5 неприемлемых ошибок в исполнении музыки Ренессанса

Расплата за ошибки в исполнении

Все мы знаем о той эпохе, когда в западной Европе (прибл.1400-1600гг.) начался расцвет искусства, это было золотое время живописи, архитектуры, поэзии и, конечно же, оно нашло своё отражение в музыке. Собственно, «Возрождение» обозначило те идеи, что волновали лучшие умы во все времена: силою своего таланта они стремились воссоздать духовные ценности и эстетику Древней Греции. И в наши дни живо это стремление. 

Обратимся же к некоторым нюансам и проблемам с которыми можно столкнуться на пути к совершенному исполнению.

Инструментальная музыка того времени особенно широко представлена творчеством композиторов-лютнистов, которые умели передать в небольших пьесах несоизмеримый объему масштаб и глубину мысли. Думается, что сам по себе инструмент тогда имел особое значение, являясь лишь посредником между исполнителем и слушателем. В современной интерпретации это качество не всегда является основополагающим, т.к. исполнитель зачастую отдает преимущество возможностям самого инструмента, становясь иллюстратором, либо, отойдя от музыки, занимается самолюбованием. Часто, технически не сложные миниатюры интерпретируются слишком буквально: простая фактура, ритмически не сложный рисунок, симметричная форма — все это, порой, диктует ложный взгляд: исполнение рискует оказаться посредственным и даже чудесные миниатюры превращаются в бирюльки.

Прежде всего, инструментальная музыка Ренессанса - это духовная музыка, понимание которой невозможно достигнуть лишь посредством инструмента и мастерства исполнителя. 

Ниже я привожу, на мой взгляд, 5 основных ошибок современной интерпретации.

1. Непонимание фактуры произведения и, как следствие, неправильно выбранный темп.

2. Средства выразительности (динамика, штрихи): их излишек или их недостаток.

3. Отсутствие единого феномена (связи) - звукоизвлечение-музыка.

4. Аутентичность, как единственно верный подход.

5. Поверхностность в исполнении: наличие привычных средств выразительности, но отсутствие главного - сердцевины, концетрации передачи образа, духа музыки того времени.

Music of the Renaissance: John Dowland, Anonym (XVIc.) Aleksey Latyshev, guitar.

Комментарии

Огромное спасибо Тебе, Лёша, за замечательный материал, написанный в лучших традициях книг по музыкальной литературе. Это похоже на введение к раскрытию, собственно, вопросов, затронутых в статье. Возможно, ты продолжишь расркытие этой большой и интересной темы в стиле "что делать" и "кто виноват"?))). Чтобы у людей, которые желают постигнуть вопросы "глубины" исполнения появились бы хотя бы ориентиры на то, куда, собственно, двигаться, на конкретных примерах и шагах.

Лёха, Ты также поскромничал с видео. Ты сделал отличную запись, замечательное исполнение! Так держать!

Замечательный материал! Надеюсь, что в скором времени появится продолжение, где эти ошибки, т. е. вопросы, будут раскрыты. Очень интересно почему они возникают и как от них избавиться! Спасибо автору.