Гитарная социальная сеть
Сюита "Радуга"
В чем же заключается секрет привлекательности радуги? Почему ее появление на небе всегда вызывает неизменный восторг у детей? Ведь это всего лишь — "атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем (иногда Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (от внешнего края внутрь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков ". Именно такое определение радуге дается в Википедии.
Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. В русском языке существуют такие мнемонические фразы для запоминания этой последовательности:
Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
Как - Каждый — красный
Однажды - Охотник — оранжевый
Жан- Желает — жёлтый
Звонарь - Знать — зелёный
Головой - Где — голубой
Сломал - Сидит — синий
Фонарь - Фазан — фиолетовый
Яркий и разноцветный образ нематериальных радужных цветов, которые "нельзя потрогать руками и положить в карман" лег в основу сюиты "7 цветов радуги". Сюита адресована юным гитаристам и их педагогам. В ней 7 частей, каждая из которых обозначает 1 цвет (красный, оранжевый и т.д).Части небольшие и очень легкие для исполнения. В них много открытых струн и прозрачная фактура. Необычным является отсутствие ярких мелодий,да и мелодий как таковых вообще. Передача цветов проиходит с помощью различных тональностей и ритмических фигураций. Именно эти средства помогают передать зыбкий , пульсирующий цвет радуги.
Самой сложной является 4 часть - Зеленый (цвет).В ней используется прием барре (именно так я обозначила аппликатуру этой части в нотах). Но! Возможно исполнить эту часть без барре вообще, изменив аппликатуру. Любой педагог с легкостью превратит это барре в обычные ноты.
В сюите не обозначены динамические оттенки. Этим самым открывается огромный простор для фантазии юных исполнителей. Я предлагаю юным музыкантам присоединиться к творческому процессу и помочь мне "досочинить" мою радугу. Можно даже устроить конкурс среди учащихся "Чей красный ярче?" или "Чей фиолетовый самый фиолетовый?"
Возможно разделить эту сюиту между учащимися и сделать маленький концерт.Каждому поручить исполнить одну или несколько частей. А ученики старшего возраста могут исполнить сюиту целиком, в качестве произведения крупной формы.
Я надеюсь, что синтез слова , цвета и звука не оставит преподавателей и учеников равнодушными.
- Блог пользователя - NKG
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 2202 просмотра