Истоки профессионального образования гитаристов Беларуси (часть 2)

Начало собственно профессионального исполнительства и образования в сфере классической гитары приходится на 60-е гг. ХХ в. Одним из пионеров в этой области можно назвать Петра Адамовича Короткого (1919–1993), солиста-инструменталиста Белгосфилармонии, и с чьим именем связано открытие класса гитары в столичной музыкальной школе (в настоящее время – ДМШИ № 2 им. Н. И. Аладова). В это же десятилетие гитару начинают преподавать в Минском музыкальном училище, тем самым открыв для гитаристов возможность получения системного музыкального образования и квалификации педагога (а в 1970-е гг. открываются классы гитары и в других училищах республики).

Пётр Адамович Короткий

Приезд в Беларусь в самом конце 1960-х годов Николая Петровича Кошелева (1940–2000), который вскоре возглавил училищный класс в Минске, ознаменовал новый шаг в «гитарном движении». Вместе со своими учениками он начинает активную организаторскую, просветительскую, концертно-лекционную деятельность.

Николай Петрович Кошелев

Постепенно назрела необходимость выхода обучения искусству игры на классической гитаре на высший уровень музыкального образования.

Михаил Григорьевич Солопов

Бывший тогда заведующим кафедрой народных инструментов (ныне почетный профессор БГАМ) М. Г. Солопов активно содействовал тому, чтобы в 1977 г. был открыт класс гитары в Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. Преподавателем-совместителем был приглашен Н. П. Кошелев.

Владимир Анатольевич Белышев

Среди первых зачисленных в том году студентов был Владимир Анатольевич Белышев (1946–2014), который уже через несколько лет перенял у своего учителя роль своеобразного лидера белорусской гитарной школы. Он первым из отечественных гитаристов в 1979 г. выступил с сольным концертом на сцене Большого зала Белгосфилармонии. Три десятилетия Белышев преподавал в Минском музыкальном училище, несколько лет в консерватории. Начало его педагогической деятельности в консерватории вообще можно считать почти невероятным: это почетное даже для любого именитого музыканта право было доверено студенту IV курса! Благодаря своей активной концертно-просветительской и педагогической деятельности (он воспитал целую плеяду учеников, многие из которых ныне являются заметными фигурами в отечественной гитарной жизни), Белышев способствовал дальнейшему совершенствованию гитарного искусства. К прискорбию, в конце минувшего года музыкант ушел из жизни.