Скромное переложение нескромного шедевра

Переложение для гитары танец Юношей из балета Арама Хачатуряна "Гаянэ"

Хочу поделиться своим скромным опытом переложения музыки для гитары. Ноты трех произведений, которые мы собирались сыграть с моей коллегой скрипачкой я получил примерно за неделю до выступления. Это были отрывки из балета Арама Ильича Хачатуряна "Гаянэ". Три замечательных сочинения: "Узундара", "Танец розовых девушек" и "Танец юношей" (лезгинка).

Были сомнения относительно того, успею ли я сделать переложение и сыграть его в концерте буквально через три дня (выступление уже состоялось 20 февраля 2016 года в немецком городе Хиршберг). Но услышанная оркестровая запись добавляла много сил и вдохновения. Сомнения начали развеиваться когда я плотно приступил к работе.

Трудности и опасения

Самая первая - ограниченность по времени. Здесь вспомнилось как и для чего были организованы наши "Блиц-конкурсы". С другой стороны, думал я, ведь в жизни именно так всегда и происходит. А именно, - появляется предложение, на реализацию которого времени совсем мало. Кроме того, отказаться можно и без того всегда...

Вторая трудность - сама техническая работа. Так, например, были сомнения относительно передачи ритма лезгинки, который в оркестре постоянно поддерживался ударным инструментом, а в партии фортепиано, по которой я сверял текст, содержался целый набор восьмых нот в очень быстром темпе.

Как разрешилась техническая трудность

Конечно же, всегда можно сделать что-то ещё более мудреное, качественное и т.д. Но я сразу дал себе установку на быструю работу и в качестве результата "играбельную" гитарную партию. Например, тот самый ритм, о котором я говорил, я "показываю" в "чистом" виде лишь несколько раз за пьесу. Зато оказалось возможным провести все партии духовых инструментов. Я обращал внимание на то, что ритм никогда не исчезал, так как его пульс переходил от скрипки к гитаре и обратно, создавая бесконечное энергичное движение. Особое удовольствие я получаю от игры полиритмии. Когда у скрипочки идут шестнадцатые, а у гитары триоли четвертными нотами. 

Хочу особо добавить, что прежде чем найти свое решение я пересмотрел видео и уроки разных гитаристов (в том числе и любителей), которые демонстрируют исполнение лезгинки. Пытался использовать фламенковые разгеадо, недожатые струны, пр., но, в конечном счете, получился микс разных приемов.

Вывод

Не знаю, насколько заинтересуется читатель моего блога этой прекрасной музыкой. Но могу уверить, что публика не остается равнодушной от прослушивания танца юношей. Так, на 27 апреля запланировано следующее выступление, где гитара и скрипка будут "озвучивать лезгинку" этого балетного шедевра.

Нотное переложение для гитары решено было зафиксировать на бумаге.

Ещё добавлю, что партия скрипки часто отлично исполняется флейтой.

Ниже можно прослушать оркестровую версию "Лезгинки".

Ноты для фортепиано и скрипки (переложение)