Национальное гитарное композиторское творчество (часть 5)

Белорусская народная музыкальная интонация вдохновила несколько десятилетий назад на первые композиторские опыты молодого гитариста В. Живалевского. За прошедшие годы практически с нуля создан немалый отечественный репертуар для классической гитары. Его можно условно разделить на две группы: пьесы, написанные самими исполнителями, не получившими собственно композиторского образования, и произведения, написанные для гитары профессиональными композиторами, не играющими на ней. Первая группа подразделяется, в свою очередь, на концертные пьесы, рассчитанные на музыкантов с продвинутым уровнем владения инструментом; и пьесы, адресованные для учащимся, только овладевающих искусством игры на классической гитаре.

Валерий Серафимович Живалевский

Ряд серьезных концертных пьес (для гитары соло, гитары в ансамбле, гитары с оркестром) принадлежат перу Живалевского, чье творчество во многом сопряжено с национальным образным и мелодическим строем. Можно выделить цикл пьес «Литвинские фантазии», одна из которых – Вариации на тему белоруской народной песни «У полі бяроза» – является, пожалуй, самым популярным и часто исполняемым отечественным гитарным произведением. Нельзя не отметить «Белорусскую старинную сюиту» для двух гитар с камерным оркестром и, конечно, такие проникновенные (как по своему художественному содержанию, так и по музыкальной интонации) маленькие шедевры, как Элегия «Памяти Сергея Полуяна» и Прелюдия «Сикстинская мадонна».

Владимир Иванович Захаров

Достаточно давно сочиняет для своего инструмента Владимир Захаров, преподающий в Гродненском музыкальном колледже. Его «Детский альбом», представляющий собой цикл образных, характерных пьес с использованием практически всего арсенала звукоимитационных приемов игры, которыми на редкость богата гитара, – настоящая «изюминка» отечественного репертуара. А интерес к национальной исторической тематике выразился в творчестве Захарова созданием цикла «Ностальгия по Великому Княжеству».

Евгений Михайлович Гридюшко

С начала нынешнего столетия начал активно раскрываться композиторский дар и Евгения Гридюшко. Такие колоритные миниатюры как «Токката», «Дождь», «Хроматический вальс», «Песня осени», «Танец» уже завоевали признание отечественных гитаристов и все чаще звучат на разных концертных площадках.

Игорь Федорович Кузьмицкий

Несколькими серьезными пьесами пополнил концертный багаж гитаристов и Игорь Кузьмицкий. Однако большинство его произведений составляет учебный репертуар для начального уровня музыкального образования. Им выпущено более десятка сборников, среди которых, наряду с альбомами с многочисленными авторскими произведениями, и ряд учебно-методических пособий, в которых последовательно и системно прорабатываются основы исполнительской техники гитариста. С учетом того, что Кузьмицкий является также автором первой и пока единственной отечественной школы игры на классической гитаре и составителем типовой учебной программы для детских музыкальных школ искусств республики, не будет преувеличением назвать этого музыканта ведущим гитарным педагогом-методистом нашей страны.

Прошедший период XXI в. ознаменован мощным всплеском творческой активности белорусских гитаристов в создании учебно-концертного репертуара для юных музыкантов. Среди самых плодотворных авторов в этом направлении следует назвать С. Бурова, С. Ветушко, С. Колгана, О. Копенкова, Э. Куфко, И. Лонского, В. Мальганова, И. Шошина. Последний отметился также и созданием двух методических работ, посвященных занятиям с начинающими.

Известно высказывание Г. Берлиоза о том, что почти невозможно писать для гитары, не владея игрой на ней. ХХ в. показал, что в тесном сотрудничестве (скорее, даже сотворчестве) с исполнителями это все же оказывается возможным, более того, раскрывает совершенно новые способы организации музыкального материала, звуковые и художественные ресурсы самого инструмента. Отрадно, что некоторые профессиональные белорусские композиторы в конце ХХ – начале ХХI в. вдохновились классической гитарой и новыми возможностями в воплощении своих замыслов, создав ряд замечательных сочинений как для гитары соло, так и гитары в ансамбле. Отметим имена А. Литвиновского, Е. Поплавского, М. Морозовой, В. Войтика, В. Кузнецова. Но особый вклад в белорусское гитарное искусство в этом плане, несомненно, принадлежит Г. Гореловой, которая обогатила национальный репертуар масштабными и художественно ценными сочинениями.

Галина Константиновна Горелова

Глубокое проникновение в природу этого специфического инструмента с богатыми выразительными возможностями (а для Гореловой, по ее собственному признанию, гитара является одним из самых тонких, деликатных, даже интимных инструментов, способным передать наиболее тонкие художественные и психологические детали) привело композитора к созданию таких произведений как «Мирский замок» для гитары соло, Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов, несколько камерно-инструментальных циклов для гитары в ансамбле с различными музыкальными инструментами – клавесином, виолончелью, флейтой, ударными и ряда других пьес. В конце 2014 г. Горелова представила слушателям оригинальный цикл из четырех пьес для гитары и цимбал «Самотныя прывіды знікнуўшых замкаў», наполненный печальными ностальгическими образами древних разрушенных замков Беларуси.