Как помочь ребенку выучить домашнее задание по музыке (по гитаре).

Эта статья написана для родителей, дети которых учатся играть на гитаре.

В первую очередь для тех родителей, которые осознают важность и незаменимость домашних занятий на инструменте. Занятия в классе с учителем дают учащимся основные, базовые знания. Очень важно отрабатывать навыки игры и закреплять материал, пройденный в классе, во время домашних занятий.

Если родители ребенка никогда не занимались музыкой и не знают как помочь ребенку, то здесь перечислены те моменты, на которые следует обратить внимание при музыкальных домашних занятиях.

1. Музыкальные занятия должны быть ежедневными (по возможности) и приблизительно одинаковыми по продолжительности. Так ученику 5-6 лет будет достаточно 15 минут в день, 6-8 лет - 20-35 минут в день, а продолжительность занятий учащихся среднего и старшего школьного возраста может достигать 1-3 часов. В старших классах длительность занятий и уровень сложности программы будет зависеть от будущей профессиональной ориентации. Естественно, ученик, нацеленный на участие в конкурсах или поступление в среднее специальное или высшее музыкальное заведение, будет посвящать больше сил и времени музыкальным занятиям, чем ученик не планирующий для себя музыкальной карьеры в будущем. Очень полезно спросить у педагога о рекомендуемой продолжительности домашних занятий для конкретного ученика на определенном этапе обучения.


2. Родителям важно понимать требования, предъявляемые к домашнему заданию педагогом. Так школьные педагоги записывают свои требования в музыкальный дневник. Если занятия проходят в студии или у частного педагога, то можно попросить записать задание или просто поприсутствовать на уроке у педагога, чтобы понять его требования. Точное выполнение домашнего задания поможет наиболее эффективно использовать силы ученика и педагога.

 

Какие требования встречаются чаще всего?
  • - "разобрать пьесу". Для учеников младшего возраста это значит закрепить разбор пьесы, сделанный в классе c педагогом, научиться играть правильный нотный текст. Допускаются небольшие остановки и замедления темпа для удобства ученика. Для учеников старшего школьного возраста это задание означает самостоятельный разбор нотного материала. То есть сам ученик дома разбирает новый материал и приносит в класс самостоятельный разбор произведения.
  • - "уверенно играть по нотам". Что это значит - произведение должно исполняться, глядя в ноты без запинок и остановок. Можно сравнить этот процесс с выразительным чтением какого-либо художественного произведения по литературе (стихотворения или рассказа). Ритм и аппликатура должны быть исполнены верно и без ошибок.
  • - "выучить наизусть пьесу". Это значит, что произведение должно быть выучено наизусть и исполняться в неторопливом темпе верной аппликатурой, хорошим певучим звуком без "треска". Также ритм должен быть верно исполнен. Не должно быть !  запинок, остановок, фраз "Ой, забыл!" и "Не помню, что дальше", не должны путаться различные такты и части пьесы. Это задание также можно легко сравнить с выучиванием и чтением стихов наизусть. Только вместо стихов мы выучиваем и исполняем музыкальное произведение.
  • - "играть выразительно". Это значит, что педагог ожидает от ученика точного исполнения всех динамических оттенков, указанных в нотах - громко-тихо и др., постепенного нарастание звучания - крещендо (cresc.), постепенного убывания силы звука - диминуэндо (dim.), а также учитель хотел бы точного исполнения музыкальных фраз. Каждая музыкальная фраза имеет свою вершину или кульминацию и это должно быть слышно при исполнении произведения. Кульминационная нота исполняется чуть громче соседних нот, она как бы подчеркивается смысловым акцентом. Также в это задание входит и исполнение различных ритмических особенностей - замедлений (ритенуто - rit.) и ускорений (аччелерандо - accel.), указанных в нотах.
  • - "подвинуть темп" означает, что наступила пора играть быстро при это не теряя качества звука, не делая ошибок в нотах. Как научиться играть быстро? При каждом следующем исполнении пьесы брать темп чуть быстрее. А быстрые исполнения чередовать с медленными. Ученикам бывает довольно сложно сравнить темпы и сыграть чуть быстрее или чуть медленнее. Для этого задания очень полезно использовать метроном. Он четко укажет темп и поможет выдержать исполнение пьесы от начала до конца в заданном едином темпе.
  • - "работать над качеством звука" - значит, что в данной пьесе следует обратить внимание на звук, следует добиться певучего, приятного звука . Не должно быть скрипа, треска, незвучащих нот (недожатых струн). Чтобы добиться хорошего качественного звука важно найти правильное положение пальцев левой руки, при которых каждая нотка будет "дозвучена и пропета". Это задание может быть сложно проверить родителям, которые сами не занимались музыкой раннее.
  • - "концертное исполнение пьесы". Это завершающий этап работы над произведением. Включает в себя отработку навыка выхода сцену, поклона перед слушателями, занятие красивой исходной позиции перед исполнением - красиво сесть на стуле и правильно взять инструмент в руки, настроиться на хорошее исполнение (мысленно повторив правильный ритм и темп). "Выход на сцену" можно отрабатывать при помощи вхождения в комнату из коридора (в домашних условиях), инструмент при этом положено нести в руках и не разбить (что очень важно для самых юных музыкантов). Затем следует исполнение пьесы - яркое, выразительное и в конечных темпах. В завершении предполагается встать и красиво покинуть сцену (комнату). Это задание очень хорошо может быть отработано перед родителями, бабушками, дедушками и остальными родственниками.
Для учеников, готовящихся к участию в конкурсе или концерте, полезно проделать все вышесказанное, одев на себя концертную одежду. Потому что комфортные ощущения в концертной одежде тоже очень важны для хорошего исполнения. Непривычная одежда может отвлекать в момент выступления.

 

3. Поощрение занятий. Не секрет, что на разных этапах обучения дети могут вдруг потерять интерес к обучению музыке. Или материал становится сложнее и требует к себе больше внимания и усидчивости. Как быть родителям? Как помочь ребенку пережить этот важный момент преодоления сложности?

Важно поощрить и отметить хорошие моменты во время домашних занятий. Очень важно произнести вслух и несколько раз повторить то, за что вы поощряете ребенка. Надо четко обозначить положительные моменты - качественный звук или организованное поведение и т.д. Словесное поощрение оказывается очень приятным для ребенка и совершенно несложным для вас. Это может выглядеть так:

-"Ты молодец! Сегодня очень внимательно играл(а) и не делал ошибок в нотах!"

-"Ты умница, сегодня получилось быстро выучить наизусть пьесу (или ее отрывок)!"

-"Ты  был(а) очень внимательным и послушным!"

Эти добрые слова полезно повторить и при других членах семьи несколько раз. Рассказать бабушке или братику, каким был молодцом ребенок во время разучивания домашнего задания. Конечно, тут важен и сам ваш голос и интонация, с которой вы будете это произносить. Обратите внимание на то как гордо будет смотреть юный музыкант на окружающих, когда его будут хвалить:). А уж как он завтра постарается - вы еще себе и не представляете!..

Кроме словесного выражения поощрения можно использовать и материальные "призы". Это весьма и весьма весомое вознаграждение и мощный стимул. Вот краткий список поощрительных средств:

 

  • - конфета. Да-да, не смейтесь, для самых юных музыкантов это весьма ценная вещь. Если вы, конечно, не кормите детей сладким с утра до вечера и дети уже не хотят есть конфеты. Конфета может быть заменена жвачкой или киндер-сюрпризом. Тут родителям лучше известно, что предпочитает их ребенок.
  • - деньги. Речь идет о какой-то очень небольшой сумме. Это может быть самая мелкая купюра или монета, ходящая в обороте в вашей местности. Но и надо учесть, чтобы за 7-10 дней занятий ребенок имел возможность собрать сумму на покупку какой-то мелкой приятной для него вещи. Но только важно, чтобы вещь можно было купить в обозримом будущем, а то так недолго и интерес потерят к накопительному процессу и к занятиям заодно. При использовании этого метода дети начинают относиться к занятиям как к работе. А родитель может им объяснить, что "заплатит" только за качественную работу, за задание, выполненное без ошибок.
  • - мультфильмы и компьютерные игры. Договориться с ребенком, что за хорошо выученное домашнее задание по музыке, ему разрешать посмотреть мультфильм подольше или провести больше времени за компьютерной игрой. Это действенное средство для тех детей, кому не разрешают с утра до вечера сидеть за компьютером или телевизором. Ну мы то с вами правильные родители и догадываемся, что детям весь день сидеть за экраном не очень полезно. Так что при правильном подходе можно сделать из интерактивных развлечений мощный стимул для занятий.
  • - мелкие коллекционные предметы. Это могут быть открытки, марки, календарики, наклейки и прочая мелочь, которую дети коллекционируют. За одно или несколько занятий можно дарить (давать) подобные вещи при условии хорошей и качественной работы со стороны ученика.
Буду рада, если эта статья поможет родителям и ученикам в работе над домашним заданием.
Статью подготовила Ксения Немера