Гитарная социальная сеть
Августин Барриос Мангоре Пио Феррейра
Род. 5 мая 1885 (Парагвай)
Ум. 7 августа 1944 (Сан-Сальвадор)
"... Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Августина Барриоса Мангоре. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не мог поверить; то, что он делал с инструментом... это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться".
из воспоминаний Антонио Лауро о первом знакомстве с Барриосом.
"Талант парагвайского виртуоза характеризуется удивительной техникой, основанной на музыкальном совершенстве и выразительности. Сеговия открыл для нас возрождение искусства, которое достигло вершин красоты столетия назад. Мангоре в своем сольном концерте в Королевской Консерватории является блестящим подтверждением этого искусства".
цитата из брюссельской газеты "National Beige" о концерте А. Барриоса в Бельгии.
Семья и обучение
Августин Барриос (при рождении ему дали и имя Мангоре, в честь национального героя Парагвая) родился в семье Доротео Барриоса и Марселины Феррейры, которая проживала в уникальной сельской местности, исторически находившейся под влиянием древних народов Гуарани и их обычаев. Отец и мать А. Барриоса ценили литературу и музыку. Эту любовь родители передали восьмерым своим детям, которые играли на различных музыкальных инструментах (в семье Барриоса даже был организован небольшой оркестр). Августин Барриос с раннего возраста с успехом занимался на гитаре сначала самостоятельно, а затем в музыкальной школе под руководством Густаво Соса Эскалады. В 15 лет его зачислили в Colegio Nacional, где он, отучившись три года, достиг больших успехов в точных и филологических науках. В 23 года Августин уже был успешным виртуозом гитары и сочинял музыку для своего инструмента. В 1910 г. гитарист отправился в свое первое концертное турне, которое продлилось 12 лет. Успех молодого Августина Барриоса был потрясающий, его игру на гитаре сравнивали с виртуозными выступлениями самого Никколо Паганини.
Многочисленные таланты
Августин Барриос был наделен многочисленными талантами, среди которых можно выделить не только исполнительство на гитаре, но и сочинение музыки, написание стихов, а так же, не многие знают, что он был талантливым художником-графистом. Обладая уникальными способностями в каллиграфии, его музыкальные рукописи вызывали восхищение и были названы «каллиграфическим совершенством». Стихи Августина декламировал его брат Франсиско Мартин как на испанском, так и на языке гуарани во время выступления гитариста. Романтические взгляды «на себя и свою жизнь странствующего артиста», выраженные в небольшой поэме Bohemio, могли настроить слушателей на лучшее восприятие музыки, исполняемой на сцене:
Как стремительны повороты судьбы!
В буре событий я двигаюсь,
подчиняясь неизбежности,
танцуя в сумасшедшем вихре
четырех ветров планеты!
Моя страсть не знает отдыха,
в моей бродячей неопределенной жизни
искусство освещает мне путь,
как фантастическая комета!
Я брат тем средневековым трубадурам,
которые страдают от романтического безумия.
Так же как они, когда я умру,
только Бог будет знать,
в каком далеком пристанище
я найду свою безвестную могилу!
Выдающиеся люди в жизни Августина Барриоса
На протяжении всей жизни Августина Барриоса окружали выдающиеся личности не только из миры гитары. Его знакомство с Борда-и-Пагола, Эйтором Вила-Лобосом, Хулио Мартинесом, Андресом Сеговией, Антонио Лауро и мн.др. оказало большое влияние на дальнейшее развитие гитарного творчества. Судьбоносными стали отношения с дипломатом Доном Луисом Саломони, который в момент их знакомства был послом Парагвая (именно он стал для Барриоса на многие годы покровителем). Под его руководством был организован концерт для королевы Виктории-Евгении, жены короля Альфонсо XIII. Королева после концерта подарила Августину гитару Моран, на которой он играл в последние годы.
Нововведения
Будучи революционером в творчестве, он сделал множество нововведений. Музыка Августина Барриоса, основанная на классических началах, охватывает все виды современной классической техники игры на гитаре. Его этюды тремоло (Un Sueno en la Floresta, Contemplacion и Una Limosna рог el Amor de Dios) развивают технику тремоло еще более по сравнению, например, с "Воспоминаниями об Альгамбре" Франсиско Тарреги. Использование среднего и басового звучания в тремоло у Барриоса очень полифонично. Игра большим пальцем - это не просто гармонический аккомпанемент к мелодии тремоло, но это почти всегда контр мелодия с превосходным ощущением каждой струны.
Общий подход к исполнению мелодии на гитаре - это игра в басовом регистре с дискантовым аккомпанементом. В романсах Confesion, Imitacion al Violoncello Августин Барриос использовал технику игры из «Прелюдии №1» Вила-Лобоса, но представил ее в более сложном варианте.
В его мастерски используемой технике арпеджио в таких произведениях как Концертный этюд, Las Abejas и Allegro Solemne из La Catedral (Собор) получены уникальные эффекты, никогда раньше не используемые на этом инструменте.
Августин прекрасно владел музыкальной формой, даже если брался за произведения в одном темпе.
Музыку, созданную Августином Барриосом, принято разделять на три категории, первая из которых, эта популярная или салонная современная музыка (Junto a tu Corazon; Don Perez Freire; Sarita). Вторая тесно связана с фольклорными мотивами и ритуалами гуарани (Danza Guaraní (Танец гуарани), Cueca, Maxixe, Aconquija, Choro da Saudade, London Carape, Tha Che Valle). Третья – классические и романтические произведения, которые по праву признаны гитарными шедеврами (La Catedral (Собор), Mazurka Appassionata (Мазурка аппассионата), Las Abejas).
Сохраняя верность гитаре на протяжении всей жизни Барриос не переставал совершенствовать свой инструмент. Для своей гитары он использовал струны стальные, а не из кишки, которые были очень популярны до появления нейлоновых струн (примерно до конца 1940-х). Возможно, это новшество было введено им потому, что Мангоре не мог себе позволить приобрести и сохранить в хорошем состоянии струны из кишки. Но, не смотря на это, стальные струны для дискантового звучания подходили намного лучше, чем их предшественники. Однако, что бы уменьшить металлический «привкус», Августин использовал маленькие кусочки ластика, через которые пронизывал каждую струну, опуская их до нижнего порожка гитары. Получалось, что при игре струны достаточно вибрировали, но не воспринимались как металлические.
Барриос не был похож на своих современников и выбором концертных площадок. Не ограничиваясь рамками больших залов, его выступления проходили и в самых глухих местах, где концертная гитара до его приезда была вообще никому неизвестна. В программу выступлений включались оригинальные произведения автора, классика и сочетание более популярных произведений для гитары, но при этом всегда пренебрегались вариации, включение которых в программу того времени было обязательно.
Начиная с 1930 г (по 1934) Августин Барриос перестает выступать в привычном смокинге и фраке. Теперь его залы украшались листьями пальм, а сам исполнитель (для того, чтобы напомнить слушателям о своих индейских корнях и максимально привлечь внимание слушателей) выходил на сцену в национальном индейском костюме.
- Вождь Нитсуга Мангоре, Паганини гитары из джунглей Парагвая, - так он объявлял себя, начиная свое выступление. Далее шел отдельный поэтический рассказ, что называется, из первых уст:
- Тупа, главный дух и заступник моего народа, однажды обнаружил меня в зеленом лесу, восхищенно созерцающего природу. "Возьми эту волшебную шкатулку, - сказал он, - и открой ее секреты". Заключив в нее песни и дыхание растений, он оставил ее в моих руках. Следуя совету Тупа, я поднес ее к своему опечаленному сердцу, и много лун прошло через гребень бегущей воды. И однажды ночью Йаси (Луна, наша мать) отразилась в кристальной воде, почувствовав печаль моей индейской души, и подарила мне шесть серебряных лунных лучей, чтобы я мог раскрыть секреты шкатулки. И произошло чудо: из глубины шкатулки вырвалась чудесная мелодия самых прекрасных и чистых природных голосов Америки!
После подобного вступления Барриос играл репертуар от Баха до популярной фольклорной музыки.
Если же гитариста-виртуоза в Барриосе публика признавала молниеносно, то как композитора и новатора - лишь спустя 50 лет после смерти. Именно столько времени понадобилось, чтобы оценить его вклад в гитарное искусство.
Много споров вызывает вопрос о взаимоотношениях Августина Барриоса с Андресом Сеговией. Воспоминания о первой встрече (15 октября 1921г.) двух этих выдающихся людей сохранились в письме Августина Баррисоса к другу Мартину-и-Пагола:
«Дорогой брат Мартин, Ты ни за что не поверишь<…> я имел счастливую возможность слышать Сеговию в одном из его концертов в этом же салоне. На этом концерте меня представил ему маэстро Элво, и теперь Сеговия и я - хорошие друзья. Позже я был у него в гостях. Он принял меня очень тепло. Я сыграл на его гитаре несколько своих сочинений, которые ему очень понравились. Сеговия оказал мне искренний и открытый прием, и я должен сказать тебе, брат, что я чувствую большую теплоту к этому великому артисту. Я очарован его манерой исполнения и в целом пытаюсь подражать ему, не теряя естественности и индивидуальности. Он особенно заинтересовался "Собором" и попросил у меня экземпляр этого произведения с тем, чтобы он мог исполнять его на концертах. Поэтому прошу тебя, Паголита, об одном одолжении - выслать мне как можно быстрее экземпляр этого произведения до отъезда Сеговии в Европу 2 ноября. Он оказывал мне большую поддержку и сказал, что мне следует как можно раньше отправиться в Старый Свет. Между нами не было никаких намеков на неуважение или раздражение. Напротив, он дал ясно понять, что чувствует ко мне особое уважение (которое испытывает лишь к нескольким профессионалам), т.к. видит во мне много искренности. Сеговия обещал дать мне несколько произведений из своего репертуара, среди которых Torre Bermeja, которое особенно ценно».
Но вот о том, как развивались их отношения, и сыграл ли А. Сеговия знаменитое произведение А. Барриоса - не известно. Существует множество споров и догадок о том, что в действительности произошло между ними дальше, но не будем вдаваться в подробности их личной жизни, ведь это дела давно минувших дней. Для нас, ценителей и почитателей гитарного искусства, эти два имени - Андрес Сеговия и Августин Барриос - стоят в одном ряду гениальных деятелей искусства XX века.
Знаете ли вы, что:
*В конце мая 2008 года Центральный банк Парагвая ввел в обращение первую партию “гитарных” банкнот. На парагвайской купюре номиналом 50 000 гуарани размещен портрет знаменитого гитариста-виртуоза, композитора Августина Барриоса, а с оборотной стороны его гитара.
*Августина Барриоса порой называют Шопеном гитары. Подобно Шопену (известны лишь 2 концерта Фридерика Шопена для фортепиано с оркестром, все остальные его сочинения исключительно фортепианные) Барриос всю жизнь сочинял исключительно для одного инструмента - гитары, достигнув в этой области больших высот. Многие произведения гитариста представляют собой не только большую эстетическую ценность, а также являются достаточно сложными для исполнителя в техническом отношении, несмотря на то, что уровен современной гитарной школы довольно высок. Возможно, поэтому музыка Августина Барриоса звучит и в концертных залах, и в рамках фестивальных программ, и в виде обязательных произведений в ряде международных гитарных конкурсов.