Гитарная социальная сеть
Жермен Тайфер
ЖЕРМЕН ТАЙФЕР
(Germaine Tailleferre)
род. в Парк-сен-Мор, близ Парижа (Франция) 19 апреля 1892 года;
ум. в Париже (Франция) 7 ноября 1983 года.
Единственная женщина – участница "Шестёрки" – Жермен Тайфер (1892-1983) написала Концерт для двух гитар с оркестром, долгое время остававшийся неизвестным широкой публике.
Тайфер в юности сменила свою фамилию с Тайфес на Тайфер по причине того, что её отец был против занятий дочерью музыкой.
В Парижской консерватории она познакомилась с Дариусом Мийо, Жоржем Ориком и Артюром Оннегером и вскоре стала единственной женщиной – участницей группы композиторов "Шестёрка", привнеся неповторимую свежесть и женственность в сочинения группы. На сегодняшний день она – одна из самых записываемых композиторов.
С 1923 года она много общается с Морисом Равелем. В 1925 году Тайфер выходит замуж за американского карикатуриста Ральфа Бёртона и переезжает в Манхэттен, Нью-Йорк (США). Они живут в США вплоть до 1927 года, после чего возвращаются во Францию и через некоторое время разводятся.
Во время войны ей пришлось спасаться бегством из своего дома в Ницце. Она бежала через Испанию в Португалию, а оттуда на корабле – в США, где прожила несколько лет в Филадельфии (шт. Пенсильвания). После войны в 1946 году она снова возвращается на Родину, пишет симфоническую, камерную музыку, балеты (один из самых известных – "Продавец птиц"), оперы, а также две музыкальные комедии. Большее число произведений композитора оставалось неопубликованным до её смерти. Тайфер написала много музыки для кино и телевидения; в 1978 году она начинает работать аккомпаниатором в частной школе в Париже. Композитор не прекращала сочинять практически до самого конца своей жизни.
Премьера Концерта для двух гитар и оркестра Жермен Тайфер состоялась в Ваймаре (Германия) 30 июня 2004 года в исполнении немецкого дуэта Крис Билобрам – Кристина Альтманн и оркестра Ваймарской Высшей школы музыки им. Франца Листа (дирижёр Кристиан Шуманн). Крис Билобрам, одна из солисток премьерного исполнения, много лет занимается изучением музыки, написанной женщинами-композиторами для гитары.
Этому большому событию предшествовали тридцать лет поисков и предположений: где находится этот концерт и существует ли он вообще.
Концерт был написан в 60-е годы для Французского радио и так и не был исполнен в XX веке. Считалось, что Тайфер (всегда доверявшая своим исполнителям) отдала ноты посетившему её гитаристу из Южной Америки с надеждой, что сочинение будет впервые исполнено на том континенте.
Сама Тайфер называла это произведение одним из самых сильных и сожалела, что оно так и не было исполнено. Эти её слова заставили нескольких музыковедов и гитаристов провести множество часов, пытаясь отыскать сочинение в музыкальных архивах и библиотеках.
Исчезнувший манускрипт, которые многие музыковеды и гитаристы искали долгие годы, был случайно найден летом 2003 года в каталоге Французского радио.
Концерт в четырёх частях, длится примерно 17 минут. Состав оркестра: две флейты, кларнет, фагот, труба, литавры, арфа, челеста и струнные. Форма Концерта больше напоминает стиль "concerto grosso", нежели виртуозный концерт. Гитары часто использованы вместе с арфой и челестой, чем достигается очень интересное звучание с тембральной точки зрения. Язык разнообразен, варьируется от традиционной кантилены в медленной части до атональных эпизодов во второй ("Scherzo") и четвёртой частях. Окончание Концерта явно написано под влиянием Южно-Американской народной музыки. Несмотря на эту очевидную стилистическую эклектичность, концерт, тем не менее, остаётся чрезвычайно целостным, логически связанным, гармоничным, и вместе с тем энергичным и поэтически необычным.
Кроме Концерта для двух гитар Тайфер, возможно, написала ещё одно произведение для гитары, но существование этого сочинения так до сих пор не доказано. Речь идёт о Концертино для гитары и камерного ансамбля (в составе – флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, фортепиано, ударные, 2 скрипки и контрабас). Единственное указание на это произведение можно найти на 267-ой странице книги Джорджа Хакуарда "Germaine Tailleferre, La Dame des Six" (L'Harmatten, 1998). Автор другой книги – "Библио-биографии Жермен Тайфер" (Greenwood Press, 1994) Роберт Шапиро не ссылается в своей книге на это сочинение, хотя подтверждает в письме родным Тайфер, что видел "Концертино" в Париже.
По материалам магистерской диссертации Юлии Лонской "Гитара в творчестве значительных композиторов XX века",
Минск, 2005 г.