Джим Маршалл - памяти "отца громкого звука"

  5 апреля 2012 года на 88 году ушел из жизни "отец громкого звука", бизнесмен и основатель фирмы Marshall Amplification Джеймс Чарльз "Джим" Маршалл. В этом же году его фирме исполняется 50 лет. Хотя Джим и не был профессиональным музыкантом, недооценивать его влияние на развитие музыки в целом и рок музыки в частности нельзя.

  Джим Маршалл подарил миру новый звук и открыл новые перспективы. Его заслуги сопоставимы с заслугами Лео Фендера, ответственного за разработку самой копируемой электрогитары "Стратокастер" и бас гитары.

  Джим Маршал родился в 1923 году в Лондоне. В детстве ему поставили диагноз туберкулез костей, из-за которого он не попал на фронт во время второй мировой войны. Уже в возрасте 13 лет он отправился зарабатывать деньги, меняя множество профессий, от сборщика металлолома, пекаря до продавца обувного магазина. А еще он тяготел к музыке и учился играть на барабанах. Кстати, именно это занятие определило его дальнейшую судьбу. Как барабанщик, Джим Маршалл достиг весьма неплохого уровня и даже начал преподавать игру на барабанах. Мало кто знает, что среди его учеников были Митч Митчелл, барабанщик Джимми Хендрикса и Микки Уоллер, работавший с Литтл Ричардом. Основная педагогическая деятельность Джима Маршалла пришлась на конец пятидесятых - то время, когда в Британии зарождалось новое течение в музыке. Недостатка в учениках у Маршалла не было. Нередко ему приходилось покупать по несколько ударных установок в неделю для своих учеников.

  Вскоре Джим Маршалл открыл свой собственный магазин по продаже барабанов. Помимо барабанщиков в магазин часто наведывались гитаристы, среди которых были тогда еще неизвестные Ричи Блэкмор и Пит Таунсенд. Они нередко выражали свое недоумение - почему музыкальный магазин Маршалла специализируется в основном на барабанах, обходя другие инструменты стороной?! В частности - почему магазин не торгует гитарными усилителями? Именно Пит Таунсенд подал идею Джиму Маршаллу заняться ими (училителями для гитары).

  Надо сказать, что сам Маршалл не имел об усилителях никакого представления, однако, изучив рынок, он заметил, что особой популярностью пользуются усилители Фендер, правда стоят они недешево. Это дало ему идею, создать дешевую альтернативу конкурентам из Америки. Для этого он привлек двух инженеров - Кена Брана и Дадли Крейвена, которые...скопировали схему усилителя  Fender Bassman, внеся незначительные изменения.

  Лишь после шестой попытки в 1962 году ими был создан усилитель, удовлетворивший звуком не только Джима Маршалла, но и гитариста  Пита Таунсенда, пребывшего в поисках нового звука. Эта модель получила название JTM 45. Цифры 45 указывали на мощность усилителя, 45 ватт - по тем временам немыслимую. Кстати, именно Маршаллу пришла в голову идея выпускать не комбо-усилители, а усилитель и колонку (нынче именуемую кабинетом) в отдельных корпусах. Это дало гитаристам возможность компоновать данные элементы по своему усмотрению. Второй отличительной особенностью усилителей Marshall был перегруженный звук, давший толчок в развитии тяжелого рока. Ну и конечно же, усилители приобрели фирменный логотип и золотистую переднюю панель. Победоносному шествию "Маршаллов" способствовал Джимми Хендрикс (полное имя которого Джеймс МАРШАЛЛ Хендрикс), использовавший для своих выступлений составленные друг на друга два кабинета с четырьмя двенадцатидюймовыми динамиками и усилитель. Это смотрелось очень эффектно на сцене. Такое "чудо" сразу же окрестили full stack. Иногда для выступлений на сцене выставлялась стена из нескольких стэков, половина из которых были не подключены, а служили лишь эффектной декорацией.

  Перечислять музыкантов, использовавших услилители Маршалл бессмысленно - практически все легендарные гитаристы семидесятых не обошли их стороной. Интересно, что будущую легенду долго не пускали на германский рынок, потому что в Германии была фирма с аналогичным названием, производящая духовые инструменты. Выпущенные специально для Германии усилители носили логотип Big M Made in England. После долгих переговоров Джим Маршалл выкупил права на имя, а усилители Big M являются целью охоты коллекционеров.

  Несмотря на многочисленные фирмы, появившиеся в последнее время, усилители Маршалл пользуются спросом среди музыкантов по сей день. С усилителей Маршал началось массовое увлечение перегруженным звуком, тяжелым роком и металом. Функциональные возможности Маршаллов перевернули представление о гитарных усилителях и ввели новые стандарты. Гитарные кабинеты и усилители других производителей практически не отличаются по размеру от маршалловских, практически на всех современных усилителях есть выносной напольный контроллер для переключения каналов чистого, легкого и сильно перегруженного звука. В период рассвета рок музыки спрос на усилители Маршалл был так велик, что в 1984 году компании Маршалл присудили "Королевскую награду за экспорт". Джим Маршалл получил  эту награду из рук самой королевы Англии, поскольку помог британской экономике в тяжелые годы.

  Многие легендарные музыканты выразили свое соболезнование в связи со смертью создателя громкого звука.

Статью добавил пользователь leothemetal

Tribute to Jim Marshall