Особенности обучения детей игре на гитаре и способы удержания их внимания

Работа с начинающими - очень важный этап в обучении игре на гитаре. Ведь от того, какой будет атмосфера на уроке, от первого впечатления соприкосновения с музыкой и, конечно же, от личности педагога во многом зависит, как сложится все дальнейшее обучение, интерес ребенка к гитаре и его успехи.

Педагог должен помнить, что в силу своего возраста ребенок не может долго и сосредоточенно заниматься одним делом (например, весь урок играть по нотам). Ему необходимо переключение внимания, игры, физкультминутки.

Например, когда я вижу, что ученик уже немного устал, я предлагаю ему встать, потянуться и нарисовать носом (как Буратино) скрипичный ключ, половинную или четвертную ноту, восьмую паузу и т. д.

Освоение нотной грамоты можно также проводить в игровой форме. Например, придумывать, записывать и разгадывать вместе с учеником ребусы, т. е. составлять слова из нот и слогов. Например, «до» - мик, «си» - вка - Бурка, «фа» - «соль» и т. п.

Можно помочь ноте, которая забыла, как ее зовут, вспомнить свое имя, можно поиграть в игру «Угадай ноту», т. е. сыграть на гитаре ноты, записанные в разных октавах и т. д.

Для запоминания написания нот я использую такую считалочку: «ми, соль, си, ре, фа - на линеечках сидят - ре, фа, ля, до, ми - из окошечек глядят». Она помогает детям, которые долго запоминают ноты, легче справиться с этой задачей.

Исследования некоторых ученых показывают, что природа человека - это природа творца. Творческие возможности большинства людей могут находиться в дремлющем состоянии, уступая место практичным, ежедневным и рутинным делам. Однако, если появляются условия для проявления креативности мышления и действий, то эти скрытые творческие способности могут не только ярко раскрыться, но и активно развиваться. Именно этот подход может быть успешно использован в современной педагогике.

В работе с юными гитаристами я часто использую яркие наглядные пособия, которые помогают активировать детское воображение и побуждает к творчеству. Ребята с радостью рисуют рисунки к музыке, занимаются ритмической и мелодической импровизацией, изображают животных и сказочных героев на открытых струнах, сочиняют сказки по картинкам.

Даже за незначительное творческое открытие ребенка надо хвалить. Не случайно, по мнению многих исследователей, все люди, за редким исключением, обладают музыкальностью и способностью к ее развитию. И если педагог будет поддерживать  творческую инициативу ребенка и его стремление к самостоятельности, вселять уверенность в своих силах, создавать доброжелательную творческую атмосферу на уроке, ученик полюбит уроки гитары и будет радовать вас своими успехами.

Примеры творческих заданий на уроках гитары:

Примеры творческого музицирования

Хрюша

Картинка с Хрюшей

 - Посмотри на картинку. Кто на ней изображен? О чем мечтает Хрюша?

Здесь список вопросов можно продолжить. Главное - следить за реакцией ребенка, что его больше всего увлекает в этом образе.

 - Сочини о ней песенку на вот этот ритмический рисунок.

Ритмический рисунок для работы с начинающими гитаристами

 

Наташка

Образ девочки

На платье у Наташки

 Белые ромашки:

 Как будто платье это

 Ей подарило лето.

 - Прочитай стихотворение о девочке, изображенной на картинке. Сочини о ней песенку, используя ноты первой струны. А сейчас давай протранспонируем эту песенку. Подбери и сыграй ее на второй и третьей струнах.

 

Клоун

Клоун

 - Посмотри на картинку. Сыграй на инструменте музыку к ней. Она без окончания. Сочини его.

Начало мелодии, которую нужно закончить

 

Начальные исполнительские движения

Карабас-Барабас

Карабас-Барабас Буратино и Папа Карло

 - Посмотри на рисунки. Из какой сказки к нам пришли эти герои? Изобрази на открытых струнах страшного, злого Карабаса-Барабаса и папу Карло с Буратино.

 

Лисичка

Лисичка

Под мостом, под мостом

Кто-то с рыженьким хвостом.

Это рыжая лисичка.

Под мосточком лисий дом.

 - Прочитай стихотворение о лисичке. Прохлопай его ритм. Давай запишем этот ритм длительностями. Сочини мелодию к стихотворению на открытых струнах.

 

Беседа птичек

Птички

 - А сейчас мы с тобой вдвоем изобразим беседу двух птичек, которых ты видишь на картинке. Я буду играть за большую птичку, а ты – за маленькую. В твоей партии есть новая нота «соль». Она идет следом за нотой «фа» и на грифе живет очень близко от нее – на 3 ладу 1 струны. Нашел?..

 - Теперь мы можем подслушать, о чем щебечут друзья.

 

 

 

 

 

Щебетание птичек

 

Ансамбль

АнсамбльА сейчас мы с тобой будем играть ансамблем. Тебе знакомо это слово? Ансамбль в переводе с французского значит «вместе». Вот и мы с тобой сейчас вместе сыграем небольшой музыкальный отрывок.

Учитель: Аm  Dm  E  Am   -   Am  Dm  E  Am

Послушай мою партию («партия» – это тот музыкальный материал, который играет данный исполнитель) и попробуй подобрать к ней басы на открытых струнах. Помни: в игре ансамблем очень важно не только знать свою партию, но и внимательно слушать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочиняем короткую сказку о зверюшках

 - Сочини короткую сказку о зверюшках, изображенных на картинке. Какой характер у каждого из героев? Музыкой какого жанра можно передать характер этих героев? Какая должна быть музыка: громкая или тихая, быстрая или медленная? На одной или одновременно на двух, трех и более струнах играй эти музыкальные темы.

Лиса-волк

 

 

 

 

 - Сыграй портрет героя на открытой струне.

 - Какой получился жанр?

Педагог импровизирует вместе с учеником. Партия ученика построена на повторяющемся звуке.

 

 

 

 

 

Зайчик

 

 

 

- Разучи стишок. Простучи ритм стихотворения:

«Шел зайчонок по дорожке.

Промочил он в луже ножки.»

 - Выучи песню «Зайчонок», сопровождай ее шагом. Подбери эту песенку на инструменте на ноте «соль».

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое музицирование

 - Рассмотри картинки. Придумай сказку о зверятах, изображенных на ней. Сочини музыку для этой сказки. Какая музыка лучше передаст характер и настроение героев: веселая, грустная, озорная, печальная? В каком жанре ее лучше написать? Изобрази сказку на 2, 3 и более струнах. Вспомни известные тебе песенки о зверюшках.

Волк и медведь

 

Материал подготовила Светлана Ветушко