Истоки

  Гитара сегодня – один из самых популярных инструментов. Интерес к ней неизменно растет, расширяется круг слушателей. И совершенно естественно стремление осмыслить причины этого явления.

  Для понимания развития и становления современного гитарного искусства необходимо коснуться его истоков, осознать исторические условия, осмыслить богатейшие традиции испанской гитары - народной и профессиональной.

Гитара - символ Испании. В ней - ее история, ее душа. Гитаре народ доверяет «высказать» свои самые заветные чувства:

Тебе от сердца полноты

Отвечу песенкою старой:

   «Пусть скажет за меня гитара».

                                             (Лопе де Вега)

  Родиной гитары принято считать Испанию. Владение гитарой для испанца также естественно, как и дыхание. Не случайно издававшийся в Петербурге журнал «Северная пчела» писал в 1839 году, что гитара в Испании – «инструмент необходимый и всеобщий».

  «Кто говорит о гитаре – говорит об Андалузии»,- гласит старинная народная поговорка. Андалузия – южная область Испании. Андалузия – страна неповторимо прекрасного искусства. В старинных легендах, в песнях и танцах раскрывается поэтическая душа народа, его склонность к импровизации, богатство его образной речи. Но всегда – и в освещенной вековыми традициями устной поэзии, и в исполнении танцев – неизменным спутником андалузца является гитара.

  Гитара непосредственно связана с древним искусством пения канте хондо (глубинное пение). «Оно действительно глубинное,- говорил Гарсиа Лорка,- глубже, чем все колодцы и все моря мира, много глубже, чем то сердце, которое его творит, и голос, который его поет, ибо оно бездонно…»

  Канте хондо создают двое: певец и гитарист. Гитара – творец той удивительной атмосферы, в которой только и может возникнуть особое, необходимое певцу состояние вдохновения, необъяснимая сила этого искусства.

  Не менее значительна роль гитары и в андалузском искусстве фламенко.

  Слово «фламенко», по мнению ряда исследователей, встречавшееся в сочинениях старинных испанских композиторов, означало певец или кантаор. Фламенко, как и канте хондо, - это импровизация, не  подчиненная правилам. Неповторимая сила воздействия фламенко – в сплаве песни, танца и гитары. И эту слитность осуществляет гитара. Потомуто-то так высоко ценится  в народе искусство гитаристов, и если их импровизации захватывают слушателей, то их просят сесть ближе к слушателям - так выражается высочайшее уважение.

  Выдающийся музыкант ХХ века Андрес Сеговия, который родился в Андалузии, был хранителем подлинных традиций канте хондо и фламенко, которые для него являлись синонимом правды, искренности, выражением благородства и тонкого вкуса народа. «Я люблю фламенко,- говорил Сеговия,- истинное фламенко, а не то, которое мы слышим сегодня. Современные гитаристы фламенко отошли от идеалов прошлого… Сегодня гитаристы более театральны, стремятся ослепить публику своей техникой…»

  Народная память хранит имена прославленных гитаристов. Замечательными мастерами импровизации были маэстро Франсиско Родригес Мурсиано (1795-1848), Патиньо и Пако Лусена (1855-1930). Продолжателем традиции народных музыкантов Андалузии был Маноло де Уэльва (1892-1976).

  Испания первой половины ХIХ века выдвинула гитариста-композитора, с именем которого связаны высшие достижения гитарного искусства того периода. Это Фернандо Сор (1778-1839). По мелодической щедрости и глубине содержания его сочинений, по их простоте, выразительности и изяществу форм Сора можно назвать «Моцартом гитары». Блестящий виртуоз, он не стремился продемонстрировать во что бы то ни стало технические достижения. Его произведения, разнообразные по жанрам - сонаты, фантазии, менуэты, этюды, - раскрывали богатейшие звуковые и полифонические возможности гитары. Фернандо Сор был первым гитаристом, удостоившимся чести выступить в Лондонском филармоническом обществе, где 24 мая 1817 года он исполнил свою Симфонию для гитары и струнных инструментов.

  Сор придавал большое значение качеству звучания, стремился, по его словам, к «чистому и певучему звуку». Глубокое проникновение в замысел, в сущность исполняемого сочинения – таков основной принцип «Школы» Сора, признанной классической. Как современно звучат слова Сора, сказанные им еще в ХIХ веке: «Я провожу резкую грань между истинными музыкантами и простыми читателями нот…недостаточно еще уметь играть по нотам, чтобы стать истинным музыкантом. Необходимо понимать музыку». (Сор Ф. Школа для гитары // Гитарист, 1906.№7.С.6.)

  В 1825 году в Мадриде впервые была издана «Школа  для шестиструнной гитары» Агуадо, которой суждено было сыграть значительную роль в судьбах гитарного искусства. Дионисио Агуадо Гарсиа - испанский гитарист, композитор и педагог (1784-1849). Нововведение Агуадо - ногтевой способ звукоизвлечения. С помощью этого приема звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. «Школа» Агуадо  не утратила своей ценности и в наши дни.

  После Сора и Агуадо наступил долгий, длившийся более пятидесяти лет упадок гитарного искусства. Лищь в конце ХIХ века началось возрождение инструмента, связанное с именем выдающегося испанского гитариста Франсиско Тарреги (1852-1909). Гитара была его судьбой. Но ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в ту пору не было класса гитары. Это был период упадка гитарного искусства. Ф.Таррега принимает мудрое решение: он поступает в Мадридскую консерваторию в  класс фортепиано.

  Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Знание фортепианной литературы несомненно отразилось на содержании гитарного репертуара. Таррега первым обратился к фортепианным сочинениям Альбениса и сделал транскрипции «Гранады», «Севильи», «Паваны», «Сегидильи», «Кадиса», «Испанской рапсодии». Таррега первым соединил гитару с Бахом, сделав ряд транскрипций сочинений великого немецкого композитора. Высокообразованным музыкантом восхищались и публика, и музыканты. Однако его творческая деятельность проходила в период непризнания гитары в качестве солирующего инструмента. Франсиско Таррега создал для гитары двадцать этюдов, пятнадцать прелюдий и ряд других сочинений. Таррега соединил высокое композиторское мастерство и глубокое знание испанского фольклора. И в «Арабском каприччио» и в «Мавританском танце», и в «Воспоминании об Альгамбре» Таррега раскрыл неповторимую индивидуальность гитары - нежность, интимность, богатство красочной палитры.

  Испанский гитарист Мигель Льобет писал: «Таррега был не только виртуозом. Он создатель новой школы. Открытые им новые звуковые возможности сделали гитару неповторимо прекрасным и возвышенным инструментом».

  Соотечественники свято хранят память о Франсиско Тарреге. Имя Тарреги присвоено Международному конкурсу гитаристов, который проходит в Испании.

  Богатейшие традиции испанской гитары - народной и профессиональной - несравненное искусство народных певцов, творимая народом поэзия – все это стало основой, на которой воздвигнуто великое искусство Андреса Сеговии. Он сам вышел из народной среды, рос в ней и навсегда сохранил верность ее эстетическим идеалам.

Статью добавил пользователь Макарич ярослав