Уход за струнами или зачем стирать басы

   Если Вы играете на акустической гитаре, то Вам наверняка приходилось наблюдать как новые струны, натянутые на гитару, вдруг через некоторое время активных занятий за инструментом начинают звучать весьма глухо, уходит краска, тембр гитарной струны. Почему такое происходит? Ответ в абсолютном большинстве случаев кроется в изменении тембровых свойств струны и в первую очередь это связано с ее загрязнением, так называемым засаливанием. 

   Дело в том, что в процессе игры на гитаре на струны при соприкосновении с руками гитариста постоянно наносится жир, грязь, пот. Согласитесь, не все садясь за инструмент моют руки, а отсюда - грязь на струнах. Жир и пот на руках - естественные физиологические выделения здорового человека, хотя и количество их у всех разное. А если речь идет о гитаре, эксплуатируемой в музыкальной школе или училище целыми классами учеников, то становится совершенно очевидным тот факт, что порой даже хорошие мастеровые инструменты могут звучать как "бревно".

   Можно условно выделить несколько стадий "старения" струны в процессе ее эксплуатации.

Струны новые и старые

   1.) Изменение внешнего вида струны, исчезновение блеска, присущего новой струне, а также незначительное угасание звука, яркости, "тембристости" струны, появление незначительных потертостей в местах соприкосновения струны с ладами гитары. Эту стадию можно назвать рабочей и она как правило не требует специального вмешательства. Этот первый период может длиться от нескольких часов до нескольких недель в зависимости от условий эксплуатации струны и ее свойств, а также от самого инструмента.

   2.) Второй период "старения" струны идет следом за первым. Звук становится совсем глухим, гитара "не отвечает" как прежде, в обеих руках появляется ощущение "наждачной бумаги" из-за чрезмерного трения, когда ногти не скользят легко по струнам, а царапаются о них. Говорить о красивом голосоведении и хорошем звуке уже гораздо сложнее. Кроме того в местах соприкосновения струны с ладами уже видны значительные потертости струны, сопровождающиеся изменением цвета (на белых "посеребряных" струнах - это часто медный оттенок поступившего другого металла, входящего в состав струны). На этой стадии износа струны необходимо принимать меры и самое простое и логичное в этом случае - замена струн. Речь может идти только о басовых струнах, а порой и о некоторых басовых (т.е. можно заменить не все басы сразу, а, скажем, четвертую струну. Опять же - экономия). 

   Однако, нам порой приходится экономить на покупке самих струн и для этого мы можем старые струны постирать и перетянуть. Перетянуть - означает снять старые струны и поставить их заново на гитару таким образом, чтобы струна соприкасалась с ладами в другом месте, т.е. сместить по сути дела струну относительно ладов. Для стирки же басовых струн можно использовать такие моющие средства как стиральный порошок и мыло. Кстати, сам порошок может делать струну после стирки немного липкой, поэтому после стирки в порошке струну будет полезно "искупать" в обыкновенном мыле для рук, чтобы смыть и остатки порошка со струны. Далее чистые струны протирают насухо полотенцем и дают им ещё некоторое время перед установкой на инструмент просохнуть. Затем струны устанавливаются с учетом метода перетяжки, описанного выше. Во время стирки мы удаляем загрязнения со струны, а протирая после этого струну полотенцем можно также наблюдать на нем черные полосы от струн - остатки этих загрязнений. 

   Стирка струн с последующей перетяжкой не делает их новыми, однако способна продлить им "жизнь" и, конечно же, возобновить некоторую яркость звучания струн, их тембр.

   Позволю себе также заметить, что этот способ не единственный для восстановления тембра струн. Например, если Вам нужно через час выходить на сцену, то несколько освежить яркость звучания басовых струн поможет их полное опускание на несколько секунд с последующей натяжкой и настройкой. Да, грязь Вы таким способом особо не удалите со струн, но явно почувствуете прирост "звучности" струны на некоторое время.

   Так же для удаления загрязнений со струн некоторые компании выпускают специальные средства для очистки. Некоторые гитаристы порой протирают струны спиртовыми растворами, которые также способны растворить жиры, осевшие на струнах, и тем самым улучшить состояние струн.

Средства по уходу за струнами гитар

   3.) И, наконец, третья стадия. Самый главный показатель - появление "протертостей" на струне в районе соприкосновения ее с ладами. Если это уже произошло, то стирка струн лишь навредит, ускорив разрушение канители струны (оболочки струны). На стадии поврежденной канители эксплуатация струн неизбежно приведет к ее разрыву. В этом случае рекомендацией может быть лишь осторожное использование таких приемов игры на гитаре как глиссандо, можно попробовать осуществить перетяжку струны, но это уже ничего не изменит кардинально.

   Не пытайтесь добиться от струны в таком состоянии хорошего строя - это невозможно. Появление посторонних призвуков, связанных с разрушающейся канителью и ее вибрацией - ещё одно неприятное ощущение использования струны в таком состоянии. Струны в таком состоянии требуют неминуемой замены.

 

   Краткое резюме на основе вышеописанных пунктов-стадий:

1. Заниматься, заниматься, заниматься!!! Все струны после занятий можно протирать мягкой тканью для удаления свежих загрязнений. Ничего специального со струнами делать не нужно.

2. Обратите внимание на перетяжку струн. В некоторых случаях басовые струны можно постирать, обработать специальными очищающими загрязнения составами или же заменить сами струны. Обратите внимание на то, что если Вы хотите продлить срок службы струн Вам нужно время от времени делать их перетяжку. Если же Вы этот момент упустите, то струну ждет вскоре третья стадия эксплуатации.

3. На этой стадии ожидается неизбежная скорая замена струн. Различные обработки струн в большинстве случаев способны лишь навредить и ускорить процесс ее обрыва.

 

   Все вышеописанное относится в первую очередь к трем басовым струнам (из комплекта синтетических) классической или подобной ей гитаре (не путать с гитарами, использующими металлические струны). Любые обработки и воздействия на струну не являются 100% гарантией улучшения ее свойств, а в некоторых случаях способны даже испортить гитарную струну, негативно отразившись на ее различных качествах (например, испортить строй).

   Самое полезное, что может помочь продлить жизнь не только струнам гитары, но и инструменту в целом - его бережная эксплуатация, уход и хранение, также внимание к внешним признакам здоровья инструмента (например, не дай Бог, растущая трещина или царапины и пр. или при каких условиях меняются свойства звука Вашего инструмента). Личная гигиена (например, игра с вымытыми руками) также поможет Вам сохранить лучшие свойства Вашего инструмента, которые оцените и Вы и Ваша благодарная публика. 

Добрых и плодотворных Вам занятий!

Поделитесь этой информацией

Комментарии

нашел в сети интересный ролик, как за пару минут без дополнительных средств восстановить звучание бас гитарных струн. Правда на английском. сейчас в лом описывать, что там происходит, но если кто не силен в языках-оставьте коментарий, переведу :)

 

https://www.youtube.com/watch?v=s8OYeN9mAL4

 

попробовал на одном басу, который достался мне от не совсем аккуратного хозяина, надо сказать-работает. 

Да, это отличный способ, Лёнь. Мне такой способ однажды показал Андрей Маркович Русин - преподаватель Брестского музыкального колледжа. Хочу здесь только добавить две вещи:

1. в отличие от способа, который описывает иностранный товарищ на предлагаемом выше ролике (он после спускания струн стучит ими как бы играя слэйп на спущеных струнах) на спущеных струнах не играл, хотя, возможно, стоит это таже добавить к моему способу.

2. в моем случае струны начинали звучать лучше, хотя по времени это длилось не очень долго. Скоре всего это зависит не только от струн, но и от гитариста.

Дело в том, что описываемым способом "оживления" звучания струн мы удаляем налипшую на струнах засаленность или другую легкую загрязненность, которая попадает через руки исполнителя. Это главная цель описываемых телодвижений.

Самое больше преимущество - этот способ можно использовать буквально в перерывах между отделениями концерта, чего нельзя проделать даже при наличие новых струн по известным причинам.

По мне-ни один из способов не заставит звучать струны так, как простая их замена на новые, свежераспакованные. Но если время поджимает, не успел прикупить, или действительно в местное сельпо не завезли струн-то метод вполне хороший :)

Именно об этом и идет речь здесь. Именно поэтому и придумываются такие способы.