Особенности Белорусского национального возрождения 1990 годов.

Одна из предыдущих тем в моем блоге затрагивала связи гитарного искусства и идеологии.В данной теме попробую вернуться к событиям 1990-х. Я хочу избежать лишней политизированности и предвзятости, а просто рассказать как это было с точки зрения простого обывателя студента в повседневной жизни. Как "возрождались" белорусские национальные идеи в обществе и искусстве в теории и на практике. Хочу описать это явление так, каким увидела и восприняла его я.

Итак детство мое прошло при закате коммунизма. Учиться музыке я начала в средней школе с музыкальным уклоном. С теорий музыки (сольфеджио) мы были хорошо знакомы и проходили сей предмет по специальным сборникам.Понятное дело что сборники и вся музыкальная культура была пронизана ярковыраженными коммунистическими произведениями, НО! при этом отдавалась дань и должное уважение и другим направлениям в музыке. Так, самый рядовой учебник по сольфеджио всегда содержал равное количество музыкальных тем по направлениям фольклора и классики, романтизма и даже современной музыки. (естественно и коммунистические произведения впридачу). Так вот обычно были представлены в одном сборнике для пения музыкальные фольклорные песни , собранные со всех 15 республик. Практически каждая культура была чем-то представлена, каким -нибудь древним традиционным напевом.Также были популярны литературные сборники сказок и легенд , включающие в себя творчество всех народов населявших СССР. Сборники были вполне себе хорошие и даже теперь в штаты я привезла с собой несколько книжек, которые мы читаем с детьми. Кроме местного колорита в легендах проходят вечные мотивы любви, счастья и общечеловеческих ценностей. То есть в СССР в определенной степени национальное творчество разных народов было собрано, записано и отсортировано по категориям, издано в печатном виде.Белорусская литература и музыка не была исключеним. На полках магазинов всегда были наиболее толковые сборники из белорусского фонда Богданович "Венок", стихи для детей, в киосках регулярно продавался журнал "Вожык".Всегда были музыкальные коллективы исполняющие белорусскую народную музыку.Народная музыка звучала на радио, в филармонии и просто на улице во время массовых гуляний и праздников .Лично мне было не заметно того, чтоб в 80 годы были какие-либо притеснения белорусской культуры в повседневной жизни.Чаще издавались и звучали более массово-популярные культурные произведения , адресованные широким массам. Все желающие могли свободно изъясняться на белорусском языке.Таковых было не очень много , но были.

Что характерно в советскую эпоху музыканты больше концентрировались на исполнении МУЗЫКИ! , а не увязании в обрядово культовых аспектах.Играли музыку Баха, не вникая в церковные сюжеты,исполняли народные фольклорные песни, не занимаясь возрождением каких-либо обрядов языческого плана. Все очень просто - есть мелодия , ритм, красивое сочестание звуков - и это приятно и радует слух , и этого достаточно чтоб исполнять музыку и ей наслаждаться. Есть просто музыка и ее исполнение чистое, грамотное, виртуозное если получиться. Работа над музыкальным произведением сродни хорошо проделанной работе : если все чисто, римично сыграно, хороший звук -то это качественный музыкальный продукт , готовый к употреблению. И к слову сказать советские времена подарили классической великих исполнителей. Занятия музыкой вообще сильно развивает у детей память , мышление, координацию, усидчивость и прочие полезные качества личности.

И тут ВДРУГ! приходят 90 годы . В Москве путч в августе 91 , а у нас по телевидению "Лебединое озеро" Чайковского. Эта вещь почему-то всегда шла фоновой заставкой на телевидении при различных политических потрясениях. 

Что ж происходит дальше ? В августе 91 года коммунизм рухнул в одночасье. И начинается одновременное возрождение религиозных течений постепенное и акцент на развитие белорусской национальной идей ("беларусскай самасьвядомасцi" -как любят называть сами активисты этого течения . Музыка вдруг оказывается носителем какой-либо символики ,как оказывается глубокой и немаловажной, и как оказывается нам не всю правду рассказывали про идеологическую составляущую в музыке. Вдруг оживают идеи "из глубины веков" . И вдруг о чудо! -оказывается, что у нас тут запрещают белорусский язык и не дают должного внимания белорусской музыке и фольклору. А сами мы недостаточно патриотичны по случаю неиспользования белорусского языка в повседневной жизни.

Вообще в 90 годы сложные экономические времена мало чего издают в нотном плане. Разве что гитаристам удается издать несколько ярких нужных сборников с белорусской музыкой -что можно считать в целом положительным явлением в культурной гитарной жизни. А нотные сборники они никогда не были особенно прибыльным делом и были ориентированый на узкий круг потребителя. Издавали чаще раскупаемы хорошии тиражами учебники для ДМШ или самоучители игры на гитары для широкой аудитории.

В школе в 8 и 9 классе  мы в темпе галопа учим историю Беларуси. Мы проходим материал 5 лет обучения за 2 года.То есть за время учебы в 8 и 9 класса мы читаем и конспектируем материал 5 учебников по истории родной страны на белорусском языке (учебники бело-красного цвета с гербом погоней -учебники за 5, 6, 7, 8, 9 классы) Наше поколение одно из первых "эксперементальных" что ли. Такое ощущение ,что мы боимся куда-то опоздать с этой белорусской историей и пишем, пишем конспекты просто килограммами . Совершенно точно скажуб что мы были самым первым поколением , которому в обязательном порядке стали читать историю Беларуси как отдельный предмет на белорусском языке  и почему-то сразу 5 учебников за 2 года :).Раньше историю Беларуси проходили как часть советской истории.Ну а мы стали первым поколением учеников державших в руках эти красно-белые книжки по родном языке свеже-пахнущие типографской краской.

И вот самое интересное в идеологическом "национальном" плане - это годы с 1995 по 1999 годы -это годы моего обучения в музыкальном училище и о нем и пойдет речь. Здесь становятся характерны 2 тенденции. И повседной жизни исчезла коммунистическая обязательная идеология. Понятное дело , что остались люди верные этой идее и продолжающие свято верить в эту идею. Но часть народа переключила свое внимание на новые вещи - религия и возрождение национальных дохристианских -языческих традиций. Появляется бесконечное количество церковных орагнизаций, предлагающих изучение Библии в самых различных толкованиях . С другой стороны появляются исследователи и исполнители фольклорной музыки в варианте приближенном к архаичному звучанию , такие как коллектив "Гостица".

Если обозначить мою позицию, то мне интересна музыка во всех проявлениях и мне интересно знать , просто знать особенности культуры музыкальной как языческой , так и церковно-музыкальной ( ну а классика и романтизм и без того хорошо были изучены в рамках учебных программа). Интересны сами по себе различные взгляды на ладовую, метрические системы, различные стили исполнения. Так любопытство меня даже подвигло как-то на взятие в библиотеке нашей академии музыки на книгу об индийской традиционной музыке - рагах и индийских ладах.Книга была издана еще в глубоко советские времена , но при этом без излишего религиозного подтекста рассказывала о структуре, ладовых отношениях, ритме, стиле исполнения .И также мне интересны общие позиции и религиозно-философских идеи , окружавшие создателей музыки в рамках и родных музыкальных культур. 

Так вот вернемся в 90 годы.В музыкальном училище гитаристы являли собой отдельное явление. В музыкальном училище среди педагогов и студентов сложился весьма своеобразный подход к обучению. Музыкантов (гитаристов) негласно на уровне педсовета делили на одаренных и обычных. В первую категорию попадали хорошо играющие музыканты со званиями лауреатов на наградами на различных конкурсах , во второй категории шли студенты с наименее яркими сценическими данными, которые планировали связать карьеру с преподаванием и педагогикой. Среди педагогов была четкая ориентация играющих студентов на роль сценических исполнителей в связи с чем они могли пропускать занятия и пересдавать некоторые зачеты по нескольку раз .Мотив был один и тот же -человек занят сценой , ему нужно дать возможность играть , а не корпеть над книгами. Ну а простые обычные студенты играли и читали книги на общих основаниях, посещая занятия в большей мере .И мне вот всегда было интересно -ну вот кому выгодна позиция подготовки виртуоза - музыканта как бы без теоретической базы без сильного интеллектального развития , не способного к философским размышлениям ? Ослаблений позиций при сдаче зачетов теоретических дисциплин  оно вроде как бы для блага "играющего" студента, а с другой стороны сделано как бы с надеждой на то,что человек интеллектуально развиваться сам не станет, довольствуясь тем что так жить проще "не думая".

Такое ощущение что это исходило откуда-то "сверху" от руководства вуза. А студенты-вируозы собственны были  не против такой позиции в силу возраста и того, что так учиться проще было. Хотя какое -то неравное равенство или же просто имеет смысл организовать педагогический факультет и исполнительский с разным балансом теории и выступлений на сцене. Прямого отношения в вопросу возрождения национальных идей эта информация не имеет. Но забавно , что именно самые играющие музыканты были очень вдохновлены идеями возрождения белорусских идей .И вот давая таким образом послабления при сдаче  ими зачетов теоретических дисплин, шел перекос в сторону того чтоб вырастить музыкантов не мыслитлей, а виртуозов у которых только пальцы бегают, а голова не склонна рассуждать. 

И в тот же период в студенческой среде становятся сильны идеи белорусского националистического характера. В стране набирает силу оппозиция и народ увлекается идеями белорусской истории , языка и возрождения всего связанного с данной темой (начиная от фольклорных коллективов и рыцарских клубов до участия активного в каких-либо полических течениях) .Хотя если присмотреться повнимательнее ко всем националистическим течениям в Беларуси, то можно сделать интересное наблюдение.Основная масса сторонников течения  -это обычная интеллегенция, которые прост охотят знать и владеть информацией о прошлом страны , а вот активисты возрождения белорусских идей часто имеют прочные связи с католицизмом и польской культурой . Поначалу идеи белорусского возрождения мне были вполне симпатичны ...до тех пор пока я не увидала живых настоящих поляков на одном из гитарных фестивалей и не услышала их взгляды на белорусскую культуру в целом.

Поляки считали почему -то удивительным то ,что мы (беларусы) не разговариваем на белорусском языке и это для них была тема номер 1 в беседах (практически также как христианских проповедников служит навязчивой темой идея о конце света, царстве Сатаны ну и дальше по сюжетам).Это была навязчивая тема в беседе, с которой они любили начинать общение . И почему то их это волновало в гораздо большей степени ,чем нас студентов. Забавная ситуацию -люди приезжают поучавствовать в одном из белорусских фестивалей и четко указывают белорусам внутри страны на каком языке им нужно общаться...(поди мы сами не знаем на каком нам языке приятнее говорить) .Один из аргументов о том , что тот кто не любит свой родной (белорусский) язык-тот не любит страну и не может исполнять хорошо белорусскую музыку. А музыка она вообще чаще без слов и любить красивую мелодию можно именно за мелодический склад ее . Так ,например, у меня есть целый ряд обработок белорусских песен , а говорить мне нравится на русском языке. Сейчас я живу в штатах и даже при очень слабом владении английским языком мне очень многие вещи здесь нравятся .Для того ,чтоб любить какую-то страну не обязательно даже вообще знать язык -все зависит от того насколько комфортно ты себя чувствуешь в данной местности или стране. Другое дело что с плохим знанием языка жить гораздо менее комфортно, чем обладая нужным лексиконом.

Так вот в 90 годы насколько я видела по окружающей реальности главными идеологами белорусского  музыкального возрождения являлись поляки .В Доме Литератора в Минске при помощи польского посольства ,(если не ошибаюсь) проходили музыкально-литературные вечера при участии студентов  .А вполне себе возможно, что это было связано с тем что педагоги музучилища имели культурные связи с данной средой и так было вообще возможно договориться хоть о каких-то концертах для студентов. В самой Польше много музыкальных академий и потом некоторые белорусские гитаристы продолжали образование в Польше.Короче типичный пример перетекания творческого потенциала на Запад. Вопрос только в том, а зачем наши гитаристы - виртуозы на Западе(Польше , Германии) и насколько им там хорошо и комфортно.Насколько мне известно Германия не признает белорусские дипломы о высшем музыкальном  образовании и студенты опять начинают высшее музыкальное обучения заново в вузе в Европе (судя по инфе с данного сайта).Если выразить суть всего культурного процесса в 2 словах - СССР развалилась, а лучшие музыканты переехали в Европу  ,там при этом став еще раз перед необходимостью получить диплом о высшем музыкальном образовании.

Финальную точку в моих взглядах на идеи национального белорусского возрождения поставило одно мероприятие в котором довелось поприсутствовать.

26 апреля 1996 год Чернобыльский шлях. Мы провели день в музыкальном училище на занятиях. Был вечер учебного дня- кажется был урок истории .Занятия окончились около 5-6 часов вечера.Нас никто не предупредил о готовящемся мероприятии  (как то об отмене городского транспорта). Был приятный теплый весенний вечер и собирались уйти домой. При перемещении в сторону городского центра (Дворца Спорта)оказалось, что транспорт не ходит -а кругом какая-то движуха ...это начался митинг памяти жертв Чернобыльской трагедии. Таким образом куча студентов невольно были втянуты в участии в данном мероприятии ибо чтоб куда-то в городе попасть-нужно было пересечь этот митинг . Количество народа было впечатляющее, транспорт не ходил, пиво продавалось  ...какой-то всеобщий хаос одним словом .И вот в такой толпе часто человек теряет себя - вести непонятным образом , кричать кричалки, толкать речевки ..происходит какое-то выключение личного Я -а на смену ему приходи власть толпы и идеологии необходимой на тот момент. Ну а студенты благодатная почва для таких мероприятий . 

Дальнейший опыт общения с национальном белорусской культурой уже проходила в рамках учебного процесса. В стандартах нашего вуза был и белорусский язык и история , изучение фольклора и истории белорусской(советской) музыка -то есть целый ряд стандартных обязательных предметов без которых получение музыкального диплома в РБ невозможно. И в целом это хороший набор знаний и подготовки.

Вся эта связка впечатлений оставила у меня больше вопросов чем ответов как у простого человека:

-почему нельзя любить белорусскую культуру разговаривая на русском языке, а исполняя белорусскую музыку? (мне нравится музыка -мелодия -энергетика тех старинных фольклорных песен , обработку которых я сделала) Зачем себя загонять патриотизм в строгие языковые рамки?

-почему именно белорусское возрождение носит ярко выраженно польско - религиозный характер?  (это впечатления из личного опыта никоим образом никого не оскорбляя) -это гремучая смесь религии + древней белорусской архачиной культуры 

-почему это белорусское возрождение часто под христианскими(православными или католическими знаменами) пытается так старательно возродить фольклорную НАШУ языческую белорусскую музыку (это вообще 2 крайние противоположности в музыке если разобраться идеологически)

-почему церковь словно пошла на компромис с языческой культурой (за которую в средние века католики и наказать могли)  или же специально кто-то решил выпустить этого древнего языческого белорусского джина из бутылки ?

 -почему белорусско-национальное возрождение поставило белорусов перед фактом , что им надо срочно переходить на белорусский язык и язык это запрещают? Почему эта идея ,как мне казалось, пришла к нам с польской стороны. Эта идея словно должна была вызвать у собеседника чувство "вины" за свою непатриотичность и признаться почему-то вызывала именно такие ощущения...Подобным психологическим приемом часто пользуются церковные проповедники , стремящиеся вызвать чувство вину за собственную греховность у человека.

-почему именно наше поколение стало так спешно, срочно учить белорусскую историю словно боясь упустить какой-то важный временной момент в развитии общества 

Теперь пару музыкальных образцов на данную тему

Песня про князя Витаута в целом вполне себе симпатичный образец возрождения национальной идеи. Меня вот удивляет вторая песня " Будзьма беларусами!" На минуте 4-54 появляется загадочаня реплика "Будзьма ведаць свой род - беларусский народ шалены народ !" 

И последнее наивное почему -

Почему белорусский народ шаленый? 

шалены (бешеный -необузданный -безумный -агрессивный) в каком значении хотите в том и переводи на русский

но я почему-то видела тот народ совсем не соответствующий такой цитате

 

 

Стары Ольса - Песня А Князю Вітаўце

Будьзма Беларусамі