Выбор репертуара для начинающих гитаристов

Выбор репертуара для юных гитаристов - очень важное слагаемое успеха нашей профессии. Репертуар должен соответствовать возрасту ученика, т.е. музыка должна быть ему понятна и доступна. Еще одно непременное требование к репертуару начинающих - его разнообразие. Дети нуждаются в свежести репертуара, их утомляет однообразие и муштровка. Вместе с тем педагог должен учитывать музыкальные способности и предпочтения каждого ученика. При знакомстве с новой пьесой, я проигрываю ее ученику и спрашиваю, нравится ли она ему, а при работе с ребятами постарше предлагаю несколько произведений на выбор. При выборе концертного репертуара необходимо учитывать не только  конкретные музыкальные задачи, но и черты характера ребенка, его интеллект, темперамент, артистизм.

Мир образов изучаемых произведений должен быть знаком ребенку. Это в первую очередь детские песенки, потешки, народные песни, песенки из мультфильмов. Очень хорошо, если пьеса имеет программный характер, сюжет (например, пьесы С.Ветушко «Веселая прогулка», И.Кузьмицкого  «Марш оловянных солдатиков») или в ней есть узнаваемые персонажи (Михайло-Потапыч, пираты и  т.д.).

Работая над новой пьесой можно придумать о ней целый рассказ; замечательно, если ребенок включается в игру и помогает вам в этом. Например, разучивая пьесу Л.Ивановой «Дремучий лес», я напоминаю ребенку сказку о Машеньке, которая заблудилась в лесу. Когда надо сыграть крещендо, я объясняю, что девочка все дальше и дальше заходит в густой лес, поднимается ветер и Машеньке страшно.

При работе над полькой В.Козлова  «Топ-топ-топ» я рассказываю об этом танце, а акценты в этой пьесе сравниваю с притоптываниями.

Содержание пьесы, ее характер помогают раскрыть элементы звукоизобразительности в музыке. Например, в моей пьесе «Башмачки» есть повторяющаяся ритмическая фигура в басу, имитирующая стук башмачков, а форшлаги и глиссандо в пьесе «Катание с горки» показывают, как дети скользят с горы. Глиссандо в пьесе «Баба-Яга» рисуют то, как Баба-Яга оторвалась от земли и скрылась в облаках и т.п.

При знакомстве с новой пьесой, если это знакомая ребенку песенка или если к музыке есть слова, я пропеваю их вместе с учеником. Так, на мой взгляд, лучше запоминается мелодия. Кроме того, иногда я сочиняю к своим пьесам стихи. Они помогают  понять о чем эта пьеса, делают музыку образной, живой, выразительной. Стихи должны не только ярко рисовать главного героя пьесы, но и учить чему-то хорошему. На мой взгляд, мне удалось это воплотить в стихах к некоторым пьесам из сюиты «Буратино»: «Папа-Карло», «Кот Базилио и лиса Алиса», «Карабас-Барабас». Я часто обращаюсь в своем творчестве к сказочным сюжетам, т.к. сказка - излюбленный детский жанр и ребята всегда с удовольствием играют такую музыку.

Замечательно, если пьесы для начинающих сопровождаются рисунками. Таких сборников, к сожалению, немного, но я могу привести в пример сборник В.Бранда «Гитаре - слово…» или сборник И.Лонского «Буратино». Стихи и иллюстрации будят фантазию ребят, побуждает их к сотворчеству.

Кроме образного содержания, пьесы для начинающих должны включать в себя новые исполнительские приемы, штрихи, т.е. репертуар должен постепенно усложняться.

После одноголосых произведений, мы переходим к двухголосным, осваиваем игру терциями, арпеджио. Изучение штриха легато, например, можно можно закрепить на пьесе Л.Ивановой «Белочка и дятел», а освоение восходящего легато на этюде  С.Ветушко «Дождик» и т.д.

На этом этапе обучения, безусловно, необходимо опираться в первую очередь на классическое гитарное наследие: сочинения М.Каркасси, М.Джулиани, Ф.Карулли, Ф.Сора, Д.Агуадо, Ф.Тарреги и др., т.к. кроме высокой художественной ценности их сочинения включают в себя все разнообразие гитарных приемов и закладывают прочный фундамент хорошей исполнительской школы.

Что касается пьес белорусских авторов, то учитывая способности и интересы каждого ученика, я обращаюсь при работе с начинающими также к музыке О.Копенкова, С.Колгана, С.Бурова, И.Шошина, И.Кузьмицкого, В.Захарова, В.Живалевского и др.

Уже с первого года обучения я играю с учениками в ансамбле и заметила, что это  неизменно им нравится. С большим  удовольствием дети исполнят дуэт А.Виницкого «Дождик» (при этом мы еще осваиваем натуральные флажолеты), ансамбли С.Ветушко «Румба», «Мой друг - Карлсон», «Три медведя» и мн.др.

Подводя итог вышесказанному, замечу, что при работе над любой пьесой на начальном периоде обучения главная задача педагога - разбудить у ребенка любовь к музыке, создать «ситуацию успеха», заставить его поверить в свои силы.

Материал подготовила Светлана Ветушко