Вопрос без ответа.

В течении всей моей педагогической карьеры меня преследует один вопрос. И не так он прост , чтоб его сформулировать в двух словах. Скорее это можно назвать некой проблемной ситуацией без четкого решения. На этот вопрос в последнем подкасте с Дудинским обратил внимание Роман, к этой теме обращался Leothemetal в своих комментариях. В подкасте это звучало так- а почему после 3 занятий многие ученики теряют интерес к инструменту -гитаре, хотя еще 3 занятия назад они были полны решимости научиться играть? И в своей педагогической практике я тоже наблюдаю охлаждения интереса к занятиям после постановки перед учеником более сложных требований.

Где истина? Ну неужели все ученики так бездарны , ленивы и глупы ? Ведь они просто среднестатистические дети. Если речь идет о начальных 3 уроках-то может требования все таки высоковаты или задания не интересные. Нам уже как взрослым музыкантам кажется , а что там играть -играть то совсем ерунда! А вот и приехали-ученик забуксовал.

А вот если такое происходит не сразу , а потом через пару месяцев-а может планка следующего произведения взята слишком резко вверх?

Интересная миысль мне пришла по этому поводу. Вот все пишущие на сайте все таки в какой-то степени воспитанники еще "советской " систему образования. Это когда сказано-сделано -сыграно. Или еще так - понял-не понял ноты и форму произведения -все равно играй быстро ,весело и громко. Hу а кто не может- "До свидания!" из музыкальной школы. И ведь это система давала весьма даже такие "олимпийские" результаты. И вот эти бывшие ученики выросли и пытаются учить так как и нас учили. А вот теперь и не работает это. Особенно в западном мире. 

И как теперь быть? С одной стороны я сама наблюдаю такое явление - можно дать пьесу посложнее-но большую часть будешь учить "с рук", то есть по нотам и по грифу ученик не выползет-то есть ноты понимает, но легче просто тупо зазубрить с ним что где прижимать. Или дать совсем "детский сад" и тогда тихо и спокойно (под позевывание преподавателя )-ползти дальше.

Так может выход из этого как раз в совсем легких пьесах - зато которые будут полностью осознанны , пропущены через сознание и без всяких олимпийских гонок. Ну и пускай что это Тэйлор Свифт :) и для души... Но ведь не все ученики станут гитарными звездами - пусть играют что и как могут.

И вот напоследок криминальная мысль - а может не надо нарушать естественный темп освоения музыки . Играть совсем легкие -а можно даже одноголосные мелодии-а педагог пусть 2 гитарой дозвучивает фактуру и оживляет звучание? А кого желания и способностей хватит тот пойдет дальше в развитии.

Комментарии

На самом деле я не обращался к теме, а всего лишь отрабатывал скоростной набор буков на клавиатуре вслепую, а мысль складывалась из буков сама собой :)
Скажем так мягко-я не прошел через советскую систему образования. Ну...да, у меня был частный педагог, даже два, и оба занимались со мной специальностю. А теорией, сольфеджио и прочими премудростями я не занимался вообще-до определенной поры. Единственное, что у меня было от советской системы-это уроки по гитаре 2 раза в неделю по 60 минут. 

Скажем так-у меня были свои приоритеты. Единственное, пожалуй, мое отличие от среднестатистического ученика советской школы-меня никто не порывался с детства приучить к музыке, послать в музыкальную школу, да и вообще как то не вели бесед об искусстве в целом. Откуда то у меня было бешенное влечение к звукозаписывающей аппаратуре и к музыке. Родители в этот процесс не вмешивались, а иногда даже относились несколько отрицательно к этому увлечению-вроде лучше бы я уроки учил да постарался бы перейти из разряда тречников ну хотя бы в ударники, а то и вообще если бы дурака не валял, то и золотая медаль была бы обеспечена. Так что к музыке меня приобщили ни в семье, ни в музыкальной и ни в общеобразовательной школе. Так вот и завертелось. У меня было бещенное желание-научиться играть. Я не строил иллюзий-оно будет непросто, но все с этого начинали. И многие научились. Чем я хуже? Просто надо брать и заниматься. 
Педагоги у меня были действительно типично-советские. И репертуар предлагали типично-советский гитарный-ну что во всех музыкальных школах предлагали. Хочешь играть Лед Зеппелин? Иди нафиг, вот тебе Джулиани. Электрогитара? Ну, это эстрадщина, пошло и неинтересно, вот тебе классика-наяривай. Других педагогов не было, так что приходилось заниматься у этих, тем более что они были достаточно профессиональные. Ну и приучили к профессиональному подходу к делу. А то что Лед Зеппелин не хотят играть-ну дык, а что мне мешает разобраться самому? Вот и разобрался.
И если быть до конца честным-я не какой то там талант, у меня не настолько хорошо развита моторика в целом, с ритмом у меня от природы бешенные проблемы. Но все это удалось устранить в какой то мере. Просто было бешенное желание.
И вот приходит ко мне ученик. Музыка ему не интересна, работать ему не интересно, да и вообще все в этой жизни неинтересно, кроме созерцания фэйсбука. И вот тут мне всегда хочется спросить-а нахрена ты вообще сюда пришел? Я стараюсь сделать занятия интересными, стараюсь дать посильный и современный репертуар, но иногда получается, что я выплясываю перед учеником часами, а ему все пофиг.
Однажды мой преподаватель предложил мне интересное решение, которое он опробовал на куче своих учеников. Идея может быть не новая-играть одноголосные произведения под аккомпанимент на диске. Собственно есть куча самоучителей с приложениями в виде дисков, вот только сделано это не всегда удобно. Прежде всего-дается там какое нибудь известное произведение в оригинальном темпе, ученик не справляется и закидывает диск и занятия по музыке подальше. А надо всего лишь сделать аккопмпанимент в ученическом темпе. А произведение....Дело в том что мой преподаватель устроился недавно учителем музыки в общеобразовательную школу, в которой контенгент из малолетних бандитов, которым не просто все по барабану, но они не стесняются об этом говорить учителю прямо в грубой матерной форме-правда по немецки. И вместо произведений им дают задание-под аккомпанимет играть на открытых струнах. причем для начала максимум на двух, и всегда исключительно на первую долю. На удивление-это работает. главное чтобы на диске был интересный аккомпанимент. Вопрос-где его взять? А очень просто-мой препод нашел программу Band in a box, возможно даже бесплатную (ну или сломанную).  Помните, как во дворах играли на гитарах? Тетрадка, в которой аккуратно записаны слова песни, а над ней проставлены аккорды. Вот эта программа действует так же-тупо расставляешь аккорды по тактам, выбираешь размер такта, темп и главное-стиль произведения. А дальше все как в синтезаторе-автомат предлагает какой то вариант аккомпманимента. Причем звучит это зачастую весьма неплохо-ну по крайней мере после этого создается впечатление, что большинство российской поп музыки сочиняются именно в этой программе. А далее все идет на ура-такое художество делается в течении 10 минут, можно на ходу придумать какую то мелодию и записать нотами, причем учесть, что это не должно звучать гениально, это должно легко играться. И вот все довольны, дети делают вид, что учатся, педагоги делают вид что преподают, родители довольны, что их чадо занимается музыкой, педагог с деньгами и всем весело. 

Итого ... У амебы спросили :" Ваше жизненное кредо - быть проще!"

Короче нужна новая программа что ли если слова "школьная программа и план" тут вообще уместны. Суть этой программы: 1 класс-играем только на открытых струнах  под фонограмму или СD . 2 класс -продолжаем играть на открытых струнах + 1 ноту прижимаем -ну там фа или соль на 1 струне-но не в коем случа не диез и не бемоль.

3 класс -играем просто мелодию из нескольких прижатых ноти т.д. и т.п .А вот барре и тремоло -этим пусть академики занимаются.Хотя я слабо представляю электрогитару без использования барре.

Но в 2 слова ваша модель Leo западного музобразования очень с натуры нарисована.А вот интересно , а Ром тоже такую же картину наблюдает? А если так все плохо-то зачем там в Германии столько "завозных" музыкантов -и кто их слушает, и кому они нужны?

Ром работает в тех же школах что и я, мы с ним это уже обсуждали. 
Это программа действий для амеб, ну или для дегенератов, в общем кто как хочет. Если кто хочет заниматься профессионально-тоже вариант, преподавай как профессионалу. 
Я не совсем понял-каких это завозных музыкантов?
Дело в том, что слушают музыку здесь все, ну или многие. Разную, на любой вкус и цвет. Кто то пытается даже играть, есть увлекающиеся фанаты, и по большому счету-Европа-это хороший музыкальный рынок сбыта, публика здесь достаточна благодарная, играй-не хочу. Как ни крути, музыку здесь ценят. 
А что касается педагогики....я просто похоронил идею, воспитывать профессионалов. Оно конечно может быть и было бы неплохо-а вот мои ученики рвут всех на конкурсах, выступают, ну или кто то из них стал профессионалом, теперь сам таких же балбесов учит. Увы. Хочешь заниматься-будь добр, занимайся, не хочешь...ну делай вид что занимаешься что ли. С одной стороны это даже неплохо-поставил диск, ученик с ним долбится, а ты в соседней комнате чай с бубликами пьешь, а тебе за это зарплата идет. Конечно, краем мозга ты понимаешь, что как то не за тем ты брал гитару в руки, но такова действительность. 
Кстати, к слову об гитарах-экспандерах.
Все мы жаловались, что у нас не было мастеровых инструментов высокого класса, посему, возможно, кто то забросил музицирование, так и не поняв, что можно сделать на хорошем инструменте. А был бы инструмент-ну хоть сколько нибудь приличный, то может все сложилось бы иначе....
Нашел я видео в Ютубе, что то вроде Recycled Orchestra. Где то там, жители Парагвая не имеют возможности купить инструмент. Не мастеровой, а так, прсотенький. У них за такие деньги можно дом купить. Ну как дом-у них там дома как наши сараи. Да и местность похожа на свалку-такое подозрение что все мировые отходы в Парагвай везут, может так оно и есть. В общем условия жизни страшные. И вот, работники свалки, чтобы хоть как то увлечь детей, оттащить их от ужасной действительности, криминала и наркотиков решили приобщить их к музыке. И как они решают проблемы с инструментами? А делают из подручных средств. Виолончель из деревяшки, прикрученной к бочке из под масла, или бензиновой канистре, скрипка из баночек от кока колы, гитара из двух консервных банок, ну и духовые из похожих отбросов. По идее, это вообще не должно работать. Но тем не менее, этот оркестр живет и играет. И Моцарт у них звучит так, как положено звучать Моцарту-со всеми оттенками. Ну да, присутствует какой то жестяной отголосок инструментов, однако суть музыки, да и звуки инструментов нищие жители уругвая сумели передать на ура. А еще некоторые из участников оркестра участвовали в международных конкурсах. Жюри было в шоке, когда вдруг среди всех участников появлялась юная скрипачка, на инструменте которого выглядывала надпись "Кока Кола". Никто не мог поверить, что на этом вообще можно сыграть чего то. А скрипачка еще и достойно показала себя среди участников-правда какое место она заняла в сюжете не сказали. 
И вот после этого меня взяло зло-люди, у которых есть возможности, инструменты и нормальная социальная среда, страдают какой то ерундой. а нищие жители Парагвая, которым иногда и жрать может быть нечего умудряются из ничего добиться гораздо лучших результатов. Вот тут пожалуй я совсем расслабился и забросил свои педагогические амбиции подальше. 

Оркестр прям замечательный! Чем скромнее ресурсы, тем больше фантазии! Те парагвайские дети я так полагаю с утра до ночи не сидят в фейсбуках и планшетах, а даже может книжки почитывают те , куски которых смогут  обнаружить на свалке. И этим они весьма отличаются от тех "бандитских" детей описанных в комментарии выше. А вообще в детстве недостаток материальных вещей весьма развивает воображение и потом это идет на пользу. 

А вот так уж переживать из-за педагогической карьеры я бы не стала. Что бы не говорил нам в подкасте господин Дудинский, все ж педагогом быть сложнеее. Ну это я к тому , что он как-то  все таки разделил музыкантов которые идут к цели(играют и выступают)  и тех, что плывут "по течению". Таким образом педагоги - вроде как второго сорта музыканты:) А на деле педагог должен думать и  за себя и за того "балбеса" , который не хочет играть. И соответвенно еще и переживает о том, что он научить не смог.А вообще для хорошего морального самочувствия лучше совмещать и то и другое.

У меня в училище был педагог по гитаре . И только теперь я полностью в состоянии оценить его "педагогический" подход к студентам. Он давал студентам полнейшую свободу-что хочешь то и играй , да впринципе как хочешь тоже. Но! Он умел создать в классе какую-то "электрическую" обстановку-то есть все являлись конкурентами и пытались сыграть получше. И он никогда ночами не спал и долгими вечерами на работе не засиживался из-за парочки балбесов- а справедливо полагал, что талант себя сможет проявить. Польза этого была в том, что народ, завалив первый же академический концерт, начинал самостоятельно шевелиться и заниматься, не ожидая "комманды сверху". Ну кто-то и вылетал - но на то он и есть естественный отбор:)

А кто ж такие завозные музыканты? просто не хочу перечислять все фамилии . Но мне известно оочень много людей, которые переехали в Германию и именно там смогли заниматься творчеством и этим зарабатывать деньги. Я вот только не пойму -ну сколько еще музыкантов сможет поместиться в Германии? Она что резиновая. А народ все едет и едет туда...

Вспомнился еще момент один из нашего детства . Он мне показался ответом на вопрос - как же мы так быстро ноты выучивали и так немного еще созвучен с парагвайскими детьми. Дело в том , что не было ксероксов и ноты мы всегда переписывали. Учитель давал произведения-ты их переписывал вручную и пока переписывал-то даже что-то и без гитары становилось ясно -как это сыграть. И вот потом если тебе произведение не очень нравилось или было сложно -ты его все равно играл-ну только чтоб ничего нового не писать. Сейчас попробую в тему фото своих рукописей добавить:)

В наше время ксероксы уже завезли, но от руки попереписывать довелось. недолго, первые пару месяцев. 
Я не против завозных музыкантов в Германию, меня больше беспокоят завозные беженцы странного полу арабско, полу-ну как это политкорректно сказать-афроамериканского?...происхождения. Кто то сверху пилит бабло налогоплательщиков якобы с целью типа помочь непонятному контенгенту, непонятный контенгент все больше и больше встречается на улицах, работать как то не желает, ему и пособия вроде хватает. Все бы ничего, но потом появляются битые остановки, оторванные телефонные трубки у автоматов, графити, приторговывание наркотиками и местные разборки с мордобитием. Я уже второй месяц порываюсь объяснить вот таким примерно недавно въехавшим соседям, что НЕ НАДО МНЕ ЗВОНИТЬ В ДВЕРЬ В ЧАС НОЧИ, чтобы я нажал на домофон, потому что кто то там из них забыл ключ от подъезда. А еще не надо выкидывать разбитый телевизор в пищевые отходы. А с громкой музыкой снизу я борюсь старым советским способом-кладу на пол колонку динамиком вниз, включаю погромче и отрабатываю слэповую технику игры на бас гитаре. Как оказалось-пока что наиболее эффективный способ. Зато чиновники по делам беженцев создали себе рабочие места. Так что приезжие музыканты-это не проблема Германии, по крайней мере по сравнению с остальными приезжими товарищами это незначительно. 
А что касается подкаста-товарищ Ром сформулировал вопросы слегка предвзято, ну скажем, из своей жизни, просто накипело, в частности и такое преподавание гитары, которым мы тут все занимаемся в местных школах. Вот он и задал вопрос с пристрастием-хочу играть концерты, а приходится возится с балбесами. На что товарищ Дудинский в общем то и ответил-хочешь играть-играй. Не получается-посмотри почему. Мешает педагогическая деятельность...ну это как в том стишке-но ежели водка учебе мешает, так ну ее нафиг-учебу мою. Ну и в целом получился риторический ответ-сильный духом ищет способ достижения цели, слабый духом ищет отговорки, почему у него ничего не вышло. Так что я не думаю, что подкаст свелся к тому, кто лучший музыкант-преподаватель или концертирующий человек. 
Кстати, отходя от темы-довелось мне позаниматься у совсем закостеневших советских педагогов. Они мне усиленно втирали иерархическую зависимость, кто из музыкантов самый крутой. Вроде самые бешенные профи-это композиторы, теоретики, дирижеры, ну  и прочие музыковеды. Почти что самые крутые это пианисты, скрипачи,  чуть хуже вроде как духовики, а тупые-это естественно народники и прочие барабанщики. Как так получается? а вот скажешь балалаечнику-какая доминанта в соль мажоре, а он в ответ-так соль мажор и есть доминанта. А теоретик всю теорию прохавал. Ну и я как гитарист-то есть народник-отношусь к самой низкой категории. Мои доводы-что такая иерархия условная, была принята в отдельно взятой стране, где был факультет народных инструментов, коего в той же Германии нет, как то не убеждали. Да и попытка разобраться в причинах не была воспринята всерьез. В СССР был план, который надо было выполнять и перевыполнять, и когда на 20 свободных мест приходило 500 пианистов, естественно туда отбирали самых лучших. А тех, кто хотел получить музыкальное образование, но им было не дано, таких часто без экзаменов брали на факультеты с недобором, так вот и оказывались самые недалекие где то среди народников. Я и таких встречал, и немало. А когда я попытался привести весомый аргумент, что вот вдруг захочет какой человек стать музыкантом, у него все физические данные, плюс усердие, стремление, но в качестве инструмента он взял себе гитару-что ему помешает стать крутым музыкантом?-мне выставили еще более весомый аргумент-у тебя нет диплома, а у меня есть, посему твое мнение в данном разговоре ничего не значит. Это я так, о профессионализме педагогов и концертных музыкантов :)
А по поводу моей педагогической карьеры я не расстраиваюсь. Хороший педагог-это такой гуру, который может увлечь человека каким то предметом, причем даже если он сам им не владеет в должной степени. У меня такого дара внушения нет, я всего лишь владею какой то информацией и способен чего то из этой информации донести, банально и просто. Дело в том, что за 5 лет педагогики у меня никак не поправилось финансовое положение, вроде на жизнь хватает, а на десятую гитару - нет. Это было бы хорошо, если помимо относительно неплохого существования работа приносила бы моральное удовлетворение. Но с такими учениками этого тоже нет.  Вот и подошел я к такой действительности. А оркестр из Парагвая-это так, очередной эпизод, который просто дополняет общую картину. 

Но без 10 гитары можно прожить:) А моральное удовольствие найти ну, скажем, в .... коллекционировании пуговиц от штанов или вышивке крестиком :)

 

Ну, можно прожить и без крыши над головой, электричества, некоторых современных удобств вроде воды из  крана и магазина в пределах досягаемости. Все зависит от того, согласен ли ты жить такой жизнью-особенно если у тебя есть выбор. :)

За свою жизнь я перепробовал много разных вещей, и коллекционирование марок, пивных баночек, сигаретных коробочек, фантиков и пионерских значков, порывался освоить макраме, меня пытались отправить в кружок танцев-два раза, еще я увлекался фотографией и даже стихи писал. Это не говоря, что успел побывать дворником, студентом, солдатом, ну и еще пытался освоить программирование. Но вот как то оказалось, что все это было чем то вроде временного увлечения, ну или  просто какой то род занятий, мимолетно и не всерьез что ли. Сейчас я или перегорел к большинству занятий, или понял, что не мое. Вот как то гитара и осталась единственным серьезным увлечением. А педагогика....при первой же возможности пополнит список бывших увлечений 

Тема потихоньку превращается в "Реквием" по педагогике ...

Ну уж прям и "Реквием". Я думаю, стоит педагогу мысленно поделить своих учеников на 2 категории - тех кого привели учиться под конвоем ( заставляют сидеть на уроках) и тех , которые хотят что-то узнать. И с первой категорией особо себя не утруждать и оставить их плыть по воле волн , а также не расстраиваться из-за их бездействия, а вот ко вторым - проявить максимум терпения и возможно постараться сделать их репертуар интересным, легким , ярким . Давайть пьесы даже легче чем они смогут играть , тем самым поощряя их развитие.