Система профессионального образования гитаристов в Беларуси: достижения и проблемы (часть 6)

Гитарное искусство нашей страны опирается на четко выстроенную образовательную систему, направленную, с одной стороны, на освоение лучших образцов мировой и отечественной исполнительских традиций, с другой – на раскрытие новых творческих горизонтов для молодых дарований. На вершине этой системы находится элитарный (не побоимся этого определения) класс гитары в Академии музыки. Долгие годы «заключительную огранку» отборных талантов Беларуси осуществляют профессор В. С. Живалевский и доцент Е. М. Гридюшко, воспитавшие не один десяток замечательных гитаристов, многие из которых завоевали под их руководством различные награды на международных конкурсах. Совмещают педагогическую деятельность в Академии музыки со своей основной работой преподаватель Минского государственного музыкального колледжа им. М. И. Глинки П. А. Бельский и старший преподаватель Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка К. О. Успенский. В системе высшего образования класс классической гитары в настоящее время также функционирует и в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

В среднем специальном звене образования класс гитары существует в большинстве музыкальных колледжей и колледжей искусств республики. Основными «поставщиками» профессиональных гитаристов на высший образовательный уровень уже достаточно давно являются колледжи Минска, Гродно, Бреста и Могилева.

Начальное звено музыкального образования гитаристов – это классы гитары, прежде всего, в сотнях детских музыкальных школ искусств по всей стране, а также в ряде общеобразовательных учреждений (школ и гимназий). Широко распространено обучение и в многочисленных музыкальных студиях (хотя в них классический тип гитары нередко соседствует с различными ее разновидностями). Наряду со значительными достижениями, являющимися плодом педагогического творчества ведущих учителей, есть и определенные проблемы. Одна из них – наличие серьезного противоречия между очень высокой степенью спроса на обучение игре на гитаре среди широких слоев населения и относительно небольшим количеством квалифицированных кадров, получивших специальное образование на данном инструменте. Это стало причиной уже давно сложившейся и практически не имеющей аналогов среди других музыкальных инструментов ситуации, при которой гитару нередко ведут педагоги других инструментальных специальностей, что, естественно, влечет за собой немалый профессиональный «брак». Частично проблему призвана решить такая специфическая форма образования, как переподготовка, функционирующая в настоящее время в БГУКИ. Правда, несмотря на достаточно грамотно выстроенный там учебный план, сама по себе подобная «сверхсокращенная» форма образования в области музыкально-инструментального искусства вызывает серьезные и во многом оправданные вопросы.

Продолжая тему начального образования, следует отметить отрадную тенденцию к возникновению самостоятельных отделений гитары в ряде музыкальных школ искусств республики. Это давно назревшая необходимость выведения классической гитары из группы народных инструментов на всех уровнях образования, диктуемая как объективной историей развития данного инструмента, академического по своей природе, так и субъективностью и конъюнктурностью того судьбоносного решения на заре советского периода, приведшего к серьезным искажениям в системе профессиональной подготовки гитаристов. Дело ближайшего будущего – обретение классической гитарой статуса инструмента, не сводимого ни к какой из существующих групп и выделенного в самостоятельную цикловую комиссию в колледже и кафедру в вузе.