Гитарная социальная сеть
Особенности обучения детей игре на гитаре и способы удержания их внимания
Работа с начинающими - очень важный этап в обучении игре на гитаре. Ведь от того, какой будет атмосфера на уроке, от первого впечатления соприкосновения с музыкой и, конечно же, от личности педагога во многом зависит, как сложится все дальнейшее обучение, интерес ребенка к гитаре и его успехи.
Педагог должен помнить, что в силу своего возраста ребенок не может долго и сосредоточенно заниматься одним делом (например, весь урок играть по нотам). Ему необходимо переключение внимания, игры, физкультминутки.
Например, когда я вижу, что ученик уже немного устал, я предлагаю ему встать, потянуться и нарисовать носом (как Буратино) скрипичный ключ, половинную или четвертную ноту, восьмую паузу и т. д.
Освоение нотной грамоты можно также проводить в игровой форме. Например, придумывать, записывать и разгадывать вместе с учеником ребусы, т. е. составлять слова из нот и слогов. Например, «до» - мик, «си» - вка - Бурка, «фа» - «соль» и т. п.
Можно помочь ноте, которая забыла, как ее зовут, вспомнить свое имя, можно поиграть в игру «Угадай ноту», т. е. сыграть на гитаре ноты, записанные в разных октавах и т. д.
Для запоминания написания нот я использую такую считалочку: «ми, соль, си, ре, фа - на линеечках сидят - ре, фа, ля, до, ми - из окошечек глядят». Она помогает детям, которые долго запоминают ноты, легче справиться с этой задачей.
Исследования некоторых ученых показывают, что природа человека - это природа творца. Творческие возможности большинства людей могут находиться в дремлющем состоянии, уступая место практичным, ежедневным и рутинным делам. Однако, если появляются условия для проявления креативности мышления и действий, то эти скрытые творческие способности могут не только ярко раскрыться, но и активно развиваться. Именно этот подход может быть успешно использован в современной педагогике.
В работе с юными гитаристами я часто использую яркие наглядные пособия, которые помогают активировать детское воображение и побуждает к творчеству. Ребята с радостью рисуют рисунки к музыке, занимаются ритмической и мелодической импровизацией, изображают животных и сказочных героев на открытых струнах, сочиняют сказки по картинкам.
Даже за незначительное творческое открытие ребенка надо хвалить. Не случайно, по мнению многих исследователей, все люди, за редким исключением, обладают музыкальностью и способностью к ее развитию. И если педагог будет поддерживать творческую инициативу ребенка и его стремление к самостоятельности, вселять уверенность в своих силах, создавать доброжелательную творческую атмосферу на уроке, ученик полюбит уроки гитары и будет радовать вас своими успехами.
Примеры творческих заданий на уроках гитары:
Примеры творческого музицирования
Хрюша
- Посмотри на картинку. Кто на ней изображен? О чем мечтает Хрюша?
Здесь список вопросов можно продолжить. Главное - следить за реакцией ребенка, что его больше всего увлекает в этом образе.
- Сочини о ней песенку на вот этот ритмический рисунок.
Наташка
На платье у Наташки
Белые ромашки:
Как будто платье это
Ей подарило лето.
- Прочитай стихотворение о девочке, изображенной на картинке. Сочини о ней песенку, используя ноты первой струны. А сейчас давай протранспонируем эту песенку. Подбери и сыграй ее на второй и третьей струнах.
Клоун
- Посмотри на картинку. Сыграй на инструменте музыку к ней. Она без окончания. Сочини его.
Начальные исполнительские движения
Карабас-Барабас
- Посмотри на рисунки. Из какой сказки к нам пришли эти герои? Изобрази на открытых струнах страшного, злого Карабаса-Барабаса и папу Карло с Буратино.
Лисичка
Под мостом, под мостом
Кто-то с рыженьким хвостом.
Это рыжая лисичка.
Под мосточком лисий дом.
- Прочитай стихотворение о лисичке. Прохлопай его ритм. Давай запишем этот ритм длительностями. Сочини мелодию к стихотворению на открытых струнах.
Беседа птичек
- А сейчас мы с тобой вдвоем изобразим беседу двух птичек, которых ты видишь на картинке. Я буду играть за большую птичку, а ты – за маленькую. В твоей партии есть новая нота «соль». Она идет следом за нотой «фа» и на грифе живет очень близко от нее – на 3 ладу 1 струны. Нашел?..
- Теперь мы можем подслушать, о чем щебечут друзья.
Ансамбль
А сейчас мы с тобой будем играть ансамблем. Тебе знакомо это слово? Ансамбль в переводе с французского значит «вместе». Вот и мы с тобой сейчас вместе сыграем небольшой музыкальный отрывок.
Учитель: Аm Dm E Am - Am Dm E Am
Послушай мою партию («партия» – это тот музыкальный материал, который играет данный исполнитель) и попробуй подобрать к ней басы на открытых струнах. Помни: в игре ансамблем очень важно не только знать свою партию, но и внимательно слушать друг друга.
Сочиняем короткую сказку о зверюшках
- Сочини короткую сказку о зверюшках, изображенных на картинке. Какой характер у каждого из героев? Музыкой какого жанра можно передать характер этих героев? Какая должна быть музыка: громкая или тихая, быстрая или медленная? На одной или одновременно на двух, трех и более струнах играй эти музыкальные темы.
- Сыграй портрет героя на открытой струне.
- Какой получился жанр?
Педагог импровизирует вместе с учеником. Партия ученика построена на повторяющемся звуке.
- Разучи стишок. Простучи ритм стихотворения:
«Шел зайчонок по дорожке.
Промочил он в луже ножки.»
- Выучи песню «Зайчонок», сопровождай ее шагом. Подбери эту песенку на инструменте на ноте «соль».
Творческое музицирование
- Рассмотри картинки. Придумай сказку о зверятах, изображенных на ней. Сочини музыку для этой сказки. Какая музыка лучше передаст характер и настроение героев: веселая, грустная, озорная, печальная? В каком жанре ее лучше написать? Изобрази сказку на 2, 3 и более струнах. Вспомни известные тебе песенки о зверюшках.
Материал подготовила Светлана Ветушко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 7676 просмотров