Своими успехами я обязан ему, Учителю

  Во все времена тех, кто любил свою работу и был профессионалом своего дела, уважительно называли "Мастер". Мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

  Именно с таким Мастером своего дела меня и свела судьба. Это мой первый учитель по гитаре Валерий Владимирович Громов.

  Мне было семь лет, когда мама впервые привела меня к нему. Первые уроки по гитаре я получил от отца, когда мне еще не было и пяти лет. На вступительном экзамене в ДМШ я спел детскую песенку под собственный аккомпанемент. Я неплохо владел простейшими гитарными аккордами, мне нравилось петь песни под гитару, и, надо сказать, не детские, а из репертуара популярных в то время белорусских групп.

  Я помню свои первые уроки. Я никак не мог понять, зачем учитель заставляет меня играть какие-то детские песенки. Громов предлагал мне определенный материал, на котором можно поставить руку. Он возился со мной как с собственным сыном - воспитывал, наставлял на путь истинный. Рассказывал разные истории, приводил примеры из собственного опыта, которые учили меня жизни и быту. Иногда я просто заслушивался и забывал, что нахожусь на уроке. На протяжении всего учебного года Валерий Владимирович учил меня правильно сидеть, держать гитару, учил основам нотной грамоты и сольфеджио. Аккуратно вводил меня в удивительный мир музыки и гитары, раскрывая богатую палитру красок ее звучания.  Я не помню ни одного случая, чтобы  учитель повысил на меня голос. Он терпеливо ждал, когда я раскроюсь музыкально.

  Так, совсем незаметно для себя, я привык, втянулся, появился интерес к занятиям. Уроки всегда проходили насыщенно, с огромной пользой для меня. За одно занятие мы успевали проработать огромный материал. Опытный педагог понимал, что ребенок дома самостоятельно не продвинется настолько, как в классе под его руководством. Иногда весь урок уходил на разучивание только одного скоростного пассажа или технически сложного фрагмента произведения.

  В. Громов продолжает династию известных российских педагогов П.И. Исакова и А.Ф. Москвина, воспитывая своих учеников в классической сеговиевской традиции. Москвин живет в Ярославле. Он - первый  учитель Громова по гитаре. Москвин гитарное искусство постигал под руководством известного российского педагога  Исакова, который посещал курсы Андреса Сеговии во время его приездов в конце 20-х гг. в СССР. Исаков в 1926 г. организовал гитарные курсы. В 1928 г. организовал ленинградское Общество гитаристов.

  Громов придает большое значение качеству звучания инструмента, стремяcь к певучему звуку. Он учил меня понимать музыку, понимать то, что я делаю. Уроки строились на образах и сюжетах. Каждое новое произведение - отдельная история, где есть главный герой, завязка, кульминация и т.д. Это могли быть и реальные события, но чаще - просто вымысел. Громов на ходу придумывал различные сюжеты, чтобы быстро вовлечь меня в работу над новой пьесой. Валерий Владимирович необыкновенный рассказчик: все картины и образы  его историй вставали у меня перед глазами. Я помню каждое произведение, которое  играл на конкурсе или на концерте, которое стало для меня значимым, и сюжет к каждому из них, придуманный учителем. Некоторые из этих произведений вошли в мой концертный репертуар. Например, для «Большой увертюры» М. Джулиани Громов подобрал сюжет кинофильма «Титаник», для пьесы В. Живалевского «У полi бяроза» - трагическую историю белорусской Хатыни. Иногда сюжет вытекал из названия самого произведения. Вот, например, пьеса вьетнамского композитора Данга Лонга «Майское утро». Раннее майское утро, природа пробуждается ото сна, тихо щебечут птички, журчат ручейки, нежно шелестит листва, расправляют крылышки и лапки бабочки и жучки. Цель опытного учителя - отвлечь ученика от контроля за пальцами, «предоставить» им свободу и самостоятельность. Я на практике убедился в правильности данной методики. Когда меня на сцене вдруг охватывало волнение, я мог «спрятаться» в сюжет и сыграть только первую ноту, а пальцы сами меня выводили.

  Сегодня среди гитаристов ведутся споры вокруг так называемой «старой» школы и «новой». Мнения относительно того, как надо играть на гитаре разделились. Сам я никогда не вникал в суть этой проблемы. Я слушал только своего учителя, да и где мне, подростку, было во всем этом разобраться.

  Припоминаю случай, который произошел в Санкт-Петербурге в 2010 г. во время фестиваля «Виртуозы гитары». К моей маме подошла педагог из Магнитогорска и сказала: «У  Вас талантливый мальчик. Но очень жаль, что у него скоро «наступит потолок»». Когда мама спросила, что конкретно она имеет ввиду, учительница сказала, что у меня неправильная постановка рук. Мама сильно переживала. Я же не придал этому никакого значения. Позже я неоднократно слышал замечания в свой адрес по качеству звука от минских гитаристов и педагогов.

  В августе 2012 г. в моей жизни произошло знаковое событие. Я побывал на Венском гитарном форуме, где мне была присуждена стипендия на посещение всех мероприятий фестиваля, в том числе и мастер-классов.

  Я взял мастер-класс у известного итальянского гитариста и педагога Карло Маркионе. Встреча с Маркионе стала самым главным событием в моей жизни. Как же мне было с ним радостно и легко общаться, несмотря на то, что я не владею иностранными языками, а также на существенную разницу в возрасте. Я убедился, что для настоящего искусства не существует никаких препятствий. Мы говорили на языке  музыки, импровизировали, «подкалывая» друг друга. Встреча с Маркионе – это как глоток свежего воздуха, как большой стакан родниковой воды.

  Мое эмоциональное потрясение было настолько велико, что я за мгновенье переосмыслил всю свою музыкальную жизнь. Я еще более утвердился в своем убеждении, что Валерий Владимирович научил меня правильно. Постановка рук, культура звука, звукоизвлечение, фразировка. Все, что я знаю и умею сегодня – это заслуга Громова. И я еще сильнее осознал, насколько мне повезло, что я «попал в его руки». Валерий Владимирович Громов по-прежнему работает в ДМШИ №1 имени Л. П. Александровской г. Минска.

Статью добавил пользователь Макарич ярослав