Выпуск №8. Гитарная музыка в стиле фламенко

В восьмом выпуске Королевского Гитарного подкаста принимает участие белорусский гитарист, исполнитель музыки фламенко Сергей Рощектаев.

Беседа охватывает различные вопросы, связанные с популярным во всем мире испанским искусством. Каковы корни этого искусства? Можно ли играть музыку фламенко на классической гитаре и что из этого получится? В чем суть истинного фламенко? Любой ли гитарист может играть так же виртуозно музыку фламенко, как это делают настоящие "звезды" этого стиля, такие как Пако де Лусия или Гриша Горячев? Как нужно слушать фламенко, чтобы слышать и понимать его суть? Каковы основные черты, определяющие профессионализм гитариста, играющего музыку фламенко? Где можно научиться игре фламенко на гитаре и что мешает освоить этот стиль в музыкальной школе? Как учат гитаристов фламенко в Испании? Можно ли научиться играть на гитаре без знания нот? С какого возраста можно начинать изучать игру на гитаре в стиле фламенко и до какого возраста этим можно заниматься? Какие слои общества и какие народности стояли у истоков культуры фламенко? Знаете ли вы, что колонии фламенко существуют по всему миру и родина фламенко - Испания, уступает по количеству школ некоторым другим странам?

Гитарист фламенко Сергей Рощектаев

В подкасте принимают участие гитарист Сергей Рощектаев и Роман Ташпулодов.

Ссылки на материалы, связанные с беседой:

Танцевальная школа фламенко в Минске.

Испанская колыбельная.wmv

La Macanita

R.AMAYA Y EL BOBOTE CHICO

Комментарии

Вот я всегда задавался вопросом-а что же настоящее? Или как любят выражаться в этих ваших интернетах-труЪ. 
Вот повелось так, что на классической гитаре играют классику, и почему то повелось, что любое другое использование гитары как то не совсем правильно что ли. Медиатором не ковырять, блюз не играть. А потом приходит Джордж Харрисон, который консерваториев не кончал, и играет потрясающее соло к песне And I love her. На классической гитаре. А если хорошо порыться в первоисточнике-по моему даже какого то испанского мастера-в общем съемки черно-белые, непонятно, может даже она и была та самая гитара фламенко. Ну или Маттиас Ябс из Скорпионс тоже играет интересное соло в песне Here in my heart. И тоже на гитаре с нейлоновыми струнами-правда со звукоснимателем. И тоже между прочим медиатором. И в обоих случаях получились весьма потрясные произведения. Сама музыка живет и развивается засчет того, что кто то старается нарушить привычные каноны. И еще я всегда скептически относился к выражению-заниматься следует лишь одним видом гитары, или одним направлением музыки, поскольку есть там взаимоисключающие параграфы, вроде технических приемов. А что мешает эти приемы усвоить в равной степени? Мультиинструменталисты вот вообще не переживают-играют на гитаре, виолончели, фортепиано-например Виктор Смольский, или тот же Никола Паганини, передравший кучу приемов игры с гитары для скрипки и наоборот. Упомянутый в подкасте Стив Вай не гнушается поиграть как на акустической, так и на безладовой гитаре, Пол Гилберт-заядлый электрогитарист переиграл однажды кучу своих произведений в токийском хард-рок кафе на акустической гитаре, и издав концертный альбом Acoustic Samurai. Музыкальный материал от этого не стал менее интересным. даже кавер версия песни Dancing Queen шведского коллектива ABBA. Тот же Пол Гилберт порадовал опять же японскую публику, когда группа Mr. Big, гитаристом которой он являеся вышла на бис. Пол сделал хитрое лицо и устремился за барабанную установку, после чего барабанщик вышел на сцену с бас гитарой в руках, а вокалист с гитарой, и в таком составе они начали играть Smoke on the water. Пара косяков, конечно случилась, но это скорее потому, что барабанщику за пол часа до выхода на сцену показали, куда тыкать и чего дергать, но Пол партию ударных сыграл на ура. А король фламенко-Пако де Люсия сыграл партию гитары в песне Брайна Адамса Have you ever really loved a woman. 
Конечно основная мысль понятна-музыку следует чувствовать, независимо от стиля, либо ты ее понимаешь и можешь сыграть убедительно, либо это получается что то в духе чего то, или попытка создать что то, о чем имеешь крайне далекое представление, поэтому есть какие то моменты, чтобы эту музыку можно было причислить к какому то жанру, но с большой оговоркой. Но вот что мешает музыканту заниматься более чем одним направлением? 

http://www.youtube.com/watch?v=hq2KgzKETBw

тот самый Адамс с тем самым Пако

http://www.youtube.com/watch?v=mHGv5FCS2j8
классический состав группы Mr. Big

 

http://www.youtube.com/watch?v=gBTDgsLb7Vs

и их маленькое шоу на бис в будокане. Гилберт очень хорошо отработал

Граждане музыканты-не пора ли смотреть на вещи шире?

Я вообще очень даже за то, чтобы заниматься разными направлениями. Пако - пусть покоится с миром! - играл много самой разной музыки. Да и другие гитаристы фламенко, Сабикас например: http://my.mail.ru/video/mail/sl3591/1480/8555.html#video=/mail/sl3591/1480/8555

первое, что появилось по запросу, играл темы самых разных народов от мелодий латиноамериканских индейцев до арабских. Но они играли на фламенко гитаре, надо признать что это такой полноценный инструмент со сложившейся веками школой и спецификой. Речь не о том, что нужно заниматься одним каким-то направлением, просто нужно как-то отделять их, для этого нужно просто признать его - в данном случае фламенко-гитары - существование. Я сталкивался в основном с 2-мя распространенными мнениями о гитаре фламенко: 1. "А - ну фламенко - понятно - это что-то испанское, там "расгеадо" есть! а если глубже копнуть - да там, еще и лад дорийский - ну теперь все понятно, осталось только найти ноты Пако "Ентрэ дос агуас", сыграть и фламенко освоено! Ну а если еще Малагенью с "тремоляндо" то это уже вообще высший пилотаж. 2. Фламенко. Традиционное испанское искусство - в Википедии читали! Стало быть это надо там родиться, у них там и пальцы другие, они там с молоком матери впитывают "пикадо"! Да там пацаны 6-летние сидят и пассажи шпарят уже не хуже Пако, куда нам-то! Оба стереотипа происходят от глубокой косности и дилетанства. Просто обидно как-то за фламенко становится, ведь сейчас много возможностей, чтобы познакомиться с этим искусством. Куча пособий, видео школ. В других-то странах (к сожалению, в Беларуси меньше всего) играют профессионально, ничто не мешает, есть настоящие школы фламенко с национальным неиспанским колоритом. Настоящее фламенко. Дело в музыкальной философии, которая способна обогатить, если с ней познакомиться, не в нации. В этом-то по-моему и заключается способность шире взглянуть на вещи, не подгоняя под привычное или вешая ярлыки типа "не наше, нам не надо" или "невозможно, не те гены".

По-поводу Гриши Горячева - я бы на месте Романа не ставил это имя в один ряд с Пако де Лусией или другими гитаристами фламенко как пример успешности. В случае с Григорием Горячевым, я бы сказал, мы имеем место с явлением "пикадизма" - подвидом "технарьства" во фламенко. Это такой то ли спорт, то ли болезнь, не знаю.. От слова "пикадо" - это, по мнению многих - быстрые пассажи в музыке фламенко, хотя на самом деле - пикадо это прием игры, когда играют пальцами i, m, или a в любой последовательности, ставя ноготь под прямым углом к верхней деке гитары, палец колет струну как копьем, причастие от глагола "picar" колоть и дает слово picado, которое можно перевести как "коля", "укалывая". Это необязательно пассажи, может быть мелодия любой структуры. Дело в том, что пытаясь подражать мэтрам некоторые гитаристы, не имея терпения докопаться до глубинного смысла, начинают совершенствовать технику, ставя ее на первое место. Это вообще особая тема для разговора, я бы поговорил об этом отдельно, ведь это же совершенно ложный путь, ведущий в тупик! Миру не нужен второй Пако, более чем достаточно одного! Пальцевой спорт разве может быть сравним с движением души? Эти вещи разной природы, ни имеющие ничего общего между собой. Можно выразить музыкальную мысль разными приемами, пассажи - это лишь один из многих. И глубоко ошибочно представление о том, что гитаристы фламенко соревнуются между собой в этом "виде спорта" - только дилетанты, которые порой довольно назойливы. Гитаристы соревнуются в богатстве, глубине звука, умении выражать чувства, играть сердцем, душой. Как и исполнители на всех остальных музыкальных инструментах. Разговаривая с гитаристами-преподавателями в школе фламенко в Гранаде, я узнал, что они хорошо знакомы с творчеством гитариста Сергея Орехова например, восхищаются им, но имя Горячева мало что для них значит, хотя все видели видео с его феноменальными пассажами, которые являются главным достижением Гриши, но это достижение скорее из области своеобразного "спорта".. Есть другие признанные в мире фламенко имена гитаристов бывшего Союза - Павел Баталин, Анатолий Шевченко, также - Владимир Слободин, Юрий Бобылев и другие, их немало сейчас в Москве, Питере, Казахстане. Я не говорю об остальных странах мира.

Я правильно понял, что под ником serge_roshe скрывается гость данного подкаста? Мысль понятная, в данном случае поддерживаю, просто видимо в коментариях несколько доходчивее разъяснено, или я не понял с первого раза :)

Новый