Гитарная социальная сеть
Тору Такемицу
ТОРУ ТАКЕМИЦУ
(Toru Takemitsu)
род. в Токио (Япония) 8 октября 1930 года;
ум. в Токио (Япония) 20 февраля 1996 года.
Один из самых значительных композиторов XX века – Тору Такемицу посвятил многое из своего творчества гитаре.
Такемицу внёс огромный вклад в развитие культурных связей между востоком и западом. В 1951 г. он и несколько других композиторов, художников, исполнителей и поэтов создали “Экспериментальную мастерскую” для организации творческого сотрудничества, поиска путей взаимопроникновения и взаимообогащения западной и традиционной японской культуры. Такемицу был главным организатором токийского цикла “Музыка сегодня”, в рамках которого исполнителям и композиторам современной музыки со всего мира предоставлялась возможность совместно работать и обмениваться творческими идеями.
Богатейшее творческое наследие Такемицу включает произведения для симфонического оркестра, хора, камерных ансамблей, для струнных инструментов, для традиционных японских инструментов. Он автор музыки к фильмам, вошедшим в золотой фонд японского кинематографа. Музыка Такемицу хорошо известна во всем мире и звучит в исполнении лучших музыкальных коллективов и солистов.
Такемицу использовал гитару в ансамблях: Valeria (1965) для скрипки, виолончели, гитары, электрооргана, двух пикколо и флейты; Stanza I (1969) для женского голоса, фортепиано, гитары, арфы и вибрафона. В 1970 году в произведении Crossing Такемицу добавляет фортепиано, вибрафон, гитару, арфу и женский голос к симфоническому оркестру. В 1983 году композитор пишет сочинение для гитары с оркестром “На острие мечты” (To the Edge of Dream). Произведение Vers, l'arc-en-ciel, Palma (1984) написано для гитары, гобоя d'amour и оркестра, а Spectral Canticle (1995) для скрипки, гитары и оркестра.
Сольные произведения Такемицу для гитары включают известнейшие Folios (1974), 12 песен (1977) и All in Twilight (1987). Широкую известность и популярность завоевало его сочинение Toward the Sea (1981) для альтовой флейты и гитары.
По материалам магистерской диссертации Юлии Лонской "Гитара в творчестве значительных композиторов XX века",
Минск, 2005 г.