Опять о классике.

Проблема верной трактовки авторского нотного текста всегда волновала музыкантов-исполнителей.

Редко кто-то остается в стороне и  относится к исполняемому произведению чисто формально, без личной оценки и своих эмоций. Так, мне бы хотелось на примере "Сицилианы" Шумана показать сколь различным может быть звучание одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов. И сколь противоположным оказывается отношение к одному и тому же музыкальному произведению.

Для людей далеких от классической фортепианной музыки следует поведать следующую информацию. В оригинале "Сицилиана" была написана Шуманом для фортепиана соло. Она входит в "Альбом для юношества". Мне удалось найти 2 совершенно противоположных варианта исполнения этого произведения в "сокровищнице"  youtuba. От очень лирического и задушевного (ну может слегка и заунывного-разве что самую малость) до энергично - сатирического.

Итак первый вариант лирический

http://www.youtube.com/watch?v=nQaof1TyeAs

и другой вариант, который ближе к авторскому обозначению темпа и характера пьесы в нотах. Автор обозначил характер и темп, как -  schalkhaft  игривый, лукавый, плутовской или шаловливо.

http://www.youtube.com/watch?v=0y0LXh96vpI

Кому как больше нравится, выбирать предстоит исполнителю. А точнее исполнителям этой замечательной пьесы. Со своей стороны могу предложить ноты - переложение этой пьесы для дуэта гитар. Партии очень простые для дуэта педагог - ученик или даже для дуэта учеников. Ученику достается мелодия, а педагогу - аккорды и терции. Ну а еще, конечно, ученику предстоит нелегкая работа по разучиванию новой пьесы, а педагогу достанется труд по исправлению ошибок и устранению всяких ученических неточностей.

Идея сделать переложение именно этой пьесы появилась после обнаружения на просторах интернета переложений других пьес Шумана для гитары соло и для дуэтов. Скажем на страницах MusicaNeo.com можно найти пьесы из "Альбома для юношества" в переложениях О.Лукъянчикова и K. Love (американского гитариста). Но этой Сицилианы среди них нет. Поэтому так и возникла идея сделать переложение данной пьесы для дуэта гитар.

Ноты можно скачать здесь

Комментарии

Скучное исполнение гитариста. А ещё тётечка чего-то к нему подсела и так жалобно кивала головкой.

А в исполнении пианиста чувствуется хоть Роберт Шуман больше. Да, тот самый, импульсивный и образованный, тот - "шапки долой, господа, перед вами - Гений", говорящий о юном Шопене, тот самый, кто растягивал себе пальцы с помощью какого-то дурацкого изобретения, которое и испортило его исполнительский аппарат и тот самый, кто бросался в Эльбу с целью наложить на себя руки и проведший грустные дни в психиатрической больнице в самом конце своей жизни. 

И как вы теперь думаете, друзья, отражается ли в музыке ее композитор?

В современной трактовке классики отражается не композитор, а нафталин, вбиваемый в головы студентов критиками и педагогами музыкальных училищ. 
Шуман писал музыку, чтобы порвать публику напополам, делал это хорошо, стал великим, его музыка пережила автора, и теперь к ней стараются относиться как к музейному экспонату-руками не трогать, не интерпретировать, никакой отсебятины, молиться на нее, и обязательно любить, ибо великая. Вот и получается в 99 случаях из ста, что я слушаю не музыку, а миди файл, упорно маскирующийся под человека. Но основная задача музыки-порвать публику-утерянa. Так что стоит ли удивляться, что Бритни Спирз ценится в современном мире больше, чем Шуман. Тем более-кто из вас слышал музыку Шумана в исполнении автора? Не были бы вы удивлены, насколько современная его трактовка отличается от той? Начиная с того, что на роялях того времени клавиши были поменьше, расположены ближе друг к другу, механизм был несколько другой, да еще и за основу был принят камертон в 430 герц-и именно для этого инструмента и была написана музыка.