Гитарная социальная сеть
Квартет №1 По роману Д.Киза Цветы для Элджернона
для получения доступа к нотам
Баллы: 5
Вы проголосовали за
Свой
первый квартет я написал под впечатлением от прочтения романа Дэниела Киза
"Цветы для Элджернона". Музыка, так же как и книга раскрывает
внутренний мир главного героя, и проводит его через путь преобразования. Для
полного понимания сочинения необходимо прочтение романа. При исполнении
произведения очень важно показать развитие единой драматургической линии, которая
пронизывает произведение.
I.
Начало развития событий предваряет вступление (Moderato,Misterioso - Не спеша, Таинственно).
Атмосфера вступления рисует больное сознание главного героя (он умственно
отсталый). Первые четыре такта построены в форме неточного канона - что
символизирует 4 этапа становления главного героя романа Чарли Гордона. В
шестом такте звучит так называемая реминисценция или иным, словом аллюзия на
тему судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена. Это одновременно и стон (секундовая
интонация) предрекающая печальный финал и предпосылка к последующей борьбе.
Следующие 4 такта представленные аккордовой вертикалью имеют важное значение,
так как содержат в себе интонацию которой заканчивается все произведение (см.123-126
такты, партии 2 и 3 гитары). Только во вступлении интонация восходящая так как
дает толчок к началу нового этапа, а в финале нисходящая (данная в уменьшении
половинными длительностями) - символизирующая угасание главного героя и
возвращающая все на "круги своя".
II.
Следующая часть Allegro agitato (Скоро, взволнованно) рисует атмосферу
напряжения, волнения. По сути это “мышиная
возня”. В романе Элджернон - это подопытная мышь которой делают операцию
улучшающую интеллектуальные способности, (которую в последствии делают и
главному герою Чарли). Чарли чувствует
особенную привязанность к Элджернону, понимая, что Элджернон —
единственное существо с судьбой, похожей на его собственную. Так и музыка этой части показывает единство
главного героя и Элджернона. Главная тема,
которая звучит в 12 и 13 такте построена на материале вступления (см. такты 1-4),
показывает интеллектуальный рост главного героя. Вступая по очереди то в одной
партии, то в другой, становясь все более решительной, утвердительной,
интеллектуальной, она трансформируясь перерождается в такте 36, где звучит уже
ее вариация. Постепенное сжатие темы, (временные интервалы вступления темы в
разных голосах становятся все меньше, см. такты 36-43), и ее одновременно
возрастающий интервальный подъем, далее восходящий пассаж шестнадцатыми
длительностями (т.44-45) приводят развитие в новое русло. Здесь уже главный
герой избавлен от своего больного сознания и вот вот случится прорыв (восходящая
секвенция F-dur,G-dur,A-dur см.
такты 50-52). Но, несмотря на видимую
первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для
беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и
нарастал. Через некоторое время Элджернон умирает. Чарли попросил не сжигать
труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил
его сам. Стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая
судьба Чарли: он обречён на возвращение в исходное психическое состояние. Это и
показывает дальнейшее развитие музыки. Такты 53-61 изображают последующие постепенное
угасание сознания Чарли, предсказывая печальный финал. Но это еще не конец, он
до последнего будет бороться со своим сознанием. Так обрывки темы (ее
вариация, см. такты 53-54) и восходящее интонационное движение (т.56-60) изображают
пока еще не угасшее сознание главного героя. Небольшая четырех тактовая связка
(т.62-65) показывает изменения которые происходят с Чарли, и завершается в
такте 65, четырьмя ударами колокола (его изображает первая гитара).
III. Следующая часть это Adagio. Хорал. Первые 11 тактов
изображают траурное шествие, это возложение цветов на могилу Элджернона. На самом деле похороны Элджернона
символизируют окончательное угасание сознания Чарли, тяжелый мучительный
процесс. В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё ещё
могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации. Он смутно
представляет, в каком направлении следует начинать исследования, которые могут
помочь всем людям справиться с проблемой слабоумия, но понимает, что у него нет
времени на подготовку этих исследований. Умственный уровень Чарли снижается так
же быстро, как и повышался. Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о
самоубийстве, но острота его переживаний уменьшается вместе с интеллектом. Тема
хорала также построена на материале главной темы. Она звучит в ми – миноре.
Такт 76, вдруг появляется одноимённая тональность ми – мажор, к чему бы это? И
тема хорала звучит уже по-другому, нежно, трепетно тепло, постепенно развиваясь
и приводя нас к лирической кульминации на стыке частей, такт 89. Здесь показана
линия любви Чарли и его бывшей учительницы Алисы Кинниан. Именно ей он напишет прощальное
письмо, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.
IV. Сокращенная реприза. Печальный итог. Постепенно
угасая, сознание Чарли приходит в первоначальное состояние. Постепенное
наращивание напряжения, вкрапление в основную тему, ее вариативных изменений
см. такты 93, 99, восходящий пассаж, приводят главного героя вновь к слабоумию,
результат печального закончившегося эксперимента. Распадающаяся на отдельные
фрагменты музыкальная ткань (такты 114 и далее), как нельзя лучше демонстрирует
это. Элементы мотивов темы, ее вариаций, на фоне нисходящих секундовых
движений, демонстрируют вспышки сознания, но уже ничего не способно спасти
главного героя. Завершается произведение
утвердительной, неизбежной нисходящей интонацией. В репризе, как и в
послесловии романа, Чарли Гордон, которому довелось побывать гением – просит у
Алисы лишь об одном: «Если у вас будет возможность положите пожалуйста немного
цветов на могилу Элджернона которая на заднем дворе…»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 2770 просмотров