Недооцененные гитары. Часть 2. Hohner Revelation

Если вы прочитали первую часть  и не запустили валенком в монитор –поздравляю, у вас крепкие нервы. Содержание первой части-это просто размышление на тему причин и следствий такого феномена, почему одни гитары ценятся высоко, другие не очень, при этом и те и другие одинакового качества. Ну и пару мыслей не совсем по теме, отчего чтиво вышло долгим и нудным. В этой же части я познакомлю вас с конкретными примерами.
Итак, как я уже говорил-я с детства мечтал о стратокастере. Только если в глубоком детсве мне нравился его внешний вид, то в более сознательном возрасте меня привлек его звук. Звучанию стратокастера дали характерную оценку-тембр битого стекла, и этот звук отличается от множества других инструментов. Каждый раз, когда я брал фендер в руки, я сразу же хотел пополнить им свою коллекцию.  Это был тот самый звук, который я слышал на пластинках, только в этот раз этот звук издавал я, а не кто то другой. Я для себя даже ввел классификацию-звук стратокастера и звук всех остальных гитар. Конечно, каждый инструмент по своему индивидуален, ну и прямое сравнение гитар гибсон и есп покажет, что каждый из этих инструментов имеет характерное звучание, да даже два гибсона могут звучать по разному. Но я спокойно могу заменить одну гитару другой, а стратокастер имеет слишком индивидуальный окрас звука, и если мне захочется получить тот самый тембр битого стекла, то мне проще взять стратокастер, чтобы добиться этого.



Вообще то гитара не должна быть фирмы фендер, да и форма корпуса не должна быть стратовской, чтобы звучать как стратокастер. Достаточно, чтобы она была сделана из тех же пород дерева и снабжена синглами, либо слабыми хамбакерами с кучей обертонов. На просторах интернета бытует мнение о том, что система флойд роуз имеет свойство «убивать» звук, ну, по теории, что звук гитары-это то, как дерево реагирует на колебания струны, а флойд-это большая металлическая болванка, и колебания уходят в металл, а не в дерево. Сложно мне сказать, сколько правды в этом, у меня есть несколько инструментов с флойдом, мне нравится их звук, а чем он образован-я не вникал. Для сравнительного анализа двух систем целесообразно взять две одинаковые гитары, в одну при помощи фрезеровочного станка вставить флойд роуз, а в другую-стандартную стратовскую систему вибрато, а потом-тест вслепую. Но меня этот вопрос мало волнует.
Я встал перед дилемой- с одной стороны-мне нравится звук стратокастера. инструмент сам по себе культовый, а с другой, мне не нравится его эргономика, я уже держал в руках гитары, которые сработаны гораздо удобнее, чем фендер, плюс-мой личный фетиш-я люблю гитары, у которых 24 лада. Не то, чтобы я играл так высоко, но я люблю целые числа, а тут-диапазон каждой струны ровно 2 октаы. Плюс-это нечто наглядное-после 12 лада идут все те же ноты, как и в первой позиции, только на октаву выше, да и искусственные флажолеты нагляднее. В общем-это вносит в мою жизнь какое то спокойствие-как я сказал-это мой личный фетиш.
Вот только фендер добивал своим консерватизмом. У меня грелась мысль-заказать конструктор, который выпили бы по моим представлениям , и собрать гитару самому. Конструктор-это заранее подготовленные корпус и гриф, может несколько других деталей, для самостоятельной сборки инструмента. Обычно такой комплект для любителей поковыряься отверткой не особо хорошего класса, хотя есть и исключения, но есть и возможность заказать лицензионные корпуса и грифы у непосредственного производителя. По лицензии фендера запчасти выпускают как минимум две конторы-Allparts и Warmoth. Любители могут собрать стратокастер, который будет долларов на 200 дешевле, а звучать аналогично. Вот только они выпилены по одному шаблону, компания warmoth предлагала некоторые вариации, вот только их заранее заготовленные чертежи меня не удовлетворили. Даже если я решился бы заказать у них конструктор, мне  предлагали корпус с дурацким прямоугольным куском дерева, к которому прикручивается гриф, а это то, что мне не нравится в оригинальных стратокастерах, это мешает доступу к последним ладам. Можно было бы обратиться к ним со своими чертежами, только это получилось бы очень дорого. Ну да, у них есть свой шаблон, и любое отступление от него влечет за собой дополнительные расходы, не всегда пропорциональные труду.
Конечно, есть и менее известные мастера, и нередко они предлагают свою продукцию через ebay, куда я и направился, чтобы найти их. И вдруг обнаружил одну интересную модель гитары, выставленную на продажу.
Это была Hohner Revelation.
Для начала несколько слов о компании Хонер-имено так они читаются по немецки.
Основана она в 1857 году Маттиасом Хонером. Я не ошибся годом-в 19 веке. Занималась производством музыкальных инструментов. Ну, какие были инструменты в Германии в 19 веке? Духовые, ударные, ну и аккордеоны. Городок Троссинген, где располагалась основная штаб-квартира очень небольшой, на сегодняшний день в нем проживает 15 тысяч жителей. Зато там есть своя высшая музыкальная школа-все под патронажем компании.
Когда в 50х годах волна рок-н-ролла добралась до европы-значительно раньше, чем инструменты, немецкие производители не остались в стороне, наладив свое производство. Примечательно, что основные немецкие компании, завалившие европу электрогитарами  все были через букву Х-Hohner, Höfner, Hoyer, и многие эти компании путают, хотя они ничего общего между собой не имеют.  Что действительно  компании Хонер удалось сделать  на мировом рынке-это губные гармошки. Если вы на записях Нила Янга, Боба Дилана, Лед Зеппелин или Аэросмит слышите губную гармошку-передайте привет немцам, это их продукция.
И вот в ибее выставлена на торги гитара фирмы Хонер, модель Revelation. У нее были как раз те самые два момента, чего мне хотелось исправить у стратокастера-удобный доступ к последним ладам, и 24 лада. Конечно, ту модель я упустил, не смог перебить цену в последний момент. Зато некоторое время спустя увидел аналогичную модель, обладателем которой я вскоре стал. Причем вместе с доставкой эта гитара обошлась мне в 140 евро. За такую цену сложно найти инструмент даже для начинающих.
Ибей-это риск. Инструмент может придти с дефектами, а продавец-частное лицо, ответственности не несет, ничего не гарантирует, но-я вполне мог себе позволить рискнуть такой суммой, плюс-эту гитару всегда можно было бы выставить туда же, если мне чего то не понравилось бы.
Итак-первый тест. Удачный. Гитара звучит на ура, лады в порядке, мензуру надо бы отстроить, но это дело пяти минут.
Строение инструмента
Гриф-клен с палисандровой наклакой-классика
Корпус-ольха-все как у стратокастера
количество ладов 24
звукосниматели-3 сингла английской фирмы Entwistle white, звучат вполне хорошо.
Пятипозиционный переключатель , регулятор громкости и два регулятора тембра, все как у стратокастера.
Плюс-роликовый порожек, исключающий трение и гарантирующий стабильность строя при использовании вибрато
Система вибрато-вилкинсон, причем-выпушенная в США.
По хорошему-я бы не отказался от запирающихся колков, но их всегда можно заменить, хотя для начала я решил потестировать-насколько инструмент соответсвует моим представлениям хороших инструментов вообще, и способен ли он держать строй со стандартными колками.
В целом-я остался более чем доволен. Инструмент сделан хорошо, более того-это практически тот инструмент, который мне хотелось бы получить, если бы я решил собирать его сам по своим предпочтениям. И я его получил за 140 евро. Примечательно, что эти инструменты выходили в конце 80х и начале 90х, разрабатывались исключительно с целю-утереть нос фендеру, выпустив ультимативный стратокастер-с характерным звуком и без эргономических недостатков. Он похож на стратокастер ровно настолько, чтобы понять, откуда его слизали, и отличается ровно настолько, чтобы фендер не подали в суд. В свое время новые модели стоили от 1600 до 2500 немецких марок. И кстати-производство этих гитар было налажено-где бы вы думали? В Чехословакии. В братской социалистической стране. Однако-почему то они не получили большого распространения, встречаются они на торгах в Англии и США, бывшие владельцы их хвалят, но на профессиональной сцене я их не видел.  Но-получить профессиональный инструмент за 140 евро-это не шутки.
Позже на торгах я увидел еще одну-красного цвета, ушла она чуть дороже, но-тоже ко мне.  Я просто не захтел упускать такой шанс. На ней стояла дата выпуска-март 1993 года, а наклейка уже гласила-сделано в чешской республике-страна распалась на две части, а производство продолжалось. У этой гитары помимо американской системы вилкинсон обнаружились немецкик колки шаллер. Шаллер-это ведуший производитель механики и фурнитуры для электрогитар, они даже выкупили лицензию на производство флойд роуза, так что если хочешь настоящий флойд без подделок-к шаллеру. Но-на тех колках ве еще значится-сделано в ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ.
Я оцениваю гитары 2 раза-первый раз-объективно, второй-исходя из личных предпочтений. Итак-объективно-гитары Hohner Revelation-это ультимативный ответ стратокастеру, субъективно-если бы я заказывал гитары по своим предпочтениям, я бы  заказал нечто вроде этой гитары, но-чтбы звукосниматели не крепились к пластиковой панели спереди как на стратокастерах, а были бы прикреплены спереди прямо к дереву, чтобы доступ к электронике  был сзади. Иногда для профилактики приходится залезть, почистить контакты или заменить потенциометры, и я не люблю разбирать пол гитары, снимать струны, чтобы проделать это. Но-за 140 евро я готов с этим смириться.
Второе-на этих гитарах по умолчанию стоят низкие лады. Ничего страшного, просто когда привык к высоким, ощущения при игре другие, но я порешил пока что не менять их-состояние ладов отличное, когда сточатся, заменю на другие.
третье-оно конечно пока не мешает, но-я планировал на свою личную модель поставить запирающиеся колки, для стабильности строя, хотя я пока что не жалуюсь на обычные, так что не стал менять.
Ну и самое основное-звукосниматели.
Для меня-это самый простой способ добиться от гитары нужного мне звука. Если мне чего то не хватает в звуке гитары, то заменой звукоснимателей можно решить многое. На самом деле родные звукосниматели были очень даже хорошими по звуку, но-они были синглами. Синглы любят цеплять всякие наводки, я помню выступление нашего оркестра, когда гитарист выходит на сцену, сначала раздается характерный шум синглов, а потом уже звук гитары. Я с самого начала планировал снабдить свою гитару стэковыми звукоснимателями. По сути-это звукосниматели, в которых две катушки, расположенные одна над другой, та катушка, которая ближе к струнам используется для съема звука, нижняя-для шумоподавления. И как повелось-я обратился за помощью к звукоснимателям Димарзио.
В мире не так много монстров, специализирующихся на выпуске звукоснимателей. Точнее-их три. Димарзио, сеймор данкан, и емг. Есть конечно  и гибсно, и фендер, хотя они в основном произвоят звукосниматели для своих гитар. Есть еще куча всяких контор, даже в России производят хорошие звукосниматели ARB, но зачастую-трех монстров хватает, чтобы удовлетворить потребности любых гитарных маньяков, плюс-их проще всего найти, да и условия обмена и гарантийные обязательства меня привлекают больше. А из всех трех монстров мне нравится Димарзио-даже не по звуку-все они хорошо звучат, просто Димарзио предоставляет больше информации на сайте и мне легче ориентироваться, я с первого раза могу выбрать те звукосниматели, которые удовлетворят меня полностью, а при выборе сейморов я могу легко пролитеть мимо.
В одну из гитар был поставлен набор из трех звукоснимателей area 58, area 61, area 67. На сайте говорилось, что они постарались создать звучание стратовских синглов тех лет, без лишних шумов. Ну-как звучали звукосниматели тех лет мне предстоит только догадываться, а вот мой хонер зазвучал на ура. Тот самый аутентичный стратокастер. Единственное, что я не особо жалую фендеровсую распайку регуляторов тембра. Два регулятора, один на нэквый, другой на средний звукосниматель, представляют из себя обычный потенциометр с конденсатором, все что делает-срезает верхние частоты. В целом-я ими никогда не пользуюсь, но это первая гитара с тремя синглами. Я не совсем понимаю, зачем срезать верха у двух задних звукоснимателей-они и без того стоят в тех позициях, где верхов меньше, чем у бриджа, по мне логичнее было бы наоборот. Ну и раз уж регулировать тембр-то я бы предпочел, чтобы не каждый звукосниматель отдельно, а одним регулятором общий сигнал. Я немного порылся в интернете и обнаружил интересные решения на гитарах G&L. Там два регулятора тембра, но-один на высокие частоты, второй-на стредние, и все сделано на конденсаторах. Я спаял эту схему, но только как то-на верха работает хорошо, а средние не регулирует вообще, хотя я не уверен, что буду этим пользоваться. Разве что сингл, склонный к высоким, плюс стоящий в бриджевой позиции, где и без того много верхов, может иногда резать слишком звенящим звуком, так что по крайней мере одним регулятором можно ползоваться.
В красный стратокастер я также вставил два стэковых звукоснимателя-на этот раз серии virtual vintage, у них выход помощнее, а в бридж я поставил хамбакер chopper, который в целом может звучать красиво на чистом звуке, как слегка приглушенный сингл, и его можно врубить на перегрузе для более тяжелой музыки. Эдакий более универсальный инструмент.  На этой гитаре обнаружился интересный темброблок, пассивный, двухполосный, имеющий в своей цепи катушку интуктивности и конденсаторы. Правда он включается при помощи нажатия на регулятор темра, который представлен потенциометром Push/Push, эдакий регулятор и  кнопка в одном флаконе. Надо сказать-у него более интересные варианты регулировки, нежели простые потенциометры с конденсаторами. Пока что я не нашел этому применение, возможно и не найду, но само техническое решение мне понравилось.
Что касается состояния гитар-они были в работе. И первое , что бросилось в глаза-системы вибрато надо менять. Ботлы, которыми крепились седла струн были сточены напрочь. В целом, достаточо было замены болтов, но вот незадача-таких болтов найти невозможно. Их диаметр может и вполне стандартный, а вот шаг резьбы сделан так, чтобы ни один стандарт туда не подошел. Хоть матерись, а из-за каких то болтов пришлось полностью менять систему вибрато.  Поначалу мне пришла в голову интересная мысль-у меня 2 гитары, и у обоих надо менять одну и ту же деталь, можно вполне снять тест видео-сравнение двух деталей от разных производителей.
В современном мире системы вилкинсон уже давно не производятся в США. Ту модель, которая мне нужна выпускает  японская фирма Gotoh. А  еще такие же системы производятся в южной корее, и их цена в два раза ниже. Вот я и решил сделать полезный тест-японский вилкинсон против корейского. Но вот незадача-японский оказался точной копией американского и идеально встал на мою гитару, а корейский с одной стороны имеет те же размеры креплений, расстояние между струнами, но в одном месте ширина пластины, на которой крепятся ве детали оказалась чуть больше, и просто не подошла к моей гитаре. Если бы у меня был инструмент, у которого система вибрато крепится над корпусом гитары-это не имело бы значение, в моем же случае система утоплена в нишу, поэтому она работала ислючительно на опускание. К слову-характер звучания и стабильность строя у обоих систем на высшем уровне, правда корейская система имеет хромированую обололчку, и ее легко поцарапать. В целом-я встречал гитаристов, которые не гнушались ставить корейские системы вилкинсон на иструменты стоимостью в 3000 долларов, так что если стеснены в деньгах или не гонитесь за брендом-ставьте смело. Кстати, о бренде-те системы вилкинсон, с сорванными болтами я выставил в ибей. И кто то их купил-за достаточно большие деньги, плюс-дал хорошую оценку, поскольку это были НАСТОЯЩИЕ АМЕРИКАНСКИЕ, КОИХ УЖЕ НЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ. Идиотизм ситуации заключался в следующем-за эти деньги он мог купить корейские, новенькие, с гарантией и полностью функциональные, а не изношенные и непригодне в работе. Ну или одну японскую систему вместо двух сломанных американских. Коллекционер, блин.
И вот-передо мной встал вопрос-сравнение двух инструментов-оригинального американского фендера и чехословацкого хонера.
Фендера у меня нет, поэтому я пошел в музыкальный магазин под видом поисков и тестирования усилителей, на самом деле-я взял со стенда стратокастер из серии делюкс, стоимостью в 1500 евро. Почему имено его?  Он был собран из тех же пород дерева-ольха и кленовый гриф с палисандровой накладкой. Плюс-у него стояли аналогичные звукосниматели-не Димарзио, но тоже-хамбакер в бридже и два фендеровских «бесшумных»-как оказалось, фендер тоже производит нечто с двумя катушками в виде аутентичного сингла, со звуком сингла и отсутствием шумов, правда грамотно расписать на сайте они это не сумели.
Итак-тест-усилитель Hughes& kettner tubemaster, фендер против хонера. Они отличались по звуку, собственно как стандартный фендер с тремя класическими синглами отличался от делюкса. Но-хонер никак не уступал в звуке фендеру, это не то, когда можно сказать-лучше или хуже. Но-то, ради чего все затевалось-тебр битого стекла присутствовал как на стандартном страте, так и на делюксе, и у хонера его было по самое не хочу. И что мы имеем в итоге-инструмент, который проектировался на высшем уровне, продавался в свое время за большие деньги, а теперь про него никто не знает. Заставь блюзмена играть на хонере. А как же классика жанра-Клэптон, Бадди Гай, Рорри Галлахер? Среди любителей даже ходит слух, что современные фендеры-фуфло, только те, что делал сам Лео Фендер звучат истинно, что то вроде скрипки страдивари. Я кстати на своем опыте убедился, что это далеко не так, мне довелось поиграть на стратокастере 65 года выпуска, инструмент хороший, но чтобы превосходил современные-это перебор. Но-поверие есть., и переубедить не получится ни за что, а уж попытаться втюхать любителям бренда Фендер чего то там от Хонера, которое вообще выпускалось в социалистической стране-ну, благо что из капиталистических деталей-увольте. И вот в сухом остатке
В среднем-гитара, которую можно приобрести где то в районе 200 евро, плюс, скорее всего придется вложить  еще  115 для замены системы вибрато, в результате получаем инструмент за 300 евро со звуком за 1000. Замена звукоснимателей или колков-это уже из разряда личных предпочтений, можно этим заниматься, можно нет.  А что касается эргономики-фендер может спокойно покурить в сторонке.
А что же помешало выбиться этим инструментам в высшую лигу?
Я заметил тенденцию, что многие гитаристы в целом любят высокие лады. Ну-гораздо выше, чем те, что на хонере. Может-это где то и сыграло определенную роль. Но на самом деле-в мире не было ни одного человека-ну мне не попадалось, кто бы в профессиональной работе использовал бы эту модель.
В детстве мне хотелось стратокастер...ну вы в курсе. А после этого-ибанез. В первом случае-на фендере играли мои любимые гитаристы, а во втором-немаловажный аспект-я достиг того уровня, когда не был уверен-мешает ли моему дальнейшему развитию отсутствие хорошего инструмента, либо просто надо дальше заниматься. Покупка хорошего инструмента  дала мне уверенность в том, что надо во всех неудачах винить себя, а не посторонние факторы, поскольку на гитарах этого уровня люди создают шедевры музыки. У меня не было того опыта, который есть сейчас, когда я могу оценивать гитары по их звуку и удобству игры. И таких людей много. Я их могу понять, когда они покупают гитару из той же серии, как у профессионалов. Хуже слепое поклонение торговой марке. По большому счету тогда в конце восьмидесятых компании надо было просто затратить денег и привлечь эндосеров. Так в свое время сделали ибанез. Все считали их ширпотребной конторой, выходившая в конце восьмидесятых серия инструментов Pro Line до сих пор считается ущербной и не звучащей, хотя производилась практически по тем же лекалам, на той же фабрике, из тех же пород дерева и с тем же опытом и теми же специалистами, которые начали выпускать инструменты Стиву Ваю, а тот в то же время подтянул своего друга и первого учителя Сатриани. Гитаристы, что и говрить-успешные, играющие на ибанезах, и фирме тоже слава. А что Хонер? А это свойственно многим легендарным немецким фирмам, которые были основаны еще частично в 19 веке. В правлении сидят дедушки, застывшие мозгами где то там. в периоде великой депрессии конца 20х годов, мир ушел далеко вперед, а контора так и не развивалась. В какой то момент  она уже не выдерживает конкуренции, пускает свои акции с молотка, и некогда то, что славило Германию как промышленную державу перестает существовать. Так вот фирма Grundig откочелвала турецкой конторе Benq, Сименс потеряла свои производственные рынки в области компьютерной технике, теперь на их станках работает японская фирма Fujitsu, а хонер принадлежит корейцам. А то, что должно было порвать стратокастер нынче можно за не очень дорого купить в ибее. Или прдать за не очень дорого, если в свое время ты имел счастье спустить на эту гитару несклько месячных зарплат.  

Stevie Ray Vaughan -Tin Pan Alley (Dirty Pool) [HDBestQuality]