Основы электрогитарного звука. Часть вторая. Разбираем усилитель по винтикам

Продолжаем
разговор.
Итак, мы уже достигли фазу, когда считаем себя достаточно опытными
гитаристами.  У нас появляются свои
предпочтения, но все таки, мы продолжаем досконально изучать оборудование наших
любимых гитаристов. Нас все больше завораживает артеллерия из педалей, с которой
залихватски управляется Стив Морс, или мы не можем оторвать глаз от ящика с 19
дюймовыми рэковыми аппаратами Джона Петруччи с кучей крутилок и лампочек,  часто у нас складывается стереотип, что без
этого никак не обойтись современному гитаристу. К слову-я сам прошел через
такое.  Помню, как однажды собрал все
свои педали, выставил в ряд и удивился их количеству.  Друзья утверждают, что в этот момент я
произнес фразу:» Да я крут!». Правда я сам не помню такого.  Однако со временем я пришел к выводу, что из
эффектов мне хватает лишь одного перегруза, может быть небольшого дилея, и то
не всегда. А поскольку я имею нехорошую привычку играть лежа на диване, иногда
мне лень вставать и нажимать на педаль, чтобы переключиться с чистого звука на
перегруженный.  Я пользуюсь  тем, что однажды увидел, посетив концерт Гари
Мура, который активно работал регулятором громкости на самой гитаре.  То есть, достаточно увернуть ручку громкости
на гитаре, и сигнал, поступающий с нее будет слабым, его не будет хватать,
чтобы эффект перегруза работал в полноценном режиме, звук получится очень
мягким, прозрачным, практически чистым. Стоит добавить громкости на
гитаре-добавляется и уровень перегруза, но при этом атака звука останется
достаточно мягкой, ну и если выкруить громкость на максимум-тут тебе как раз
полноценное жужжание для соло партии. 
Кстати, такой навык очень пригождается, когда тебе предоставляют  какой-то аппарат без  возможности переключения режимов в реальном
времени, а тебе надобно показать насколько виртуозно ты владеешь инструментом.  Такие аппараты зачастую стоят во всех
музыкальных школах, где мне приходилось работаь. 

Довелось мне
побывать на концерте группы Winery Dogs, эдакий проект, сколоченный тремя
виртуозами-басистом Билли Шиханом, барабанщиком Майком Портным и гитаристом
Ричи Котценом.  Состав звездный, так что
несмотря на сравнительно короткий срок существования коллектива на концерт
собрались любители из окрестностей радиусом в 60 км-по моему даже из Франции
фанаты были. Многие из них сами занимались музыкой. Перед концертом мы
обсуждали технику игры Ричи Котцена, способы самореализации, распространение
музыки через интернет, ну и не обошлось без обсуждения оборудования музыкантов.  Почему то всех удивило, что у Winery Dogs оборудование было по современным меркам совсем уж скромное. Ричи Котцен
использовал вполне стандартный усилитель Fender,  играл на
телекастере, никаких других приборов не использовал, при этом звучал весьма
полноценнее многих кудесников, обвешанных кучей электронный приборов. Это
вызвало недоумение среди публики-неужели такое возможно? Я поймал себя на
мысли, что сам уже с год играю на одном звуке, не переключая режимов работы.
Так что  в целом-одного хорошего
гитарного усилителя достаточно для получения идеального звука. Но без него не
обойтись.  Так что имеет смысл
рассмотреть усилитель более детально, чтобы понять его принцип работы.

В широком
аспекте-усилитель-это электронный прибор для усиления слабого сигнала с
микрофона, линейного выхода звуковоспроизводящей аппаратуры и электронных
инструментов с последующей подачей сигнала на акустические системы (колонки). Каждый
усилитель состоит как минимум из двук важных компонентов-предварительного и
оконечного каскадов. В предварительном усилителе  сигнал доводится по уровню под  определенный стандарт, а оконечный усиливает
до требуемого акустическими системаи уровня. 
По сути-предварительный усилитель нужен для согласования разных уровней
сигнала-у микрофона он слабый, у линейного выхода сильнее.  По такой общей схеме сделаны все известные
усилители, включая гитарные. Разница между обычными бытовыми усилителями и
гитарными-их предназначение.  Покупая
дорогой усилитель класса Hi-Fi, мы преследуем одну цель-прослушивать
музыку с наилучшим качеством. Задача такого усилителя-передать сигнал с
наименьшими потерями. От таких усилителей требуется большой частотный и
динамический диапазон. Однако вернемся в 30е годы, на зарю электрогитарного
дела. Напомню, что в то время основйной задачей было придание гитаре громкости.
Никто особо не задумывался делать исключительно гитарный усилитель, просто
схемотехника была еще не отработана, из доступных элементов-только лампы. Вот
так из подручных средств и были спаяны первые гитарные усилители, которые
начали приносить в гитарный звук дополнительные гармоники. Хотя раньше эти
гармоники встречались везде-на грампластинках, в звуковых дорожках к фильмам, в
радиоприемниках и прочей звуковоспроизводящей аппаратуре. Задача была ясна-с
ними надо бороться, ибо звукорежиссура стремилась  не искажать записанные звуки, а передать их
как можно более естественно.  А вот в
электрогитарном звуке искажения пришлись кстати.  Со временем схемотехника усилителей стала
более разнообразной, но искажения сигнала всегда лежали в основе электрогитарного
звука.  Отныне гитаристы выбирали
усилитель для того звука, который они хотели получить .  Задача предварительного  и оконечного усилителей несколько
преобразилась. Отныне в предварительном усилителе можно было выбрать несколько
режиомов работы-в основном чистый звук и перегруз, позднее-легкий, средний и
очень большой перегруз. В современных усилителях  иногда встраивают несколько других эффектов,
получаемых иногда цифровым способом.  На
многих усилителях 60х годов перегруженный звук можно было получить включив
усилитель на полную громкость, при этом у него перегружался оконечный каскад.
Некоторые современные усилители делают таким же способом. Недостаток такой
технологии, пожалуй, необходимость громкого звука для требуемого
результата.  Чаще всего предварительный и
оконечный усилители можно встретить смонтированными в одном корпусе, к которому
подключается колонка, либо со встроенным динамиком-комбоусилитель, в
простонародии комбик.   Реже встречаются предварительный и оконечный
усилители в разный корпусах. Преимущество комбиков-простота в подключении и
использовании,  преимущество отдельный
усилителей и колонок, а также отдельных предварительных и оконечных усилителей-возможность
компоновать элементы по собственному вкусу, однако все эти преимущества
сводятся на нет на практике по двум причинам:

1. Предварительные
и оконечные усилители встречаются не очень часто на практике, да и выбор
зачастую небогат

2. При варианте с
отдельной колонкой и гитарным усилителем большинство гитаристов предпочитают
брать оба компонента от одного производителя, руководствуясь эстетическими
соображениями-чтобы на усилителе и на колонке стоял одинаковый логотип, либо следуя
рекламе производителя, который зачастую предлагает взять все в комплекте.

Тем не менее,
какой бы мы вариант не использовали, гитарный усилитель вносит свой окрас в
сигнал на каждом этапе-предварительном и оконечном каскадах, а также на
гитарной колонке.

Это весьма
интересное явление, однако в интернете можно найти кучу информации о лампах,
усилителях, отдельных компонентах, трансформаторной развязке, но почему то все
игнорируют динамики комбиков и гитарные колонки.  Чтож, попробуем восполнить этот пробел.
Мечтой советского аудиофила были рижские колонки АС-90, хотя это были далеко не
Bowers & Wilkins, но лучшего в СССР было не достать. Зато в СССР было полно
технической литературы, которой могли бы позавидовать инженеры той самой Bowers
& Wilkins. Ознакомиться с ней было по меньшей мере интересно. В них есть
куча таблиц, графиков, формул и прочих премудростей, как правильно склепать добротную
акустическую систему.  Учитывается
все-мощность и добротность динамиков, объем корпуса, форма и размеры
фазоинвертора, фильтры, набивка, материал, ну и прочие кривые второго порядка,
о чем знают инженеры.  Также в той
литературе мягко намекалось, что добротность динамиков продолжает расти, и это
хорошо. Хорошо да не очень-нынешняя добротность выросла настолько, что
остальные премудрости зачастую игнорируюся производителями.  Я уже нередко брал колонки, и заклеивал все
щели, чтобы они не свистели на басах, правда после этого они работали на ура...ну,
скажем, вполне приемлимо.  Простому
обывателю их вполне хватает, а знающий человек берет то, что ему нужно. Есть
еще одна категория людей-они берут что то, похожее на колонки как часть
интерьера. Для таких людей есть своя ниша на рынке-что то за дотстаточно
большие деньги с каким то подобием хорошего звука.  Звук у таких колонок есть, и вполне неплохой,
но это не то, что я обычно ожидаю от действительно грамотно спроектированных
колонок. Их действительно никто и не собирался расчитывать на инженерно-грамотное
техническое состояние, а звук обеспечивается всего лишь достаточно хорошей
добротностью современнных динамиков.
И снова в 30-е годы. Какие там инженерные расчеты? Ну да, где то кто то собирал
информацию, но в целом народ медленно переходил с патефонов на электрофоны, когда
вместо механического звукоусиление только начали вводить электрическое. Первые
гитарные усилители вообще никто расчитывать не собирался. Их засунули в
деревянный ящик постольку, поскольку кучу электроники надо было хоть как то
изолировать. Добротность динамиков? Ну, мягко говоря, против современных весьма
нехорошая.  В 60х Джим Маршалл попытался радлелить
усилитель и колонку, так и появились современные гитарные колонки, которые
почему то начали называтся «кабинетами». Надо отметить, что Джим Маршалл не был
инженером, он был барабанщиком, 
изготовляя свои кабинеты он руководствовался скорее эстетическими
соображениями.  В результате мы имеем
какой то деревянный ящик, который в принципе не предназначался для адекватной
передачи аудиоинформации. Согласитесь, слушать Пинк Флойд через гитарные кабинеты
вы не стали бы.  Ну и наконец-сами
динамики. До сих под для гитарных усилителей производят специальные гитарные
динамики. По сути-это динамики с диапазоном от 80 до 3000 или 5000 герц, с
крайне нелинейными характеристиками.  Они
являются своеобразными фильтрами, вносящими свой окрас в гитарный звук. Однажды
в качестве эксперимента я поставил в гитарный кабинет динамики с диапазоном от
50 до 12 500 герц. Идея была простая-добавить немного обертонов в звук.  Однако вместе с обертонами добавились и
режущие верха, хотя их можно было отфильтровать эквалайзером.  Один из наиболее крупных производителей
динамиков для колонок-фирма Celestion предлагает широкий выбор динамиков с достаточно  подробным описанием их характеристик и
рекомендаций для использования той или иной модели для определенного жанра
музыки.

 

Итак, мы
имеем основу гитарного звука-предварительный и оконечный каскад усилителя и
колонка (или динамик), причем каждый из компонентов выступает в роли звукового
фильтра, внося свой окрас в звук.

Комментарии

Совсем ты парень теорией зарос:(

Это не столько теория, сколько описание личного опыта. Пришлось перепробовать многое, чтобы понять, как оно работает. Да и еще достаточно однобокая информация как в интернете, так и от бывалых музыкантов, которую пришлось переваривать. Музыканты-такой народ, который свои личные предпочтения часто выдают за абсолютную истину. Вот пришлось малость теорией разжиться, чтобы понять принцип действия того или иного технического решения. Ну и потом-это опять же введение в третью часть блога. Скоро появится-после того как я тут с микшированием разберусь, надо кое какие записи досветси, а там и за продолжение примусь