Основы электрогитарного звука. Часть 3. Поиск альтернативы

В 1956 году был изготовлен первый рабочий транзистор. И началась великая битва.....

Ранее в первой части я описал эпизод из жизни многих начинающих гитаристов, с которым столкнулся на собственном опыте - покупка различных электронных приборов для обработки гитарного звука, ласково именуемых «примочками». Иногда я старался добиться интересного звука сам, иногда обращался к более опытным товарищам и, конечно же, во всезнающий гугл в поисках полезной информации. Вся эта информация в основном сводилась к одному - купи ламповый усилитель, снимай звук с динамика микрофоном, пользуйся исключительно аналоговым оборудованием. А когда я пытался разузнать причину такого выбора и принцип работы оборудования, то на меня вываливали кучу совершенно разных теорий, не имеющих каких-либо научных оснований. Когда же я пересказывал эти теории физикам и радиоинженерам,  они дико смеялись, и в ответ могли запросто нарисовать кучу графиков, рассказать о кривых какого то там порядка, откопать кучу формул и схематических решений. Иногда  физики добирались до гитарных форумов с целью развеять мифы, однако поскольку ни один музыкант не мог разобраться в формулах и графиках, нарисованных физиками, их мнение не принималось всерьез.  Зато  каждый желающий может поучаствовать в интернет-дискуссиях, что лучше...ну а дальше тема  на выбор:

Лампа или транзистор

Виниловая пластинка или компакт диск

Аналоговая или цифровая звукозапись

Ну и не совсем по музыкальным темам - фотопленка или цифра

Суть спора интересно описана на ресурсе Луркоморье, для желающих - можете набрать в гугле слова «теплый ламповый звук», но сразу предупреждаю - там не обошлось без ненормативной лексики.  

Что именно заставило меня заняться поисками альтернативы, если ламповые гитарные усилители звучат очень даже хорошо? Во-первых, неубедительные аргументы любителей лампового звука - мол, альтернативы нет категорически. Во-вторых, ламповое оборудование зачастую громоздкое и тяжелое, требует периодической замены ламп, а мне хотелось чего то компактного, легкого и надежного. Ну и в целом - прогресс не стоит на месте, мне почему-то казалось, что на современной технической базе добиться хорошего звука можно весьма разнообразными конструктивными решениями, а не только исключительно одними лампами. Однако в первых двух частях моего блога я специально затрагивал тему исключительно лампового оборудования, чтобы разобраться, как оно работает.  Конечно, можно подойти к задаче по иному - создать прибор, при помощи которого электрогитара будет издавать футуристические звуки, пригодные для озвучивания научно-фантастических фильмов, но все таки мы привыкли к тому звуку, который можем безоговорочно идентифицироваь как электрогитара, так что  как минимум для этого стоит  ознакомиться с классическими техническими решениями. А раз мы разобрались - приступим к поискам альтернативы.

Итак, для начала-попробуем отказаться от ламп с целью уменьшить вес  прибора. Альтернатива лампам-транзисторы. Для начала нам придется выслушать множество нелестных отзывов о наших умственных способностях, поскольку всем известно, что лампа звучит ярче, лампа отфильтровывает нечетные гармоники, у лампы выше динамика, однако товарищи ученые все таки убедили меня своей железной логикой, что дело не в лампах, а в схематических решениях, так что  попробуем найти усилитель, собранный на транзисторах, который звучал бы так же интересно, как и ламповый. С чем я столкнулся в музыкальных магазинах? Там продаются хорошо звучашие ламповые усилители и дешевые не очень хорошо звучащие транзисторные.  Обычно такого факта хватает, чтобы убедить музыкантов в преимуществе первого над вторым, а поскольку они все таки музыканты, а не дотошные инженеры, то они склоняются к выбору хорошего звука, в очередной раз следуя стереотипам. Но все таки я нашел как минимум один интересный транзисторный усилитель-LAB SERIES.  К сожалению, мне не удалость собрать достаточно  информации. Производился он в конце семидесятых и в начале восьмидесятых, причем многие  утверждают, что производителем являлась легендарная фирма Гибсон, другие заявляют, что Гибсон был лишь дистрибьютором.  Однако и первые и вторые вспоминают, что стоил он настолько дорого, как будто основной задачей было поиздеваться над гитаристами-погляди на этот аппарат, ты никогда не сможет его приобрести.  Постепенно они ушли с рынка, сегодня о Lab Series мало кто помнит, но аппараты оказались очень надежные, поскольку зачастую дожили до наших дней без единой поломки и нередко продаются в Ebay за смехотворную для гитарного усилителя цену.  К тому же я узнал, что этот усилитель до сих пор с успехом использует ни кто иной, как легендарный Би Би Кинг.
Lab Series доказал, что на транзисторах можно получить интересный гитарный звук. Почему же транзисторная технология не стала настолько распространенной? Увы, однозначного ответа я найти не могу, но есть несколько предположений, связанных скорее с общеми тенденциями маркетинга и индустрии. Есть несколько факторов. Например-в 56 году транзисторы только  заявили о своем существовании, но на практике еще не были широко опробованы, а на лампах уже научились добиваться хороших результатов. Далеко не все могут себе позволить реструктурировать производство и вложить деньги в исследования и разработки. К слову-группа советских ученых еще в 20-30 годах вела активную исследовательскую деятельность в поисках полупроводниковых приборах на основе кремния, и, надо отметить-далеко не безуспешно, даже были изготовлены первые прототипы. США, как всегда, поставила это дело на коммерческую основу, и в результате лауреатом нобелевской премии за изобретение транзистора стали не умерший во время блокады Ленинграда Лосев, а Джон Бардин и Уолтер Браттейн.  Патенты на полевые транзисторы были зарегестрированы в середине и конце 20-х годов в Германии и Канаде. История вполне могла сложиться таким образом, что лампы умерли бы еще и не начавшись.  Почему же они главенствовали вплоть до 56 года? А это происходит до сих пор-конкуренция, война форматов, лоббирование интересов со стороны правительства, тайная игра на рынке и много интересных моментов по скупке патентов и конкуренции. Один из ярких примеров истории развития техники-война токов, развернувшаяся межу Теслой и Эдисоном, причем подогревалась она еще и личной неприязнью бывших коллег. Эдисон в шутку пообещал Тесле, работающим под его началом большой гонорар за усовершенствование его изобретений, Тесла действительно внес ряд корректировок в изобретения Эдисона, однако Эдисон Тесле так и не заплатил, поскольку разговор имел действительно шуточный характер. Тесла ушел от Эдисона, владеющего на тот момент электрокомпанией “Эдисон электрик лайт”, и занялся исследованиями переменного тока, разработал более приемлимые способы транспортировки электричества на дальние расстояния и приборы, работающие от переменного тока. До этого момента переменный ток был мало пригоден для бытового использования из за отсутствия способов применения в быту,  однако постоянный ток при транспортировке на большие расстояния  терял большую часть своей мошности.  Исследования Теслы были настоящим прорывом, но они вполне могли бы стать  очередным забытым и нереализованным проектом, если бы не могущественный покровитель Джордж Вестингауз, имеющий ресурсы конкурировать с электрокомпанией Эдисона. Постепенно сети постоянного тока начали заменяться переменным током, что не порадовало Эдисона. В отместку он начал заниматься черным пиаром, рассказывая о том, что переменный ток гораздо опаснее постоянного. Результатом этого пиара стало изобретение электрического стула, а также публичной казнью электричеством слонихи Топси, снятой Эдисоном на пленку.

 

Это один из многих моментов конкурентной борьбы среди промышленных магнатов, когда ради экономии средств вместо реструктуризации производства богатые компании давят конкурентов, скупают патенты, кладут их под скатерть, вместо того, чтобы запускать в производство. Про Майкрософт, айфоны и другие планшетные устройства даже писать не стоит-это все актуально и у многих на слуху, но иногда интересно покопаться в исследовательских работах и истории приборостроения. Недавно выяснилось, что множество исследований просто забываются спустя 12 лет, поскольку никто их не применяет на практике. До результатов этих же исследований рано или поздно доходят другие ученые, вместо того, чтобы использовать наработки предыдущих поколений.  К удивлению можно обнанужить, что многие недавние открытия были известны еще в 40 годах, но просто лежали мертвым грузом. Наработки по сотовой связи, к примеру,  включая готовый прототип переносного телефона весом в 500 грамм  и радиусом действия до 20 километров были следаны...году  эдак в 52 в СССР. Вот  такой вам прогесс науки.  Было ли нечто подобное среди разработчиков усилителей? Сложно найти информацию, Томас Эдисон и электрический стул привлекают внимание историков больше, чем  Джим Маршалл и электрогитара, однако интересным фактом является то, что Джим Маршалл не обладал какими то техническими познаниями, а первую модель своего усилителя он просто нагло содрал с Fender Bassman. На тот момент у него не было ни средств, ни желания, и главное- у него не было идеи заниматься исследованиями, он просто хотел слегка заработать на образовавшийся на рынке нише, в результате его заслугой стали чисто косметические решения, а не революционные с точки зрения техники. После того, как Джимми Хендрикс вышел на сцену, заставленную легендарными полными стэками от Маршала, электрогитаристы восприняли это как неотлемлемый атрибут-выставлять на сцену кучу усилителей,  общей мощностью в несколько сотен ватт, причем половина из них либо стоит как декорация, либо работает не в полную мощность, поскольку даже ста ватт хватает, чтобы вызвать  систематический свист в ушах и потерю слуха при систематическом использовании. Видя коммерческий успех Маршаллов, другие производители взялись выпускать свои усилители, которые по сути в той или иной степени являются их ответом Маршаллу, хотя бы визуально.  Выражение «полностью ламповая схема» становиться чем то вроде коммерческого слогана, который, надо отметить, работает на ура. Я практически не встречал гитаристов, которые не произносили бы эти слова с благоговением. Некоторые производители в конечном итоге вынуждены были выпустить серию гитарных приборов, в которых специально встраивали лампы, несмотря на свои весьма неплохие транзисторные разработки, поскольку остутствие ламп в большинстве случаев пользуется меньшим коммерческим успехом.
Так какой же усилитель все таки взять-ламповый или транзисторный? В конечном итоге-тот, который будет близок вам, хорошего звука можно добиться  любым способом.  Теоретически. На практике скорее всего рынок будет насыщен в основном ламповыми усилителями, которые будут звучать гораздо интересней транзисторных, так что, вполне возможно у вас просто не хватит терпения на поиски хорошего транзисторного усилителя. Однако существуют еще и гибридные модели-в них оба этих полупроводниковых прибора прекрасно  уживаются вместе, зачастую такие усилители легче и дешевле ламповых, при этом обладающих весьма интересным звуком. 

Комментарии

Да ты писатель - столько навоять!!! Небось целые выходные буквы набирал.

Набор буков вслепую-это не так страшно и происходит достаточно быстро. Просто выдалась свободная минута. Думаю будут еще две части. Концепция "основ" вертится у меня в голове уже давно, и по большому счету-это попытка ответить одним махом на все вопросы-а какую педаль мне купить? А можно ли ей обойтись или еще чего надо? ну и прочие вопросы, которые приходится каждый раз освещать. Тем более, я затратил кучу сил, времени, и главное-денег, которых у меня отродясь было не шибко много, прежде чем - частично на своих ошибках - набрался опыта. Возможно этот опыт будет кому то интересен, кому то поможет, а кто то обязательно напишет, что такой подход к звуку вообще не приемлем. Вот только увязать все аспекты в одном блоге не представляется возможным-тогда действительно будет много буков и трудности с прокручиванием во время чтения. 

Пиши частями - а мы разберемся:)

Ну а без критиков  в музыке вообще никуда .У всех есть свое мнение.

А какие вообще педали могут полезны в данном случае?

Походов к звуку может быть огромное множество на самом деле.Кто-то любит более резкий, а кто-то камерный и теплый . Тут главное определиться какой звук должен получиться -и двигаться к намеченной цели:)

Уважаемый гость, случаи разные бывают, так что не зная случая, не могу дать советов. :)
Вам хорошо, а начинающим не очень, они пока еще не в курсе, чего и как делать. Вот и заваливают вопросами-какую гитару, педаль и усилитель взять, чтобы рубить настоящий хэви (ну или истинный блюз, или прогрессив, или чего джазовое). Молодежь не всегда в курсе, что при грамотном подходе к делу, можно все эти жанры сыграть абсолютно на одном и том же инструменте, на одной и той же педали, и на одном и том же усилителе, тут оборудование играет не настолько решающую роль, как личное восприятие музыки и умение ее выразить. Да и способы использование оборудования-процесс скорее творческий, чем технический. Одно достаточно весомое немецкое издательство написало в очередном выпуске журнала статью о способоах записи электрогитары, и в качесте примера было сказано, что какой то человек в поисках звука даже подключил гитару через старый радиоприемник, видимо еще чуть ли не 40 годов. Ну на западе, это нонсенс, или ноухау, в общем-интересное необычное техническое решение, в СССР-это была реальность, потому что зачастую тыкать электрогитару было больше некуда. Теперь даже есть выбор-хочешь-в Маршалл, хочешь, в радиоприемник. Главное понимать, чего ты хочешь, и как это делать. Вот только молодежь привыкла, чтобы им дали готовые ответы-воткни гитару туда и будет тебе счастье. Причем-кому счастье, а кому не очень. Вот я и попытался разобраться в принципах работы, а не стал перечислять кучу ответов, которые насуют на каждом форуме, причем зачастую однобоких, поскольку большинство народа, обитающих на форумах занимается тем, что обитает на форумах, а не в музыкальных магазинах или на репетиционных базах. Многие из них даже не пробовали на практике то, чего вычитали в гугле, зато каждый, разрывая рубаху на груди будет доказывать, какой звук теплее и ярче, слабо понимая, о чем вообще речь. 

В гитарном исполнительском мастерстве практика играет огромное значение. Иногда практика дает лучший результат , чем чтение большого количества методической и учебной литературы. Практика приносит много интересных личных открытий для каждого отдельно взятого мызканта.Все гитаристы разные - кто-то решает исполнительские задачи лучше одним способом , а кто-то  с помощью совершенно иных технических средств. Тут важно найти именно свой путь или свой метод воплощения художественныз задач в жизнью . Если гитарист уделяет много времени практическим занятиям, то все ошибки сделанные раннее должны исправиться сами собой что ли .