звучит по радио, телевизору, в интернете и они часто хотят это повторить не взирая на трудности. В этом случае важно понимать интересы и музыкальные предпочтения ученика и использовать эту особенность. У меня в ход идет музыка в стиле поп, рок, блюз, фламенко. В общем, это может быть полезным.

Конечно же, во многом работа строится на целях каждого конкретного ученика. Ведь одного предстоит научить высокой классике, а другой будет счастлив всегда "трем аккордам".

Рома,спасибо  за  развёрнутый  ответ! Я  поняла,нужно  отрабатывать всё  на  упражнениях до  начала  игры  двухголосных  пьес. А  все  упражнения,данные  в  статьях,возьму  на вооружение. 

Сегодня придумал ещё одно упражнение. Суть заключается в том, что мы ставим какой-нибудь из пальцев на струну и оставляем его там стоять в то время, как остальными пальцами играем по другим струнам. Таким образом вся рука как бы имеет опору и в то же время это не дает остальным пальцам "потеряться".

Например. Поставим палец a на первую струну, а палец p на шестую. Теперь пальцами i и m играем различные арпеджио на второй и третьей струнах или пассажи на второй или третьей. Здесь могут быть использованы разные комбинации. Главное - оставлять какой-либо из пальцев или несколько сразу на струне(-ах).

Такой же принцип я часто использую во время игры музыкальных произведений. 

Ром,молодца!! Отличное упражнение! ты просто кладезь находок )   Сейчас  планирую сделать  "копилку" : записать различные виды упражнений   в  отдельную  тетрадь,т.к.  в голове всё  не  удержишь.  А  потом  пополнять её.

Могу предложить свежепридуманное пособие для самых юных гитаристов. Тексты и музыка мои ,какие сочинились.Возможно использование как с текстами так и без-в качестве упражнений.Основная идея была создать коллекцию песенок для разучивания учениками первого года обучения ,а также для отработки навыка чтение нот с листа . Надеюсь охватить все 6 струн -это пока только первая струна.Ведется работа над продолжением.

http://nemeraksenia.musicaneo.com/sheetmusic/sm-200102_method_i_am_playing_the_guitar_1_string.html

На таких легких песенках можно поработать над распределением внимания между 2 руками-а также над игрой наощупь.Ибо песенки очень -очень легкие. 

Ксения,спасибо!