Система вибрато и проблемы стабильности строя

  Кому из вас не хотелось играть на гитаре как Стив Вай, Джо Сатриани, Джеф Бек или Джон Петруччи. Все эти гитаристы отличаются своеобразной манерой игры и необычным музыкальным мышлением. Многие гитаристы стараются повторить их партии и сталкиваются с необходимостью использования системы вибрато. Эта система предоставляет широкий спектр возможностей фразировки, создание интересных эффектов и дает множество необычных оттенков. Основная проблема систем вибрато - это стабильность строя. Наверняка многие из вас замечали, что на некоторых гитарах достаточно качнуть рычагом - и гитару можно настраивать заново. Не самый приятный момент при плотной концертной деятельности. Попытаемся разобраться в причинах нестабильности строя и методах борьбы с этим явлением.

  Основной причиной является трение струн о верхний и нижний порожки, поэтому для стабильности строя следует бороться с этим трением.
Для начала хочу напомнить, что систем вибрато существует несколько разновидностей. Самой первой конструкцией, появившейся на рынке и используемой до сих пор можно считать систему Бигсби, за ним последовали системы с креплением на 6 болтах,  впервые появившиеся на первых стратокастерах, и их вариации wilkinson, fender deluxe и им подобные. К третьей важной категории можно отнести систему флойд роуз (Floyd Rose) и ее разновидности Edge (Edge ZR, Edge Zero Point),  Kahler и т. д.

  Система флойд роуз была специально разработана для достижения максимальной стабильности строя. Достигается это полным отсутствием трения за счет запирающегося порожка. С ее помощью можно изображать на гитаре звуки, похожие на звук проносящегося мимо мотоцикла, глубинной бомбы и прочих эффектов. Если после работы флойд роузом строй отличается от первоначального до полутона, то это свидетельствует о техническом дефекте. Самый распространенный из них - некачественный запирающийся порожек. Для устранения проблемы можно поменять прижимные пластины или порожек в целом. Вторым аспектом нестабильности строя может быть невозвращение машинки вибрато в исходную точку.  Это может свидетельствовать о сносившихся креплениях, точках соприкосновения машинки вибрато с креплениями, неровно установленными креплениями машинки или неправильном положении плоскости машинки относительно гитары. Последняя проблема легко устранима. При настроенной гитаре машинка вибрато должна быть паралельна корпусу. Если машинка вибрато идет под углом к корпусу, то при помощи ослабления или натяжения пружин на задней стороне гитары отстроить положение машинки вибрато.

  Помните - при натяжении или ослаблении пружин изменится и строй гитары, поэтому гитару нужно периодически подстраивать (аналогичную регулировку можно применять на фендеровских системах вибрато и их вариациях, речь о которых пойдет позже). Во всех остальных случаях нестабильности строя лучше обратиться к гитарному мастеру. Если вы тестируете инструмент с целью покупки, то инструмент с нестабильным строем лучше оставить в покое - некоторые технические дефекты невозможно устранить, либо это будет стоить вложений, соразмерных по цене со стоимостью самой гитары.

  К недостаткам системы флойд роуз можно отнести достаточно сложный механизм, тяжелый вес, реагирующий на изменение положения гитары в пространстве, сложный процесс замены струн. Существуют мнения, что флойд роуз отнимает значительную часть вибрации струн из-за своего большого веса и малой площади соприкосновения с корпусом, что отрицательно влияет на сустейн и не передает звук древесины в той степени, как другие системы вибрато или жесткая посадка струн. Это утверждение не лишено оснований, но инструмент лучше оценивать по звуку. Хорошо сделанная гитара с системой флойд роуз зачастую не уступает своим собратьям по звуку. Как и для всех систем вибрато, для флойд роуз характерна потеря строя при обрыве одной из струн. Дело в том, что на машинку вибрато действует натяжение всех струн, которому противопоставлено натяжение пружин. Соответственно при обрыве одной из струн натяжение пружин становится больше, остальные струны слегка вытягиваются и гитара начинает высить. Концертирующие гитаристы возят с собой несколько инструментов на этот случай. Однако бывает, что гитарист при обрыве струны доигрывает произведение до конца на оставшихся струнах, иногда слегка видоизменяя его.

  Компания Ibanez выпустила свою систему вибрато - EDGE ZERO POINT. Это слегка моцифицированный флойд роуз, удерживающий машинку вибрато в исходном положении при обрыве струны. К недостаткам EDGE ZERO POINT можно отнести невозможность исполнения приема "фруллато", однако желающие могут спокойно убрать ограничители, превратив эту систему в обычный флойд роуз.

  Немного сложнее обстоит дело с незапирающимися порожками систем Бигсби и стратовскими машинками, но при понимании физики процесса можно добиться хорошего строя, который не будет уступать в стабильности флойд роуз. Для начала нужно избавиться от трения. В свое время Лео Фендер предложил расположить колки на головке грифа так, чтобы струна не имела изгибов до порожка и после него, тем самым трение будет минимальным. На практике небольшой изгиб струн гитар высокого класса не влияет на строй инструмента. Для уменьшения трения гитаристы нередко убирают ритейнеры, прижимающие струны на головке грифа. Важными аспектами является материал, из которого изготовлен порожек, смазка и профиль пропилов под струны. В качестве материала может быть использован пластик, метал, кость, графит, реже - дерево. Пластиковый порожек является, пожалуй, самым дешевым и распространенным. Для хорошего скольжения его следует периодически смазывать графитовой смазкой. Ее можно купить в музыкальных магазинах либо изготовить самому, измельчив графитовый стержень и смешав получившуюся массу с небольшим количеством очищенного "швейного" или хозяйственного масла (применять обычное машинное масло не следует).

  Некоторые производители предлагают свои технические ноу хау, например, самосмазывающийся пластиковый порожек с тефлоновым покрытием. Костяной порожек содержит естественные жиры, обеспечивающие хорошее скольжение, графит (также, как и  тефлон) - материал с маленьким коэффициентом трения, поэтому из него часто изготовляют порожки для дорогих инструментов. Часто на гитары ставят роликовые порожки с целью устранения трения.

  Пропил под струны в идеале должен повторять форму струны, не быть слишком узким или слишком широким. Узкий пропил будет зажимать струны, в широком пропиле струны будут дребезжать.

  Иногда мне встречались гитары с системой вибрато и большим изгибом струн после порожка на головке грифа. Увы, до сих пор мне так и не удавалось добиться от них стабильного строя. Такую гитару лучше не приобретать, чтобы не разочароваться в нестабильности строя, либо не пользоваться у такой гитары системой вибрато вообще. Разумеется это не относится к гитарам с запирающимся порожком (система флойд роуз и им подобные), у которых трение отсутсвует как таковое.

  Разобравшись с порожком рассмотрим машинку вибрато. У модели бигсби для стабильного строя все части должны быть хорошо смазаны и в рабочем состоянии, иногда можно применить нижний роликовый порожек. Впервые примененная на стратокастерах система вибрато носила название "синхронизированное тремоло", сегодня такую модель часто называют Vintage. Она имеет крепление на шести болтах и предназначена в основном для опускание строя. Многие гитаристы жалуются на нестабильность этих систем, поскольку после работы машинка не всегда возвращается в первоначальное положение. Причина - множество точек соприкосновения машинки с корпусом гитары и шурупами крепления и возникающее из за этого трение. Хотя скорее это относится к случаям, когда машинку пытались "приучить" не только к понижению, но и повышению строя. Некоторым это удавалось, иногда за счет выкручивания двух или четырех средних шурупов, мне попадались гитары, которые отлично держали строй при всех шести шурупах, причем работали как на понижение, так и на повышение строя.

  Есть много гитаристов, с успехом использующие именно эту модель, среди них Ингви Мальмстин, Эрик Джонсон, Джеф Бек и другие. Многие гитаристы, устав бороться с вибрато на шести болтах нередко отдают гитару мастеру, для установки усовершенствованной модели, имеющей крепление на двух болтах (либо сразу покупают гитары с такими системами). Зачастую эти модели работают на понижение и на повышение строя, а также могут быть использованы для аналогичных эффектов, как и у систем флойд роуз, при этом такие системы имеют гораздо менее сложный механизм и более низкую цену.

Статью добавил пользователь leothemetal

Joe Satriani-"SURFING WITH THE ALIEN"-10/19/91-Expo '92-Se