В продолжение разговора о гитарных струнах

  Недавно на сайте проходил опрос под названием "Какие струны стоят на вашей гитаре?". По результатам можно сделать некоторый вывод, что большинство гитаристов, посещающих сайт Королева Гитара пользуются нейлоновыми струнами, т.е. играют на классической гитаре (за эти струны высказались 119 человек из 230 голосовавших).

  На втором месте по оценкам идут струны металлические, что может говорить о посещении нашего сайта электрогитаристами или гитаристами, играющими на гитарах типа вестерн и пр., но также и о гитаристах, играющих на гитарах совершенно дешевых типа инструментов борисовской  или самарской фабрик музыкальных инструментов (за металлические струны 58 человек). 

  Не имеют понятия о струнах, на которых играют, 12 человек из 230. Это может говорить о посещении сайта небольшим количеством совершенно начинающими или далекими от гитарного искусства людьми. Будем надеяться, что комментарии, оставленные пользователями в рамках этого опроса помогут этому меньшинству разобраться в разновидностях гитарных струн и в том, какими же струнами пользуются они сами.

  8 человек играют на смешанных комплектах струн. Интересно, но эти 8 человек могут быть как продвинутыми профессионалами, так и не имеющими понятия о разновидностях струн людьми. Дело в том, что ряд серьезных гитаристов пользуется смешанными комплектами струн, т.е. это не значит, что каждая струна берется разная. Нет. Как правило используются 3 первые струны из одного комплекта и 3 басовые из другого (например: верхние струны фирмы Саварес нормального натяжения, а басы Дадарио сильного натяжения). Именно по этой причине в музыкальном магазине можно встретить комплект из 3 верхних струн (например: Ханабах карбон). Смешанные комплекты струн используются исходя из физиологических особенностей и предпочтений гитариста, а также из особенностей самой гитары.

  Особо хочется сказать о струнах карбоновых, за которых высказались всего 33 человека. Дело в том, что карбоновые струны пришли на смену струнам нейлоновым подобно тому, как в свое время нейлон заменил струны жильные. Карбоновые струны обладают рядом преимуществ перед нейлоновыми в протяжности звучания, в певучести, а также в точности строя. Их также можно удачно использовать в смешанном комплекте со струнами других фирм и натяжений. Результаты опроса позволяют сделать вывод, что струны карбоновые не получили должного распространения, что может быть связано с их большей стоимостью или с незнанием их наличия и преимуществ перед струнами нейлоновыми. 

 

  Ознакомиться с результатами опроса и комментариями к нему можно по этой ссылке

  Следующий опрос ставит целью выяснить отношение людей к различного рода гитарным состязаниям - к конкурсам, где всегда есть победитель и побежденный, где есть фортуна и везение, а рядом с ними всегда проходит разачарование или неотъемлемый опыт. Нужны ли гитаристам международные конкурсы? Это и есть главный вопрос.

Комментарии

Для более корректных выводов можно еще посмотреть географическое место проживания участников опроса. Вполне может оказаться, что карбоновые струны тупо не завезли в отдельно взятые регионы или мало кто знает о их существовании. Не говоря уже о том, что немецкая фирма Ханабах пытается активно выпустить на рынок новый материал для изготовления струн-титанил, о котором тоже пока мало кто слышал.  Я бы не стал записывать нейлон в историю, карбоновые струны не вытеснили нейлон с рынка окончательно. Гитаристы получили возможность выбирать, кому что ближе. Изготовители карбоновых струн так описывают разницу мемжу этими двумя видами материала.

Карбон позволяет извлечь более громкий звук по сравнению с нейлоном.

Струны из карбона получаются значительно тоньше нейлоновых

При этом они утверждают, что разница в звуке при различном исходном материале заметна только на первых трех струнах. На звук басов на 90 % влияет материал обмотки струн и качество изготовления, материал сердечника может содержать как нейлоновые, так и карбоновые волокна, существенной разницы в звуке не будет.

Кстати, я с удивлением узнал, что для любителей до сих пор изготовляют кишечные струны, правда ооооооооооооооочень мелким тиражом. В основном их используют для концертов, когда хотят продемонстрировать не только музыку, но и звук прошлого века.

Я, наверное, не открою Америки если скажу, что тембр звучания кишечных струн абсолютно неподражаемый и со своей "кислинкой". Менуэты 15-16 веков звучат по-настоящему на "кишках". Недавно слышал виолу де гамба (что-то среднее м/у гитарой, скрипкой и виолончелью) на которой стояли жильные струны. Артисты исполняли средневековую музыку. ПОТРЯС!

Это очень интересно, Валерий. А где исполняют на таких инструментах и на кишечных струнах в частности? У нас в Беларуси есть мастер Юрий Дубновицкий, который специализируется в настоящее время на старинных лютнях и их разновидностях. Мы с ним записали замечательный подкаст на лютневую тему, который, надеюсь, в ближайшее время выйдет. Но именно кишечные струны, это особенно интересно. О таком я слышал, что так было и где-то есть, но никогда не слышал этого звучания.

Это консерваторские музыканты из Питера Д. Шкурлятьева(виола да гамба) и А. Калинкина (орган). В апреле в Выборге давали концерт в лютеранском соборе Петра и Павла. В программе были произведения Дж. Букстехуде, Луи Эдлена и др. композиторов эпохи Возрождения. В перерыве я общался с музыкантами, в частности рассматривал вышеназванную виолу.Этот инструмент - авторская штучная работа, мастера мне не назвали.Наверняка в Питере есть любители кишечных струн.  Кстати о любителях. В 60-70 годы в Питере жил малоизвестный гитарист-семиструнник, первый лютнист в СССР(как пишут) Владимир Вавилов, который прославился знаменитыми фальсификациями, которые стали известны после его смерти в 1973. В частности его канцона приписанная им Франческо Де Милано, AVE MARIA приписанная Каччини и много еще чего. Но вот какая штука - весь мир шел на поводу и даже сегодня еще встречаются скептики, неверующие в такой плагиат со знаком "ПЛЮС". Лично для меня В. Вавилов - МУЗЫКАНТ   с большой буквы. Представьте, что "Город золотой" не Гребенщикова и не Ф. Да Милано а В. Вавилова и автор слов Анри Волохонский. -советский диссидент. Вот такие перверсии. В каком-то дешевеньком самоучителе в хрестоматии указывается автор "Города золотого" ни кто иной как Б. Гребенщиков, который был 5! исполнителем.