Viva la guitarra! «Юбилейный бенефис» Олега Копенкова (интервью)

  23 октября в Большом зале ДК «МАЗ» в Минске состоялся вечер гитарной музыки «Юбилейный бенефис» знаменитого белорусского деятеля Олега Копенкова – гитариста, композитора, педагога, аранжировщика, ведущего концертов и радиопрограмм, литератора, продюсера, председателя Клуба Гитаристов Беларуси.

  В первом отделении концерта прозвучали ансамблевые композиции для гитары. В дуэте (трио) с юбиляром выступили его друзья и коллеги: Сергей Кабанов, Павел Маскальчук, Владимир Угольник и Андрей Войцеховский.

  Во втором отделении Олег Копенков предстал перед слушателем в качестве композитора. В исполнении коллектива «Гитарная волна» (под руководством Надежды Газизовой) Владимира Захарова, Владимира Мальганова, Александра Терехова, Андрея Глазенкова и Игоря Шошина (дуэт «Банданеон») прозвучали оригинальные миниатюры Олега Копенкова: «Пора домой», «В суете», «Не хуже, чем у других», «Дорога вдоль Немана», «Антилопа у истоков Замбези». Также на концерте были представлены и авторские композиции его коллег-гитаристов (В. Захаров «Пьяный мужичок в новых галошах, переходящий улицу в неустановленном месте»; В. Мальганов «Неуловимый Джон», «Севилья»), в том числе посвященные юбиляру (И. Шошин «Танцы под дождем»).

  Кульминацией юбилейного вечера стали блистательные выступления Александра Терехова и Владимира Ткаченко. В сопровождении гитары Александр Терехов душевно и проникновенно спел две песни («Что так сердце растревожено» из кинофильма «Веселые друзья» и неаполитанскую песню «O sole mio»), продемонстрировав слушателям не только отличное владение инструментом, но и свой прекрасный богатый певческий голос. Завершило концерт виртуознейшее соло Заслуженного артиста Беларуси Владимира Ткаченко. Его игра покорила зал небывалым разнообразием способов извлечения звука на гитаре, благодаря использованию особой техники фингерстайла [А.М.: «fingerstyle» букв. – «пальцевой стиль»].

  В целом, созданная виновником торжества (и одновременно прекрасным ведущим) увлекательная, живая, по-домашнему тёплая и уютная атмосфера, сделали Юбилейный вечер Олега Копенкова для слушателей поистине незабываемым.

  Несмотря на огромную занятость, Олег Копенков уделил нам время для общения. Спустя несколько дней после юбилейного концерта (28.10.2012.) нам удалось взять интервью с этим интереснейшим и многосторонне одаренным музыкантом. Представляем его нашему читателю.

 

  Александра Макарова: Олег Александрович, на концерте «Юбилейный бенефис» Вы были представлены не только как исполнитель, композитор, блистательный ведущий, но и замечательный организатор. Как Вам удалось собрать вокруг себя звёздную плеяду белорусских гитаристов?

  Олег Копенков: Это тридцатилетняя работа Клуба гитаристов. Я уже на концерте говорил, что в мае 2013 года будет отмечаться тридцатилетний юбилей нашего Клуба. За эти годы я подружился практически со всеми белорусскими музыкантами. Они все у нас переиграли: те, кто из себя что-то представляет.

  Многие из тех музыкантов, кто принимал участие в моём юбилейном концерте, неоднократно здесь уже выступали. Я пригласил самых близких мне друзей, именно с кем мне доводилось играть вместе и кого мне всегда приятно видеть. Гитаристов очень много. Я даже переживаю, что остались многие обиженные, кто не вышел на сцену. Но и так получился мини фестиваль, который я сам себе устроил. Я сам просто счастлив после этого концерта, потому что я поиграл с теми музыкантами, с которыми мне приходилось вместе работать. Вспомнили какие-то былые наши выступления и вспомнили музыкантов, с которыми мне всегда приятно видеться, начиная с самого знакомства. В частности, Владимира Ткаченко, с которыми мы довольно часто сотрудничали. По сути – это мои друзья, товарищи по «цеху», которые были со мной на сцене. Поэтому еще раз повторю, что я сам просто счастлив, что концерт прошел с теми людьми, которых я люблю.

  А. М.: Вашим юбилейным бенефисом открывался 29 сезон Клуба гитаристов Беларуси, председателем которого Вы являетесь. С какого года существует Клуб Гитаристов Беларуси? Кто явился инициатором его создания?

  О. К.: Весной 1983 года вместе с Николаем Петровичем Кошелевым мы организовали этот Клуб. И когда он ушел в «лучший мир», то Клуб стал носить его имя. А я все эти годы, начиная с 1983, являюсь Председателем Клуба, веду организационную работу. Что в это входит. Прежде всего, это организация творческих встреч, концертов, выездных поездок на фестивали, проведение фестивалей гитарного искусства, обучение при Клубе гитаристов в студии по обучению игре на гитаре. Вот это основные направления деятельности Клуба.

  А. М.: А какова цель этого объединения?

  О. К.: Это не мы придумали. Это диктует жизнь. Всё-таки гитара – самый молодой среди музыкальных инструментов. Согласитесь, не часто встретишь клубы пианистов или скрипачей. Со времен великого Бетховена уже известно как играть какую ноту, существуют сложившиеся исполнительские традиции. Допустим, без Карло Черни не обойтись в пианистической практике: настолько школа разработана и все знают по какому пути идти, чтобы достичь каких-то результатов. Уже проложена годами, даже веками какая-то дорожка, по которой можно пройти. У гитаристов, в общем-то, еще много вопросов и в плане звукоизвлечения, и репертуара, и аппликатуры. То есть, нет единого мнения. Если в фортепиано надо именно этим пальцем сыграть и уже никто не спорит, то здесь еще очень много спорных вопросов. Поэтому гитаристы должны общаться между собой. С этой целью мы проводим гитарные академии, семинары, периодически встречаемся с разными гитаристами. Сейчас очень популярны, допустим, Летние гитарные академии: гитаристы отдыхают все вместе и в процессе отдыха общение помогает узнать что-то новое. Я всякий раз езжу. Подобного рода Академии и под Киевом проходят и под Гомелем, за границей – в Польше, в Венгрии. Встречаются гитаристы, чтобы отдохнуть, провести неплохо время. Я сам уже почти 33 года преподаю гитару и всякий раз после каждой такой Летней академии выношу для себя что-то интересное, что-то новое и применяю это на практике педагогической. И в плане организационного процесса каких-то мероприятий кто-то что-то подсказывает, потому что собираются люди-энтузиасты, как правило, которые не хотят спокойно сидеть по норам зашившись, а сами что-то делают и призывают к этому других.

  А. М.: Хорошая идея. Молодцы какие! По сути – это подвижничество…

  О. К.: Да и таких вот подвижников очень много. Практически в каждой стране, каждом городе есть Клуб гитаристов. Вот позавчера я приехал из Могилёва. Мы там открыли Могилёвский клуб гитаристов. Хотя он по сути дела и давно существовал. Когда мы с Николаем Петровичем Кошелевым задумывали, это был Минский клуб гитаристов. Но когда мы стали организовывать концерты, то одному городу не справиться. Вот допустим, к нам из Бразилии два года назад приезжали музыканты. И, естественно, если только в Минск их пригласить, то мы бы не окупили дорогу туда обратно через Океан. Поэтому они проехались мало того, что по всем белорусским городам, там, где есть энтузиасты: это Гомель, Гродно, Могилёв, Брест (задумывается)…

  А. М.: Витебск может?

  О. К.: Нет, Витебск как-то в стороне. Есть там хорошие гитаристы, с которыми я дружу, общаюсь, но вот они как-то не очень активны. Вообще в каждом городе есть своё сердце, что называется. В Гродно – это Владимир Захаров, в Бресте – Дмитрий Борисюк, в Гомеле – Игорь Шошин, в Могилёве – Игорь Лонский. Мы также сотрудничаем с нашей братней Украиной, с Россией. Так вот, договаривая про гастроли бразильского дуэта. Они проехали по пяти городам Беларуси и семи городам Украины. И всё окупилось и всё весело прошло.

  Я к тому, что позавчера мы официально открыли, что ли узаконили в Могилёве этот клуб. Он и так давно существовал, потому что, опять-таки благодаря Игорю Лонскому и Сергею Кулягину (я назвал по одному имени, но естественно там есть группа активистов) давно проводились какие-то фестивали, творческие встречи. Но официального статуса не было. А сейчас они так конкретно при Доме культуры. Что всё: мы есть такие и любите нас и будем с вами делать какое-то дело.

  А. М.: Так всё же может следующий Клуб гитаристов будет открыт в Витебске?

  О. К.: Я давно уже надеюсь на это. Хотя там проводили очень интересные фестивали международного уровня. «Менестрели» они назывались. Но этим занимался не гитарист, а просто большой любитель гитары Эдуард Чернивчан. Сам он не играет, не преподает, а просто выступал как организатор, продюсер этих гитарных «тусовок». Ну вот ему надоело (он сейчас больше балетом занимается, танцевальными фестивалями) и всё, заглох фестиваль. Нужно, чтобы энтузиастом был именно сам гитарист, которому гитара не надоест и который не переключится на какие-то фольклорные или другие виды искусства.

  А. М.: Во время концерта Вы играли со многими исполнителями дуэтом и трио. Среди них, как вы говорили, ваши давние друзья, с которыми вы уже многократно выступали вместе…

  О. К.: Да, я, в общем-то, не люблю сольного музицирования. Я всегда выступаю в дуэтах. Всю жизнь, если я где-то сам выступал с концертными программами, то обязательно с кем-нибудь.

  А. М.: То есть, Вам больше нравится играть в ансамбле?

  О. К.: Да, именно в дуэтах, трио – такие малые составы. И поэтому в первом отделении, когда я сам выступал, то я позвал именно тех, с кем мне доводилось играть большие концертные программы. Ну и сам большей частью аккомпанировал, по той причине, что если б я всё же солировал, допустим, солировал, а пригласил музыкантов мне подыграть, то им бы было это неприятно. То есть, каждый выходит и мне там аккордики подыгрывает. Поэтому я не стеснялся сам «подыграть», чтобы каждый показал свое лицо. Согласитесь, что все музыканты были разные.

  А. М.: Да, действительно, очень разные! У каждого музыканта своя манера звукоизвлечения, техника игры... Гитара в руках каждого из исполнителей «пела» по-своему. Олег Александрович, а Вам нравится заниматься преподавательской деятельностью, делиться своим исполнительским опытом?

  О. К.: Мне нравится и писать музыку для гитары, и заниматься организацией концертов, и самому играть, и преподавать тоже – всё мне это нравится. Я помню, мы с моим партнёром Сергеем Кабановым, с которым больше всего я дуэтом играл, одно время просчитали финансовую сторону и установили, что выгоднее просто играть (по ресторанам, на концертах, на банкетах), а ученики только занимают время. Где-то полтора года мы не преподавали, а потом как не сговаривались... Нет, всё-таки это естественная потребность человека. Если что-то умеешь, так передай это другому.

  А. М.: Вы следите за результатом своих педагогических усилий?

  О. К.: Конечно! Безусловно, меня радует, что многие мои ученики играют гораздо лучше меня и стали лауреатами или дипломантами международных конкурсов. Это только радует меня. Я не расстраиваюсь, что они меня переиграли.

  А. М.: Из Вашей биографии я узнала, что вы сначала занимались в ДМШ № 2 по классу баяна. Что послужило поводом, чтобы начать заниматься на гитаре?

  О.К.: Да, это было самое начало. В детстве я сначала закончил музыкальную школу по баяну и еще в школьном возрасте пошёл по второму разу учиться по классу гитары.

  А.М.: А Вы помните момент, когда решили, что именно игра на гитаре станет Вашим призванием?

  О. К.: Я помню решение, когда я захотел научиться играть на гитаре: когда мне родители подарили магнитофон (не кассетный еще, а бобинный). Вся бобина была записана песнями Высоцкого. И прослушав песни Владимира Высоцкого, я страшно захотел научиться петь и играть все эти песни. Следующий подарок, естественно, была гитара. Я подобрал по слуху и научился петь все его песни, которые были на той бобине. А потом случайно я увидел по телевизору выступление аргентинской гитаристки Марии Луизы Аниды. Я просто тогда обалдел, что на гитаре, оказывается можно ещё и играть. Я тут же пошёл в музыкальную школу, записался, чтобы именно играть на гитаре. И всё. Это любовь уже до конца жизни. Хотя конец ещё не скоро.

  А. М.: Как давно вы работаете в продюсерской сфере? Какие проекты заслуживают Вашего внимания?

  О. К.: Я сейчас больше не сам занимаюсь продюсерством, а помогаю Игорю Шошину. Одному справиться, я уже говорил, хочется, но невозможно просто. Поэтому в каждой сфере у меня есть человек, который или мне помогает или я ему помогаю. Во всяком случае, мы даже официально дали такое звание «Артистический директор по международным связям». Это наш Игорь Шошин из города Гомеля. Он проводит ежегодный фестиваль «Ренессанс гитары», является музыкальным редактором двух журналов, которые у нас выходят ежегодно. Это журналы «Ренессанс гитары» и «Гитара в Беларуси». И по всем международным контактам он больше этим занимается. Он сам ездит по всем международным фестивалям, конкурсам и там ищет исполнителей, которых стоит позвать в Беларусь. У него тут особое чутье: он видит звезду, которая загорелась, но которая ещё недорого стоит. И я уже упоминал дуэт из Бразилии. Мы успели, что называется, «по дешёвке» их заполучить. Сейчас они нам по деньгам просто не доступны. Тот же Дмитрий Илларионов когда-то у нас играл. Сейчас по деньгам тоже нереально его пригласить.

  Вообще Игорь Шошин – это сейчас наш идейный вдохновитель, мотор и сердце гитарной жизни у нас в Беларуси. И город Гомель – своеобразная гитарная Мекка не только Беларуси, но и всей Европы. Потому, что на фестиваль «Ренессанс гитары», который проходит у нас в Гомеле, просто просятся люди приехать и стремятся попасть на этот праздник гитары.

  А. М.: Ваша профессиональная деятельность очень разносторонняя. Вы и концертирующий исполнитель, композитор, преподаватель, аранжировщик, ведущий концертов, ведущий радиопрограмм, ди-джей, председатль Клуба Гитаристов Беларуси, литератор, педагог, продюсер… Остается ли у Вас время для хобби?

  О. К.: Я люблю копать ямы и выкладывать кирпичи.

  А. М.: Что-то строить?

  О. К.: Да. Что-нибудь такое не глобальное, а мелкие формы. Я живу в частном доме и мне приходится всегда что-то делать. Мне нравится самому и поштукатурить, и покрасить, и что-нибудь смастерить из досок, построгать, попилить.

  А. М.: Для Вас это способ успокоения?

  О. К.: Да, своеобразной релаксации. Ну и еще на рыбалке люблю летом бывать. Я – не фанат рыбалки, но летом люблю посидеть, когда тепло, посмотреть на поплавок.

  А. М.: Я, признаться честно, не понимаю, как рыбаки часами могут сидеть и смотреть на поплавок…

  О. К.: Это релаксация. Мысли расплываются в разные стороны, отключаются полностью. Смотришь на поплавок, никаких идей нет, ничего нет. Потом по ночам поплавок этот снится. У меня хоть и все лето отпуск, но я не сижу все три месяца с удочками. Я периодически так вот посидел и всё. Делу время, а потехе час…

  Но я упоминал Игоря Шошина, что он артистический директор Клуба. Он оказал на меня очень большое влияние. Я на концерте это говорил, что он, по сути, заставил меня стать композитором. Когда он организовал ещё конкурс композиторов и мало было участников, то сказал: «Ну, напиши хоть ты что-нибудь ещё». С таким же предложением он обратился ко многим гитаристам-композиторам, в том числе лауреату международных конкурсов Сергею Колгану. И Колган мне благодарен, что тоже «втянулся» в это дело. Что нас вдохновляет? Мы размещаем свои произведения в Интернете, они в мировой паутине доступны всем. И приходят письма именно от преподавателей со всех концов мира (и из Исландии, и из Франции, и с Японии) со словами благодарности за то, что я написал хороший методический материал. В общем-то я уже 33 года преподаю и знаю что надо, чего не хватает, чтобы отработать какие-то определенные приёмы. Пишу и не могу остановиться. Вроде уже хватит. Пять выпустил сначала авторских сборников, десять, пятнадцать… Сейчас уже восемнадцать. И думаю: уже хватит, ну сколько можно? А вот эти письма и благодарности людей вдохновляют. Радует, что эта музыка звучит везде. Приятно.

  А. М.: А в своей семье Вы музыкант-самородок?

  О. К.: Нет. Я из музыкальной семьи. Бабушка у меня пела в хоре, дедушка играл на гитаре. Родители познакомились в оркестре русских народных инструментов. С детства музыка звучала вокруг.

  А. М.: Скажите, а Ваши дети тоже музыканты?

  О. К.: Да. Дети тоже с музыкой связаны. Сын у меня композитор, пишет электронную музыку, аранжировки, минусовки. Причем делает это намного лучше, чем я. Я сам несколько раз обращался к нему, чтобы он мне сделал минусовки для каких-то конкретных целей.

  А. М.: Была ли у Вас идея передать своему сыну свое мастерство, продолжить традицию исполнения на гитаре?

  О. К.: Дети как-то и дочка, и сын сразу же отказались от гитары, потому что слишком много было гитары дома и с детства. Дочка закончила музыкальную школу по фортепиано. А сын больше занимался на духовых инструментах, играл на блок-флейте, на саксофоне, на кларнете.

  А. М.: А ансамбль создать?

  О. К.: Когда они были маленькие, у нас был такой семейный квартет. Играли и выступали в Крыму, в домах отдыха и санаториях. Потом дети выросли, им надоело. Дочка выбрала себе другую специальность (психология, английский). Сын, в общем-то, не любит играть инструментальную музыку, а больше любит сам писать.

   А.М.: В интернете я нашла много ссылок на Ваши статьи, в которых содержится много интересных рассуждений на различные темы… Это желание сказать свое слово, в тех вопросах, которые Вас волнуют?

  О. К.: Да. Это в перспективе. У меня есть задумки написать роман о музыкантах. И я просто в этих рассказиках, которые написал, немного потренировался в том, могу ли я свои мысли излагать на бумаге. Я даже выпустил небольшую книжечку, раздавал её друзьям. Всем нравится.

  А.М.: Поделитесь, пожалуйста, Вашими творческими планами. Есть ли у вас в перспективе какие-то интересные проекты?

  О. К.: Я вообще-то никогда не строил наполеоновских планов. Что меня вдохновляет, что-то мне захотелось, то и делаю. Вот сейчас, к примеру, мне интересно писать гитарные квартеты, потому что это тоже востребовано. Я работаю над квартетами, делаю аранжировки, расписываю для квартетов чужие произведения (то, что хорошо удобно ляжет для исполнительства), ну и пишу свои. Вот эта работа меня на данный момент увлекла. И ещё. Сейчас мне тоже нравится делать аранжировки популярной музыки, переложения для гитары. Очень много ведь гитаристов-любителей, не профессионалов, которым не охота играть там Сора, Каркасси, Карулли, Баха. А хочется популярные мелодии, которые у всех на слуху более или менее, взять и сыграть на гитаре. Это идея меня увлекла и этим я сейчас активно занимаюсь. Когда мне надоест, я что-нибудь новое намечу и буду этим заниматься.

Интервью подготовила музыковед Александра Макарова

Дуэт Олег Копенков - Сергей Кабанов (Копакабана)
На сцене Олег Копенков
Гитарист Владимир Захаров
Гитарист Владимир Мальганов
Гитарист, конферансье, композитор Олег Копенков
Гитарист Владимир Ткаченко
Дуэт гитаристов Павел Маскальчук и Олег Копенков
Дуэт гитаристов Владимир Угольник и Олег Копенков
Дуэт гитаристов Андрей Войцеховский и Олег Копенков
Гитарист Владимир Захаров
Ведущий концерта и юбиляр Олег Копенков
Гитарист Владимир Мальганов
Дуэт гитаристов Владимир Мальганов и Александр Терехов
Импровизированное обсуждение программы выступления
Конферансье Олег Копенков
Дуэт гитаристов Владимир Ткаченко и Александр Терехов
Дуэт гитаристов Владимир Ткаченко и Александр Терехов
Гитарист Владимир Ткаченко

Поделитесь этой информацией