Первый класс лютни в Беларуси

Старинная лютня музыкантов группы "Стары Ольса"

Юрий Андреевич Дубновицкий, один из первых лютневых мастеров современной Беларуси, отвечает на вопросы журналиста газеты "Культура".

   Слушайте также подкаст с Юрием Дубновицким "Место, где рождаются лютни"

-Немногим более пяти лет прошло с того времени, когда в Пинской школе искусств открылся первый в СНГ (как пишут в интернет-источниках) класс лютни. Не безуспешна ли сама идея открытия такого класса, не тщетны ли усилия? Это вообще кому-то надо?

-Ну, во-первых, по-поводу СНГ я бы всё же посомневался. Некоторое время назад в Петергофе была открыта целая музыкальная школа, где питерских детишек обучали игре не только на лютне, но и на клавесине, виоле да гамба и других исторических инструментах. Правда, я не отслеживал дальнейшую судьбу этой школы, не знаю, существует ли она по сей день. А что касается «успешности» или «безуспешности», то судите сами: даже в «главном» городе российского барокко – Питере, и многочисленных усадьбах в его окрестностях, у лютни нет исторических корней. Дотошным музыковедам что-то удаётся найти из клавесинной, скрипичной или даже духовой музыки русского барокко, но не лютневой. А на наших землях, я имею ввиду эпоху ВКЛ, корни у этого музыкального инструмента довольно глубоки. Возможно, этим объясняется интерес к лютне в наши дни.

Класс лютни в пинской школе искусств

-Ты использовал термин «исторические инструменты». Но насколько они актуальны в наше время?

-Должен сказать, что вся эта классификация несколько относительна. Если история лютни в Европе насчитывает более тысячи лет, а пик популярности произошёл четыреста лет назад, то и «современному» фортепиано уже около трёхсот (не «первой молодости»). Правильнее говорить, что на период XX века лютня «ушла» со сцены, но давайте вспомним, что и классическая гитара была «изгнана» в советскую эпоху из учебных заведений как буржуазный пережиток, и вернулась перед самой «перестройкой». На мой взгляд, самыми убедительными критериями, дающими право инструменту на дальнейшую жизнь, являются богатство тембра и совершенство исполнительских возможностей, ну и, конечно, наличие репертуара. Не сомневаюсь, что современные композиторы будут создавать новый репертуар для лютни.

-И всё же, возвращение лютни на белорусскую землю – это событие для узкого круга музыкальных гурманов? Есть ли шансы быть замеченной более широким кругом  любителей музыки?

- Несомненно. Сейчас в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодёжи ведётся работа по подготовке проекта Республиканского фестиваля лютневой музыки. Если проект будущего фестиваля получит поддержку в Министерстве культуры, то в следующем году этот фестиваль будет проходить в нашем городе. В его рамках намечается множество интересных мероприятий: кроме непосредственно концертов планируется проведение выставки музыкальных инструментов (первую выставку «Музычныя сведкi гiсторыi»  в рамках областного фестиваля-ярмарки «Дожинки-2014» мы уже провели, причём, вполне успешно), состоятся мастер-классы - как по изготовлению музыкальных инструментов, так и по игре на лютне. Кроме этого хотелось бы провести конкурс юных исполнителей. Если первый шаг будет успешным, то следующим шагом будет проведение уже не сугубо лютневого фестиваля, а фестиваля старинной музыки, где непременным условием будет исполнение на исторически достоверных инструментах, по каким-то причинам вышедшим из употребления 200-300 лет назад. Таким образом, мы сможем привлечь внимание общественности и к старинным смычковым инструментам (напр. виола да гамба), и щипковым (кроме семейства лютен это может быть ренессансная и барочная арфа, а также мандолина-барокко), и духовым (напр. флейта-траверса и барочный шалмей).

- Возможно, «реабелитация» наших национальных музыкальных традиций привлечёт внимание не только музыкальной общественности, но и многочисленных туристов, посещающих Беларусь?

- Не только привлечёт внимание, но и заставит иными глазами смотреть на нашу дворцовую и замковую культуру, которой столько внимания уделяется в последние годы в нашей стране. Когда иностранцы посещают Мирский замок или Несвижский дворцово-замковый комплекс и слышат там музыку той эпохи на современных инструментах, они невольно будут воспринимать нашу историю однобоко и с недоверием. Ведь на их родине вы такой «несуразности» не встретите. Кроме этого, задуманный нами фестиваль расширит возможности культурно-познавательного туризма. Делая со своей стороны все эти усилия, мы, таким образом, восполняем ту пустующую нишу в изучении нашей истории, которая давно уже должна быть восполнена.