Недооцененные гитары. Часть 3. Рок на диком востоке

«Мы-русские, православные люди, нам ничего басурманского не надо»

-сказал Костя Кинчев в микрофон Shure и взял аккорд на гитаре Gibson,

подключенной к усилителю Marshall.
Анекдот

На Руси с рок музыкой как то не заладилось с самого начала. Да и по большому счету-не ладится до сих пор. Есть талантливые музыканты, есть интерес, а вот результат не особо радует. Термин «русский рок» как то прижился с легкостью, это словосочетание вызовет у многих ассоциации с представителями этого жанра, многие навскидку смогут перечислить группы Алиса, Аквариум, ДДТ, Земфира, Машина Времени, Сплин, Черный Кофе-казалось бы-есть музыканты. Но вот качественное сравнение с представителями мировой  рок сцены-Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Joe Bonamassa, Dream Theatre, Scorpions-да мало ли их-как то выставляет вышеперечисленных исполнителей в невыгодном свете. Чего то не хватает в звучании русских музыкантов. А вот чего имено? На этот счет выдвигается много теорий, и все они сводятся к тому, что  злые КГБшники запрещали играть рок на территории СССР, это было тлетворное влияние запада, буржуазная культура, и строителям коммунизма это течение было чуждо. Как оно было на самом деле-уже мало кто помнит, а эта легенда пересказывается уже настолько молодым поколением, которое родилось после распада СССР, и они не были свидетелями той эпохи, а о запрете рок музыки знают исключительно из СМИ и кое каких фильмов современного российского кинематографа. Ну и со слов Макаревича.
Начну с кинематографа.
Сравнительно недавно в российском прокате вышли три фильма-«Стиляги», «Высоцкий» и «Дом солнца». Утверждалось, что основаны они  на реальных событиях. Все три фильма оставили у меня странное ощущение после просмотра.

Фильм «Высоцкий» целиком посвящет тому, как  КГБ преследовало Владимира Семеновича, который оказался наркоманом с большой буквы, и лишь потом поэтом, актером, и автором своих песен.  Снят он так, как обычно видят советскую действительность голливудские режиссеры-никакой тебе свободы, сплошной тоталитаризм. Снят он был с одной целью-срубить бабла и засветиться в мировом кинопрокате, поэтому персонажи нарисованы такими, какими их хочет видеть западный зритель, когда слышит о русских и рисует в своем воображении СССР 1979 года. Смотрится настолько же реально, насколько реально выглядел Шварценеггер в роли советского милиционера, вырвавшего протез у русского же мафиози, распотрошив его и произнеся легендарную фразу – КОКАИНУМ.

https://youtu.be/tfmTlHvCwEo

 

  «Стиляги»-попытка создать мюзикл, не хуже голливудских «Мулен Руж» или «Чикаго», утрированная постановка и не совсем реалистичные декорации, и абсолютно бездарная игра актеров кому меньше 25 лет-это беда современного российского кинематографа в целом.  Фильм повествовал о том, как в 56 году джаз был настольк вне закона, что молодые люди просто могли загреметь за решетку. Вот только в фильме не прозвучало ни одной джазовой композиции из 50х годов, за исключением Джорджа Гершвина, в качестве музыкальной основы были взяты хиты Цоя, Машины Времени, Браво, Наутилуса,  слегка обыграны на духовых инструментах, и заодно переписаны тексты,  чтобы не слишком бросалось в глаза. Вот только в музыкальном плане это слабо напоминает музыку пятидесятых, особено сцена комсомольского собрания, на которой комсомольцы читали рэп.

«Дом солнца»-фильм снятый рок-музыкантом Гариком Сукачевым. На удивление смотреть этот фильм вполне приятно,  персонажи  не вызывают раздражения от неумения актера  войти в образ, хорошая сказка о бесшабашной молодости, любви и смерти, хотя фильм изобилует вопиющими анахронизмами: события разворачиваются в 1971 году, судя по тому, что в нем показана история разгона демонстрации хиппи, случившаяся в москве 1 июня 1971 года, при этом показан первый концерт «Машины времени», который состоялся в 1969, да еще и с басистом Евгением Маргулисом, который пришел в «Машину» лишь в 1976, знакомство главных героев происходит в кинотеатре на фильме «Генералы песчанных карьеров», вышедьшем в широкий прокат лишь в 1974, а в холле кинотеатра стоят игровые автоматы «Морской бой» и «Баскетбол», появившиеся в 80-е, на юге, куда устремились главные герои некая «баба беда» держит свою пиратскую радиостанцию, пуская в эфир хиты западной музыки, воспроизводя их на катушечных магнитофонах образца выпуска конца семидесятых, да и сами катушки переславского химкомбината  с названием «Славич» появились значительно позже событий, показанных в фильме, а еще в фильме фигурирует пластинка Black Sabbath Vol.4, выпущенная в 1972.
Но во всех этих фильмах одна главная мысль-быть свободным художником в стране советов невозможно, обязательно будут запреты, преследования, гонения, психушка, кгб и тюрьма. Можно было бы и поверить, если не кое какие нестыковки с реальной жизнью, но зачастую, основываясь на таких вот высказываниях, плюс еще кое каких моментов люди делают выводы-пока на свободном западе музыканты учились играть, у нас их чморили и угнетали, не удивительно, что западная рок-культура на порядок выше.
Вообще-то, мало кто представляет, что значит запрет чего либо на территории какого либо государства. Запрет подразумевает отказ от всего, что попадает под категорию запрещенного продукта. Теперь по фактам:
-в фильме «Стиляги» неоднократно повторяются мысли-сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст, от саксофона до ножа один шаг, а еще один герой произносит абсолютно идиотскую фразу-баян можно, аккордеон нет, кларнет-правильный инструмент, а саксофон приравнен к холодному оружию, а на следующей сцене главный герой несет завернутый в тряпку саксофон, купленный у барыги подпольно, мимо милиционера, на которого поглядывает с опаской. В интервью режиссер сообщает, что хотел показать, как  в 55 году Сталин уже умер, а его тоталитаристские идеи-еще нет. Создатели фильма видимо не в курсе, что был такой певец-Леонид Утесов, который побывав фо франции в начале 30х был впечатлен джазом и создал чуть ли не первый в СССР джаз банд, и он еще являлся любимым исполнителем Иосифа Виссарионовича, и неоднократно давал концерты в кремле-это при наличии статьи «преклонение перед западом», про которую упоминают создатели.
В 56 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», где как ни странно-оркестр пенсии и пляски по сюжету выдает соло на саксофонах, да и причем-вся музыка имеет тот самый легкий джазовый оттенок. Как ни странно, сценарий прошел аттестацию худсовета, государство, которое запрещало джаз выделило деньги на съемку и выпустило фильм в прокат. Нестыковочка.  На фабрике ленинградского совнархоза была выпущена пластинка «суботний вечерок», с музыкой и выступлениями юмористов. Музыка-это как ни странно-самый отъявленный джаз  в чистом виде. Ниже приведены два примера с этой пластники, которые я случайно нашел в интернете-"шуточная колыбельная" и "навязчивый мотив" Название «ленинградский совнархоз» просуществовало до 1963 года, после чего это стало частью фирмы «Мелодия». Как получалось, что государство, запрещавшее исполнение какого либо жанра издавало на государственном предприятии пластинки с музыкой этого жанра?

Все мы помним передачу «Спокойной ночи малыши». А помните музыку «спят усталые игрушки»? Я как то решил вспомнить детсво, и обнаружил, что это-шикарный фортепианный джаз, нас к нему приучали с глубокого детства.


https://youtu.be/9QRAJQMpgeI

Написал музыку Аркадий Островский, который умер в 1967 году. Так что, опять не вяжется запрет на джаз как таковой. Джаз исполняется государственным оркестром кинематографии в фильмах, в качестве музыкальной заставки, посмотрите хотя бы фильм «Неисправимый лгун», когда герой Вицина утром в тишине шарит по кухне в поисках сигарет. Конечно, это уже был 1973 год, к тому времени до джаза дел не было, а что же с рок музыкой?
Предлагаю опять же обратиться к кинематографу шестидесятых. «Операция Ы.. »(новелла «Наваждение»), Кавказская пленница, Берегись автомобиля, Иностранка-во всех этих фильмах звучат мотивы, аналогичные тем, что звучали в США в пятидесятых, тот самый твист. До восточных просторов эта музыка докатилась гораздо позже. Есть интересный фильм про колхозников -«Черт с портфелем», 1966 года. Работники сельского хозяйсва танцуют в сельском клубе, когда комсомолка спрашивает Краморова-что у тебя за прическа такая? А он-сейчас мода такая, Битлз называется. А через год на фирме «Мелодия» выходит пластинка-музыка народов мира, где впервые в СССР была официально издана песня тех самых Битлз.

Я уже не уопминаю мультик «По следам бременских музыкантов» с их хитами-мы к вам заехали на час, и баюшки-баю.


https://youtu.be/dWJvsORKMxo

 

https://youtu.be/gzkLVSoY4nM

А помните мультфильм «Пес в сапогах»?
Музыка была написана коллективом, созданным Крисом Кельми, назывался он Рок-Ателье, и более того-это был официальный коллектив театра имени Ленинского Комсомола. Вот такие взаимоисключающие параграфы. А песня котов-это хороший вариант рок-н-ролла

https://youtu.be/s3QzpL-_rdI

 Хочется еще отметить музыкальную часть мультика «шкатулка с секретом», который был нашим ответом их «желтой субмарине», а еще интересно появление в 1977 году дипломной работы студентов кинематографов «Шесть писем о бите», 
https://youtu.be/njGm7KzrsmA


Участие Машины Времени в съемках фильма «Афоня», за которое они кстати получили 500 рублей-три зарплаты инженера, интересно мне было найти на просторах соц. сетей высказывание основателя группы Ариэль Валерия Ярушина, рассказавшего о записи пластинки «Утро Планеты». Цитирую: «Да, это был спецзаказ комсомола, нам было предложено аранжировать музыку Морозова к предстоящей встрече советско-американской молодежи в Иркутске в 1981 году. Мы, наслушавшись Пинк Флойдов и Эмерсона принялись за дело. Хоть эта пластинка не очень мною любима, но исполнили мы очень профессионально». Вот это поворот-те, кто запрещал, на самом деле просили аранжировать. 

А еще в 1979 году, в страну, где запрещены рок, гомосексуализм и наркотики приезжает на гастроили рокер, кокаинщик и гей Элтон Джон-естественно за деньги, которые предоставлены государственной организацией, каким нибудь росконцертом. Выступления проходят в Ленинграде с полным аншлагом. А еще помимо кинематографа и выпусков пластинок официальные ВИА снимаются с запретной музыкой почему то на центральном телевидении. Вот несколько примеров
- В 1962 году  Государственный ансамбль народного танца СССР под управлением Игоря Моисеева сделал хореографическую постановку «Назад к обезьяне».  Номер был объявлен как пародийный, однако сам Игорь Моисеев заявлял, что просто подчерпнул элементы хореографии после гастролей по Южной Америке.

https://youtu.be/w0kb3ErhI5w

- В 1969 на центральном телевидении проходят съемки фильма-концерта с участием ВИА «Поющие Гитары» , где они исполнили легендарную песню «Был один парень», кавер версию бразильской группы  Os Incriveis. Приятно смотреть, как при жесткой цензуре и сплошных запретах молодые люди спокойно могут петь о любви к Битлз, Роллинг Стоунз, да еще и на съемках на государственном канале. Государство само себе готовит идеологическую диверсию.

https://youtu.be/oITwcrqhTXk

вольная интерпретация песни Drive my car ливерпульской четверки. 1971 год.
https://youtu.be/m4mLsyF2iJU

А еще примечательно, что государственное издательство «Просвещение» выпускает несколько книг о рок-музыке, автор-Олег Феофанов. Вышедьшая в 1976 году «Рок музыка вчера и сегодня» дает шикарное представление об истории, музыкальных и социальных истоках, развитии рок-музыки и ярчайших на тот момент представителях. Издание достаточно интересное.
Казалось бы, если государство запрещает, то как получается, что эта музыка сквозит из всех мест, транслируется по центральному телевидению, звучит в фильмах, и никого не садят? Может и запрета никакого не было. Жители Ленинграда очень гордились тем, что в их городе достаточно свободная рок-культура, и даже был свой собсвенный рок-клуб. Примечательно, что этот рок клуб был основам при поддержке ленинградского отделения КГБ, чтобы пионэры имели возможность провести досуг с гитарами в руках.  Возникает вопрос - откуда столько разговоров на  тему запретов, гонений и отсутствия свободы при таком количестве нестыковок в фактах?

Для начала, хотелось бы выяснить-а кто эти люди, которые активно придерживаются идеи, что в СССР невозможно было самовыражаться в искусстве? Два наиболее ярких примера-Андрей Макаревич и Эльдар Рязанов.
Все мы помним. что такое худсовет. Это была комиссия, утверждавшая сценарий, постановку фильма или спектакля, ну или допускавшая музыкантов на большую сцену, плюс-утверждавшая концертную программу. Конечно, были там и столкновения мелких интересов, когда люди искусства старались отодвинуть подальше от прибыльного места потенциальных конкурентов, были там люди, которые просто не понимали новых течений, ну, к примеру-композитор Никита Богословский не гнушался писать в газеты разгромные статьи о Битлз, а группа сибирских музыкантов решила ударить статьей «Рагу из синей птицы» по Машине Времени, плюс-надо было придерживаться плана на процент исполнения патриотических песен официальных композиторов. Примечательно, что больше всего жалующийся на такой подход  к искусству Эльдар Рязанов, бьюзщийся до конца за каждого актера и за каждую строчку сценария и каждый кадр отснятой картины сам сидел в коммисии, когда Леонид Гайдай сдавал свой фильм «Бриллиантовая Рука».  И как и положено члену комиссии он начал учить не менее талантливого режиссера и коллегу по цеху драматургии, объявив, что сцена рыбной ловли какая то вялая и ее надо переснять, перемонтировать и урезать по времени, иначе он не даст свое добро на прокат фильма. Еще примечательно, что Гайдай через некоторе время принес усовершенствованный вариант, после чего  Рязанов заявил-вот, после перемонтажа лучше стало. Гайдай мило улыбнулся, поскольку сцена осталась абсолютно идентичной, просто он наложил музыку на видеоряд. Возможно, что Гайдай решил на всякий случай угодить Рязанову, поэтому в самом начале фильма, когда Лелик заялвяет-поехали к шефу, после чего машина отъезжает, а в кадре появляется висевший за машиной плакат фильма «Зигзаг Удачи», снятый Рязановым в том же году. Причем оператор как то слишком навязчиво увеличил этот плакат. Вот так на деле вели себя некоторые люди искусства, которые еще вчера сами сталкивались с нежеланием комиссии пропустить их произведение без изменений, критиковали абсурдность такого подхода, но в нужный момент сами могли стать работниками этой системы. Но был в целом еще один момент, когда музыкантов просто проверяли на профессиональную пригодность. И вот в далеком кажись 1971 году на таком худсовете зарубили Машину Времени. За проф. непригодность.  Кстати, дошедьшие записи тех лет позволяют дать адекватную оценку-зарубили по делу. Машина Времени представляла собой самодеятельный коллектив, пытавшийся пробиться на профессиональную сцену. Им не дали, и с тех пор Макаревич затаил обиду, и любит рассказывать, как невозможно было самореализовываться в стране советов.  Примечательно, что  выступать ему никто не запрещал, но-на вечерах самодеятельности, а не на профессиональной сцене за деньги. Кстати о деньгах-была в уголовном кодексе статься за нетрудовые доходы и спекуляцию, и музыкантов это касалось по полной.  Попытка заниматься нелегальной организацией концертов преследовалась по закону. Вот за это их и преследовали, а не за исполнение буржуазной музыки. Но при этом-устроить в доме культуры концерт не составляло труда-для этого их и построили. И как то выступления проходили без проблем, арестов и приследований, до 1975 года, когда в Москве  билетов было распродано в три раза больше, чем вместимость зала позволяла, и обиженные фанаты разнесли дом культуры полностью, с вырыванием стульев, битьем стекол и прочими вандалистскими выходками, когда московский исполком резонно заметил-не для того мы на государственные деньги строили концертные залы - и наложили запрет на выступления рок-групп.
С одной стороны-мысль о том, что для выступления команды на профессиональной сцене нужно переубедить комиссию, которая либо состоит из конкурентов, либо из дедушек, слушающих исключительно Чайковского, либо  пытающихся навязать исполнение патриотических и номенклатурных композиторов-вполне резонна. Это не совсем благоприятные факторы для реализации творческого потенциала. Но вот интересный момент-на западе дела обстояли не иначе. Помнится, участники событий 1971 года-когда московских людей, считающих себя хиппи люди в гражданском под видом участия в протесте против вьетнамской войны посадили в автобусы,  привезли в отделение милиции, взяли на учет, кому то сделали выговор, кого то выгнали с института, а кто то даже попал в психиатрическое отделение на пол года- часто рассуждают о загубленной жизни сломанной в конце мая в начале семидесятых, при этом они одеты в шикарные костюмы и приезжают на дорогих джипах на места, где проходили те события-ну, жизнь у них явно не удалась. А в то же самое время в США, оплоте демократии, на которые эти бывшие хиппи молятся, наряды полиции просто избивали хипарей дубинками, а то и вообще стреляли из табельного оружия. На западе не было худсоветов, зато была цензура, имеющая сильное влияние. Отдельно взятые муниципальные власти запрещали въезд отдельно взятых рок-групп на территорию некоторых городов, добивались отмены концертов Элиса Купера, Блэк Саббат, а группа Кисс вообще попала под преследование религиозных организаций. Да и условия, в которых вырасли будущие рок-звезды были далеко не идеальными. Социальное расслоение в обществе, прозябание будущих звезд в нищете, что и не снились среднестатистическим советским жителям. Когда Дэвида Гилмора пригласили присоедениться к Пинк Флойд, то оказалось, что у него на тот момент  даже не было гитары. Блэк Саббат репетировали у Тони Йомми дома, причем оба-и Тони и Гизер Батлер были гитаристами, просто Батлер оказался более сговорчивым, и взял в руки бас. Бас одолжил у друга, правда у него было лишь три струны, а на четрвертую  у ребят денег не хватало. Примечательно присоединение Роджера Гловера к группе Deep Purple-он был на мели настлько, что ходил в разорванных ботинках, не имея средств к приобретению новых, а вместо ремня брюки затягивал бас-гитарной струной. Вот только почему то в условиях нищеты, цензуры и запретов уровень западной рок музыки превосходит уровень советской, а позже-российской рок музыки. Возможно, что я опираюсь на какие то факты, которых в целом не видел своими глазами, ввиду того, что родился несколько позже, и просто собрал их воедино как историк-археолог, а живым свидетелям тех лет виднее, что и как происходило. Вот только с приходом Горбачева объявили перестройку, демократию и гластность, плюс-свободу слова и самовыражения. Художники, угнетенные годами и худсоветами должны были просто завалить весь мир шедеврами, однако этого не произошло. Более того, с тех пор началась какая то деградация. Упадок кинематографа, музыки, литературы показал, что устранение худсоветов привело к допуску на большую арену проф.непригодных людей. С каждым годом в России снимается все меньше и меньше хороших фильмов, а те, которые вышли после 2000 года лучше не смотреть. Есть исключения. но-это такая редкость, что не стоит об этом упоминать. Массовый продукт выходит крайне низкого качества, и никто еще не снял что то, что может конкурировать с Операцией Ы, Джентльменами Удачи, Мимино или тем же Шерлоком Холмсом. С музыкой не лучше. Вообще то я склоняюсь к мысли, что просто рок-музыка-это не совсем тот жанр, который до конца был понятен на постсоветском пространстве. В этом нет ничего страшного, у нас была своя музыкальная культура, и перекроить  ее не так просто. Германия например сказала свое слово в мировой рок музыке, достаточно перечислить группы Scorpions, Accept, Blind Guardian, Rage, Rammstein, Sodom, но вот почему то все эти музыканты работают в тяжелом направлении. Я не слышал ни единого коллектива, играющего блюз.  Любителей блюза в Германии много, Гарри Мур, Джо Бонамасса, Джеф Бек и Эрик Клэптон не испытывали проблем с посецаемостью концертов, но при этом-я еще не слышал ни одного достойного немецкого блюзового музыканта. Как то на этом сайте прозвучала мысль-глубокое проникновение, или глубокое погружение,правда  в отношении музыки фламенко, но суть интересная.  Исполнитель должен иметь полное представление о музыке, которую он играет, то есть-он должен ее понимать, чувствовать и дышать ею. В Германии с блюзом этого не происходит, и все исполнительство сводится к самодеятельным кавер-группам.
А что же в СССР?
В немецком колледже у нас была преподавательница по экономике, которая вообще-то как типичный житель бывшего ГДР с свое время рассудила, что Советский Союз-это большой брат, и знание русского языка только полезно, поэтому и пошла учиться на педагога по русскому языку, а также целый год провела в Калуге на стажировке. Она вспоминает, как толпа советских граждан в магазине расхватывала в драку свежевышедьшие пластинки Пугачевой, а рядом в свободной продаже стояла Уитни Хьюстон, и на нее-ноль внимания.
Интересно также воспоминание Николая Арутюнова, основателя группы «Лига блюза», об их первом выступлении: «Где-то с полгода я искал музыкантов, знакомых со стилем и базу для репетиций. Наконец, нашлись музыканты и нашлись люди рискнувшие у себя принять «чуждый элемент». Это были комсомольцы нефтегазового НИИ. В обмен на возможность репетировать мы должны были играть там по «красным датам». Первый такой опыт не заставил себя долго ждать. Первомай! Мы сыграли всего четыре или пять «произведений», но этого оказалось достаточно, чтобы ансамбль понял «радужные» перспективы блюза на Руси. На сцену, пошатываясь и краснея глазами, взошёл утончённый знаток музыки и сказал, ставшую потом крылатой, фразу: «Что вы нам тут Баха играете?!»».
Я со временем собрал коллекцию стереотипов, как видится рок музыка среднестатистическому жителю на постсоветском пространстве.
1.Рок-это борьба. Или протест. Надо бороться. С системой, за мир, да за что угодно, ну и выражать свою гражданскую позицию. Интеллектуалы как то не удосужились присмотреться-а против чего боролись Битлз, Лед Зеппелин, Дип Перпл, Queen,  Doors, Металлика? А они не боролись. У них был жесткий график. Репетиции, гастроли, съемки, записи, интервью....и все в жесткие сроки, и на высшем уровне-иначе просто сойдешь со сцены и тебя забудут. Боролись они за бабло. Да, вот так, они просто зарабатывали себе на жизнь, о чем пост-советские рокеры забывают-или игнорируют. У них была цель не исключительное творческое самовыражение, а создание музыкального продукта и выпуск его на рынок шоу-бизнеса. Если что то где то не клеилось-это переписывалось, если музыкант сам не в состоянии был сыграть партию-в студию приглашались сессионные музыканты, которые доделывали то, с чем не справлялся музыкант.  А как быть с протестом в конце 60х? Лозунги-занимайся любовью, а не войной? Да, были. Только это было общее настроение всей американской молодежи-во первых, в то время еще свирепствовал расизм, а во вторых-из Вьетнама начало приходить слишком много гробов с трупами, и это вылилось в соответствующий резонанс в обществе. Ну и в среде музыкантов тоже. Так что не музыканты были инициаторами волны протестов, а общая ситуация, которая нашла отрожение в произведениях некоторых рокеров. Замечу-некоторых. И их очень мало.
2. В русском роке главное-тексты. Стереотип весьма потрясный. Дополняется словами-содержательные песни, песни со смыслом и тд. Что ж, амбиции весьма похвальные. Но вот выглядит это не всегда лучшим образом.
Нам в школе как то процитировали классика-глаголом жечь сердца людей, а пионэры восприняли это как призыв к действию. Нас заставляли ковыряться в произведениях и делать литературный анализ на предмет поиска скрытого смысла, независимо от того, был ли он там или нет. И довольно часто упускали один важный момент-умение писателя заключается в том, чтобы из множества слов выбрать  нужные, составить их в правильном порядке, разбавить сухое повествование интересными речевыми оборотами. Для этого и придумали уроки литературы-чтобы мы умели грамотно и красиво сформулировать свои мысли, содержание кот орых не так уж и важно, важно-умение их донести, чтобы оппонент к ним прислушался, а не засыпал во время ваших нудных монологов. А далее-творческая молодежь начала писать свои песни, руководствуясь вопросом-о чем?-и полностью игнорируя вопрос как?
Вот несколько примеров, как это выглядит

Группа ДДТ-вне всяких сомнений пользуется славой, как исолнители содержательных песен со смыслом. Ну, хорошо, возьмем  песню «Глазища».

Вот она куда-то идёт

Вот он, я смотрю на неё.

Мысль простая и понятная, вот только слова идет и нее не рифмуются. Если с этого начинается-то что же будет дальше?

Это было вчера, мы молчали вдвоём,
Она свежа и прекрасна, я сказал - пойдём.

Я там, где небо без крыши, Где дым без огня,

Где саблезубые мыши все мимо меня.

А вот тут у меня уже вкрадываются мысли-уж не под героином ли написан этот текст? Рифма есть, но раз мы смотрим на содержание-что это вообще? Ну-если первые две строчки...ну просто понятная мысль, хотя выразить это можно было несколько более интересно, по крайней мере меня бы на уроке литературы просто зарубили бы с таким набором слов, как не умеющего написать нечто более звучное. А вот последние две строчки-это вообще что то не в тему. Какие мыши? откуда? мимо меня что? Ну-небо без крыши....ладно, бездомный человек, дым без огня....в общем-автор не сумел донести свою мысль. Или старался выразить ее слишком иносказательно.  А вот следующее меня убило вообще
Где гвозди, вбитые в воду, Ржавеют дождём,
Где мы в непогоду погоду найдём.
Юра-музыкант старался быть очень образным, настолько, что мало что понятно. Обидно, что это все таки человек, который может писать грамотные тексты, хотя бы те же Дождь и Я получил эту роль. Возьмем еще одних интеллектуалов-группа Алиса. Песня-черная метка. Для начала-там настолько бессвязанный набор слов и попытка создать только им понятный символизм, что для того, чтобы вообще распознать отдельно взятые слова, мне пришлось залезть в интернет и найти их-это уже не очень хорошо, когда я вынужден вслушиваться, а потом вчитываться, а не так, чтобы услышать сразу.

Чуткий час времени Ч,

Звезд парча на мосм плече,

В чарах порчи лечу в луче,

Моя черная метка,


Первый вопрос-это чо? про чо это? Ну-попытка насовать букву Ч как можно больше раз в одно четверостишье. В целом-это даже неплохой эксперимент, но вот рассуждать о глубоком содержании я не берусь.
Одно из последних художеств-группа Кипелов, песня-жить вопреки.


Пусть пророчит мне ветер северный беду,

Я пройду и через это, но себе не изменю.

Ну не рифмуются  слова беду и изменю. Группа не могла лет 8 выпутить альбом, потому что тексты им не нравились, и они работали над ними долго и филлигранно-ну не они, Маргарита Пушкина, но вся группа перелопачивала слова, отвергала неудачные варианты, и все ради того, чтобы набрать сухой неинтересный набор слов, которые даже не рифмуются?
Причем-это я привел примеры которые в музыкальном плане не подкачали. Общая же картина удручающая. Люди, которые заявляют, что им важны тексты просто занимаются неинтересным графоманством, а в музыкальном плане они вообще не создали ничего интересного, а если и создали, внезапно оказывается, что это банальный плагиат на уже существующую западную музыку. Для интереса-вбейте в гугл пары слов: Алиса-black sabbath, Кино-Cure, Аквариум-david bowie, ДДТ-челентано, вам выдадут кучу примеров.
Я не хочу сказать, что нету на пост советском пространстве хороших рок музыкантов. Они есть, только в моем понимании-это не привычные Алиса, Звуки Му, Кино и ДДТ и Наутилус, которые являются культовыми, а в музыкальнм плане по сравнению с западными аналогами-достаточно посредтсвенными, либо вообще плагиатормами. Есть  например хороший блюзовый гитарист Сергей Воронов и его группа CrossroadZ, есть инструментальный коллектив из Архангельска Blind Vandal, есть малоизвестный гитарист Арсен Шомахов, который действительно понимает, что такое блюз,
https://youtu.be/2ItPaPYZmEU


была интересная группа Автограф,


https://youtu.be/hiiGWz2p_KA


также интересны  два сольных альбома ее основателя Александра Ситковецкого.


https://youtu.be/IDoBAVnw5pA

Ну и группа Ария-хотя и вторичная по своему звучанию, но создавшая несхолько весьма хороших качественный произведений. Если поковыряться, можно найти примеры хорошей музыки, вот только-этих примеров единицы, как будто вся страна напряглась только для того, чтобы пара рок-групп была на должном мировом уровне. При том, что на западе коллективов такого уровня тысячи. И всегда в качестве оправдания приводятся примеры о том, как все запрещалось (ну, из примеров видно, что далеко не все), как у нас не было возможностей учиться играть рок музыку (примечательно, что на западе тоже не было. Никто никого не обучал. Первое поколение рокеров-те же Битлз, Роллинг Стоунз, Дип Перпл, Блэк Саббат, Лед зеппелин были самоучками-ну или с классическим образованием. Другого не было, но это не помешало им из ничего создать наиболее интересные примеры рок музыки), ну и как часто употребляемый аргумент-у нас не было инструментов.
Ну-если первые два тезиса проверить сложно, то вот насчет инструментов это вполне проверяемо.

Напомню, что после второй мировой войны мир разделился на две экономические зоны-на западе практиковалась свободная рыночная экономика, а в СССР и странах варшавского договора-плановое хозяйство. Еще хочу напомнить, что СССР производило на тот момент 25% мировой продукции, среди которых были и инструменты. Конечно, при таком раскладе пускать на внутренний рынок конкурентов небезопасно, можно разориться. Рынок музыкальных инструментов-не исключение. В США успешно распространялись Фендеры и Гибсоны, в СССР-Уралы, а в Европе...по разному, до активного завоевания рынка фендерами многие использовали немецкие электрогитары, а потом и американцев навезли. А в СССР музыкантам не давал покая факт, что они не в состоянии позволить себе фендер, да и нету их в свободной продаже. Советские же инструменты за инструменты не считались. А как же оно было на самом деле?
Я уже давно не охочусь за инструментами определенной марки,  я часто видел дешевые инструменты, которые звучали не хуже дорогих, ну и нередко сталкивался с тем, что у общепринятых мифов нет никаких оснований. До переезда в Германию я сам играл на советских электрогитарах, и как то не особо страдал от этого. Я был счастлив, что у меня есть инструмент. А вот оценить их я затрудняюсь. Во первых-в то время я играл не ахти как, а во вторых-и эта общая проблема-все мы включали электрогитары не пойми куда-в магнитофон, в бытовой усилитель, в радиоприемник, и звучало это не очень. А гибсоны нам завезли вместе с маршалами, поэтому гитара гибсон включенная в усилитель маршал сразу же воспринималась как лучше, чем гитара Урал...ну, он был включен в магнитофон «электроника 302», но этот факт мы упустили из виду. А для адекватной оценки не мешало бы эти гитары поставить в равные условия.
Что я и проделал недавно.