Статья Андрея Добровольского

Уже довольно давно, занимаясь со своими учениками, я стал замечать, что
процесс профессионального роста представляется молодым людям делом
малопредсказуемым, находящимся в сильной зависимости от иррациональной
удачи и требующим некоего "таланта" - зверя, про которого вообще мало
кто может сказать что-то внятное.  

То есть если я не занимаюсь, я не вырасту, это понятно.  

А вот если я занимаюсь, даже с преподавателем, даже регулярно, даже с
расписанием ежедневных занятий, с метроном, секундомером, дневником, -
совершенно неизвестно, смогу ли когда-нибудь изобразить что-тостоящее. 

В то же самое врямя я наблюдал тех же самых парней и девушек, включая
самого себя, делающий какие-никакие успехи. И честное слово, совершенно
убедился в следующем: 

1)Самое главное - не музыкальные способности, а способность к
концентрации. Других способностей для музыканта (говорим сейчас о
ремесле, а не об искусстве - о движениях пальцев, а не духа - о
способности сыграть ноты, а не передать эмоциональное состояние
композитора) Господом Богом не придумано. Удивительно, но один мой
ученик был способен аж через ДВЕ НЕДЕЛИ после урока уверенно играть то,
на чем мы смогли его сконцентрировать в течение пяти-десяти минут
занятия, - это при том, что я знаю, точно знаю, что в течение двух
недель он потом к инструменту не подходил, в следствие чего пальцы его
на грифе представляли бы посмешище, если бы не были столь жалкими. 
Эффективность занятия на самом деле зависит почти только от
погруженности в предмет, от концентрации  на проблеме: микродвижениях
рук, расслабленности той или иной группы мышц, etc. То есть потраченное
время - самая грубая форма оценки работоспособности: время следует
умножать на концентрацию.  
Простой пример: выучил, скажем, песню. Для того, чтобы ее закрепить в
памяти, гораздо полезнее ее теперь не играть на гитаре-фоно-чемугодно
1000 раз, а, отложив инструмент, проиграть ее в воображении: ставить
пальцы на лады, дергать струны. Просто голова рада отключиться, когда
включается мышечная память. А этого как раз делать нельзя. 
 
2)Отчаяние музыканта, который уже год, извините, дрочит с инструментом,
но еще не стал Стивом Ваем, похоже на отчаяние человека, пешком из
Питера отправившегося в Китай, но испытавшего это самое отчаяние в
районе Синявино.  
- Я уже задолбался идти, а Китая все нет. Наверное, я не туда иду. 
ты идешь туда, все в порядке, но просто Китай дальше, чем тебе хотелось бы. 

-У меня совсем нет способностей, я ничего не смогу, сколько бы ни шел/занимался/стремился/в е такое. 

Дело не в способностях. Дело в том, чтобы просто идти: рано или поздно
рпидет каждый, кто не свернул домой.  Тут нету соревнования "Кто первым
придет в Китай", потому что главное - оказаться там. Да, кто-то,
отправившийся позже тебя, придет раньше. Но у тебя нету задачи кого-то
обогнать, единственная твоя задача - придти в Китай. И если ты идешь,
идешь, идешь, а вокруг се еще Синявино, это не не значит, что Китая для
тебя не существует. Потому что он существует для всех, кто способен идти
достаточно долго. Насколько долго? Пока не придет в Китай) 
Если бы люди знали, СКОЛЬКО занимается Стив Вай, с КАКОЙ концентрцией -
его перестали бы считать гением. Потому что всякий, кто СТОЛЬКО
занимается с ТАКОЙ концентрацией, способен поразить воображение
окружающих фотографиями с пекинских улиц.Серьезно, только подумайте: Вас
 постигло бы разочарование, если бы Вы узнали, как много времени
понадобилось Ваю для того, чтобы оказаться Ваем. Потому что Вам
показлось бы, что вы могли бы придти в Пекин значительно раньше.

Комментарии

Знаете, что  вам скажу...за много лет существование сайта НИКТО не позволял себе так красноречиво выражаться (ну может и позволял, но их бессердечно банили...вы просто счастливчик!)...Русский язык - богатый язык. Печально, что словарного запаса не хвататает и приходится использовать жаргонную лексику...Читайте больше литературы, это поможет с выбором подходящего слова..

 

А по теме можно сказать, что концентрация - важный аспект, да, безусловно.

И мысли, которые вас посещают, наверно, близки почти любому исполнителю. Приходит такой период осознания этого. Что тут сделать?!

Просто принять.

 

А вообще, есть очень интересный фильм про музыкантов, называется он "Одержимость". Рекомендую...в качестве развития вашей темы. 

Это не моя статья, это размышления прекрасного гитариста Андрея Добровольского. Я увидел эту статью на его странице ВКонтакте. Мне понравилась мысль и я поделился с читателями сайта, так как всё интересное гитарное имеет место здесь быть. Каюсь, разрешения у автора не спрашивал, но думаю он не обидится. Насчёт жаргонной лексики: ничего не правилось, всё как было в оригинале. Только ничего не нормативного не вижу, нормальный гитарный жаргон, не слышали вы и покрепче музыкантских выражений. Так что поучения насчёт словарного запаса и советы по чтению литературы оставьте себе. За это тоже можно забанить. Фильм "Одержимость" смотрел, поучительный фильм. Хотя музыка в нём-только упаковка. Здесь психология. А тема стара, как мир.

Кстати, о фильме одержимость. Руководитель джаз-банда-тот самый лысый мужичок, он не просто эмоционален, а ругался трехэтажным матом на студентов. Очень трехэтажным. Просто в русском дубляже все нехорошие слова заменили на О БОЖЕ МОЙ.  Вот такой интересный фильм про музыкантов. Если бы его перевели так, как он был в оригинале задуман, претензий к статье бы не возникло. Ну или фильм можно было бы позиционировать не как поучительный из жизни музыкантов, а как бездарную попытку бездарного режиссера бездарно использовать узкий набор слов, вместо богатого языка Шекспира. 

А в статье...ну так, разве что сравнение регулярных занятий с рукоблудием...грубовато, но верно описывает картину систематических, но безрезультатных занятий. Оно конечно можно было и литературней написать, но я не вижу в этом чего то такого, чтобы заострять на этом внимание. Ну или давайте заменим более литературным богатым языком-ну например из медицинской энциклопедии-иногда занятия на гитаре напоминают онанизм-куча механических движений при сомнительном удовольствии. Грубо? Жаргон? Нет, не жаргон, а все из медицинских книг, слова все литературные  и допускаются к использованию на общественном телевидении. И главное-все по Фрейду-он тоже все к ....м половой тематике сводил. 

Вообще то видимо есть ни один фильм с названием-одержимость. Тот. который я видел назывался также, но  был на половую тематику, а второй-какой то ужастик.

А что с языком не так? Я как то не заметил жаргонных выражений.
Кстати, по поводу идти в Китай-хорошее сравнение. Но вот вариант-можно идти пешком, можно бегом, можно ползти, можно вприсядку. Идти-медленно и верно, но дойдешь, бегом-будешь быстро уставать, будет требоваться больше времени. А ползти и вприсядку-нереально. Может и придешь, но в таком возрасте, когда оно нафиг не надо, а то и вооще жизни не хватит. Так что способы как добраться тоже не последнюю роль играют. 

Буду точнее. фильм "Одержимость" о барабанщике. 2013 год 

Но несмотря на это будет актуальен фильм и всем музыкантам