Интервью с Владимиром Иванниковым на ресурсе "Классическая гитара"

Русский Гитарный Квартет, интервью с Владимиром Иванниковым

14 февраля 2019

Русский Гитарный Квартет — московский гитарный ансамбль, в составе которого Юрий Алешников, Наталья Родионова, Владимир Иванников и Анна Иноземцева. Официальную информацию о квартете, его членах и достижениях вы можете прочитать по ссылкам в конце этой публикации, а далее — эксклюзивное онлайн интервью с одним из участников квартета, Владимиром Иванниковым.

 

Владимир Иванников (b. 1984) — участник Русского Гитарного Квартета с 2015 года, представитель известной в русском гитарном мире династии гитаристов Иванниковых, концертирующий исполнитель (задолго до своего участия в этом квартете), лауреат конкурсов и педагог.

Каким образом был основан квартет в 2012 году, что послужило поводом? Кто был инициатором? Есть ли какая-нибудь история, связанная с этим?

У истоков создания Квартета стоят Юрий Алешников и Анна Иноземцева. Инициатива принадлежит Юрию, имевшему до этого богатый опыт музицирования в гитарных ансамблях (в том числе квартете) и желавшему создать коллектив профессионального уровня. Нужно отметить, что на момент создания Квартета в начале 2012 года в России подобных ансамблей профессионального уровня не существовало. Так что "Русский гитарный квартет" – первый в России!

Насколько регулярно совместно репетирует ансамбль? Вы занимаетесь этим постоянно, по "расписанию", или встречаетесь только для решения возникших задач?

Под профессиональным коллективом мы подразумеваем коллектив, функционирующий на постоянной основе, с регулярными репетициями и концертным графиком. Объём нашего репертуара, его сложность и уровень творческих задач, которые мы перед собой ставим, реализуемы исключительно при системной работе. Не смотря на индивидуальную высокую занятость участников, квартет находит возможность стабильно репетировать дважды в неделю не менее, чем по 3 часа. Накануне ответственных выступлений с новым репертуаром, российскими или мировыми премьерами мы можем встречаться и чаще.

Как вам видится "миссия" ансамбля, что вы хотите сделать в Музыке?

Свою миссию Квартет видит в развитии ансамблевого музицирования на классических гитарах, демонстрации возможностей инструмента в таком формате и популяризации его среди любителей музыки, показывая широкой аудитории многообразие гитарного репертуара. Мы стремимся исполнять высокохудожественную музыку и стимулировать своим творчеством современных профессиональных композиторов на создание сочинений для гитарного квартета. Подчёркивая название коллектива, каждая наша концертная программа включает классическую и оригинальную музыку русских композиторов.

 

Есть ли в ансамбле явный лидер или "идейный вдохновитель", если да, то в чём его роль?

Лидером Русского гитарного квартета является Юрий Алешников. И не только потому, что он, по сути, создал коллектив. От Юрия исходят основные тактические и стратегические инициативы, и он берёт на себя ответственность по основному кругу задач в рамках этих инициатив. Также Юрий несёт в себе важнейшую, с моей точки зрения, функцию — он главный оптимист квартета. Своей уверенностью в успешном осуществлении амбициозных проектов и, в целом, верой в светлое будущее коллектива он вдохновляет остальных участников квартета на творческие подвиги :-)

Какие важнейшие планы, проекты на будущее у вас есть?

Стратегическими планами мы считаем завоевание симпатий и повышение узнаваемости коллектива у широкой аудитории, интенсификацию концертной деятельности Квартета по всей России и выход на зарубежную сцену.

Мы бы хотели представлять Россию на международном уровне, прославляя её музыкальную культуру в широком смысле и российскую гитарную "школу" — в узком. Основу нашего репертуара составляют переложения сочинений русских классиков: А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других, которые горячо любимы публикой во всём мире.

Если говорить о творческих планах, то в ближайшем будущем — это участие в крупном телевизионном проекте на федеральном канале и запись второго студийного альбома с "Временами года" П. И. Чайковского. Мировую премьеру переложения этого цикла, созданного специально для нашего квартета, мы недавно осуществили на площадке музыкально-просветительского проекта melomania.moscow.

Какие советы вы могли бы дать исполнителям, которые хотят создать гитарный ансамбль и продвигаться в подобном виде музыкальной деятельности?

Даже и не знаю, что такое особенное я могу посоветовать... Квартету свойственно всё то, что свойственно любому камерному ансамблю. Я считаю, что наряду с первоочерёдным достаточным уровнем компетенции, участник ансамбля должен быть порядочным и гибким — часто приходится искать компромисс между контрастными творческими идеями. Хороший микроклимат очень важен для совместного творчества.

Насколько коммерчески успешным может являться гитарный ансамбль? Сколько и какими способами возможно заработать его участникам?

Гитарный ансамбль, мне кажется, уступает по "продаваемости" другим, более традиционным по составу участников ансамблям — в силу стереотипа восприятия гитары. Русский гитарный квартет планомерно и целеустремлённо работает на слом такого стереотипа, и, к счастью, нам это удаётся. На примере нашего квартета могу сказать, что такой ансамбль может приносить доход участникам, но о том, чтоб этот доход был основным - пока рано говорить.

В коммерческом успехе любого музыкального коллектива решающую роль играет его узнаваемость и то, насколько продуктивно ведётся работа по организации концертов. Основным заработком является гонорар за концертное выступление.

Можно играть сколь угодно хорошо и интересно, но если ты не сумеешь себя "продать", ты не заработаешь. Сыграть концерт бесплатно не сложно, но продать концерт — это тяжёлый труд. Сочетать же творчество и продажи крайне сложно. Именно поэтому подавляющее большинство артистов пользуется услугами концертных менеджеров. С недавних пор Русский гитарный квартет также пользуется услугами такого менеджера.

Какие гитарные ансамбли, по вашему мнению, являются лучшими в мире? (Как "ориентир" для подражания.)

Если говорить именно о квартетах, я отдаю дань уважения семейному "Королевскому" гитарному квартету "Los Romeros", который пробил дорогу такому ансамблевому составу на академическую сцену, и LAGQ (Лос-анджелесский гитарный квартет) — за пример многолетней успешности, всемирную популяризацию такого состава и обогащение репертуара. При этом мы достаточно взрослые и самодостаточные люди, чтоб вопрос с подражанием был для нас неактуальным.

Ну а лучшим в мире я, конечно, считаю "Русский гитарный квартет" :-)

Почему название ансамбля на официальном сайте в заголовке страницы указано на трёх языках: русском, английском и китайском? В этом заложен особый смысл?

Мы рассматриваем западный и китайский рынки как перспективные для концертной деятельности нашего коллектива.

 

Как вы оцениваете состояние отечественной гитарной сцены и вообще, отечественного гитарного искусства? (Классическая гитара, конечно.)

Я считаю, что классическая гитара в России находится на подъёме. Ярких и высококлассных российских исполнителей становится всё больше, расширяется география гитарных концертов, крупных гитарных конкурсов и фестивалей, а дети устойчиво интересуются освоением классической гитары.

Что касается "гитарной сцены"... Хотелось бы кратного увеличения таких "сцен" на просторах нашей необъятной Родины. Чтобы они могли себе позволить пригласить с концертом не только солиста, но и, например, квартет. А мы с удовольствием приедем с концертом, мастер-классами и поделимся своим творчеством и знаниями с любителями гитарной (и не только) музыки :-)

 

ссылка на ресурс: 

https://zen.yandex.ru/media/classical_guitar/russkii-gitarnyi-kvartet-interviu-s-vladimirom-ivannikovym-5c5d5d1cfd24ee00af0d1bb5