Практика фламенко. Создание музыки для хореографии

Основным применением музыки фламенко, ее главной функцией является совместное исполнение как минимум с певцом и танцором, или только с певцом, или только с танцором. Поскольку, жанр пения фламенко является самым древним из всех, считается что основой и началом фламенко являются песенные куплеты -"летры", и потому требует особой подготовки и понимания, остановимся пока на "безпесенном" варианте танцевальной композиции, когда летры заменяются на фальсеты (мелодии). 

Варианты:

1. Музыка сочиняется под готовую хореографию.

2. Сочиняется музыка, под нее сочиняют танец.

3. Смешанный вариант, например: мелодичное вступление и летры-фальсеты сочиняются гитаристом (гитаристкой) а "Эскобийя" (ритмическая часть композиции фламенко) и финал-булериас, или "Субида" (часть с ускорением) - танцором (танцовщицей).

Для начала - компас (ритмическая основа). 12 долей:

12-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11.

Гитаристы упрощают счет так:

1-2-3-1-2-3-1-2-1-2-1-2.

или так:

1 - - 2 - - 3 - 4 - 5 - .   (чтобы легче было проговаривать счет)

Выделенные жирным шрифтом числа счета выделяются при исполнении ногой (очень важное условие исполнения, если оно не соблюдается, определение "гуахира фламенка" становится неактуальным, т.к. недостаточно акцентировать ноты, попадающие на сильные доли, в музыке могут выделяться другие доли, по мелодии, а счет - компас должен "сидеть" глубже в сознании, иначе не будет правильного синтеза музыки с танцем)

Для начинающих необходимо сначала, конечно, наслушать компас, посмотреть видео, чем больше, тем лучше, и конечно, поиграть примеры простейших традиционных "кирпичиков" гуахиры, которые есть, например в пособии М. Гранадоса "Учебно-методическое пособие гитары фламенко", в 3-й и 4-й части, или из "Соло компас" Хосе Галвана (аудио, нужно подбирать на слух). На основе этих материалов, когда "компас" будет уже "внутри", формируется свой стиль исполнения в данном случае гуахиры. 

Чтобы танцор мог выразить себя в композиции, применить основную лексику фламенко - сапатеадо (дроби), флорео (движения руками), пассео (проходки) и т.п., необходимо, чтобы музыка была неоднородной и композиция имела традиционую структуру и интересную драматургию. Типичный пример структуры гуахиры пара байле (гуахира для танца):

1. Intro - Вступление - мелодичная, не очень быстрая или медленная часть. Часто играется свободно, ad libitum. В гитарной технике - арпехио (arpegio) - гитаристы фламенко говорят не арпеджио, а арпехио, что означает тоже самое , также пикадо, реже - пульгар с аккордами.

2. Salida de cante (Выход пения). Играется уже в компасе, ритмично, но не быстро. Это когда певец поет мелодию на одном-двух звуках, в гуахире поют на ааа. Есть традиционная мелодия, она простая, ее желательно отразить в этой части, отразить в мелодии, в гармонии, ритме. Техника - мелодия в арпехио или пикадо.

3. Llamada - звонок, предупреждение, обычно 1 компас, играется энергично, громко, на расгеадо. Исполняется перед летрой. Конец йамады может быть зарематирован, т.е. исполнен с усилением напряжения и ускорением, от слова rematar - кончать, прекращать.

4. Compás - в данном случае это слово означает структурный элемент. Компасы гуахиры - это то, с чего начинается знакомство со стилем в пособиях. Играется на двух аккордах - E7, E7-9 -A, A6, иногда D. Компас играется вначале основной части, между летрами.

5. Letra - куплет, их может быть много, как правило - не меньше двух. Для инструментала - это мелодия в умеренном, четком компасе, исполняемая в среднем и верхнем регистре. Мелодии гуахир очень похожи, их можно наслушать, затем обыграть в своем стиле.

6. Falseta. Законченная мелодия, у гитаристов фламенко есть понятия для создания фальсет, музыканты поймут - вопрос - ответ - развитие - заключение (pregunta - respuesta - desarollo - final). От летры отличается большим разнообразием, оригинальностью. Используют любые приемы, лучше разные.

7. Escobilla (эскобийя, в переводе - метла, танцор исполняет быстрые дроби, ноги как метла подметают пол). Марктируемая, ритмичная мелодия, можно на пикадо, ритмичное арпехио, можно сыграть терциями, пульгаром в не очень низком и не очень высоком регистре. Эскобийя должна быть четкой и пронзительной.

8. Final-bulerías - заключительная часть в ритме Bulerías. Может быть короткой, очень быстрой, с ускорением, играют на расгеадо: расгеадо всей рукой - вниз imae, вверх - большим пальцем восьмыми нотами в темпе Presto, также барре пальцем p - это когда большой палец ставится на басовую струну и срывается вниз, цепляя все струны с ударом - golpe пальцем a или am на сильные доли компаса, вертушки - abanico (веер с испанского). Может быть полноценная булериа с летрами, фальсетами и финалом.

Эти части в такой последовательности - полный вариант, хотя после короткого финала может опять идти медленная летра и другие части и потом уже окончательный финал. Такой вариант можно использовать для готовой хореографии, т.к. часто бывает, что хореография ставится под фонограмму, или берется у приезжих метров. Конечно, можно упростить композицию, сыграв, например, только вступление, пару летр, фальсету и финал, или вступление, летру, эскобийю, финал, или варьировать еще как-нибудь по-другому.

Комментарии

Правильно ли я понимаю, что гитарист должен выделять ногой главные доли компаса (выделенные жирным цифры), т.е. проще говоря - стучать ногой? В классической музыке, как известно, это не совсем приемлемо. А возможно ли в музыке фламенко эти ритмические удары передать другому исполнителю для освобждения гитариста от этой функции?

Да, правильно. Именно стучать ногой. В классической - да, неприемлемо. Это характерная особенность исполнения на гитаре фламенко. Дело в том, что это часть школы фламенко гитары, если убрать эту часть фундамента" техники, все здание может рухнуть, или покосится как минимум. Дело в том, как я уже писал, компас - чувство долей ритма в определенном стиле, должно сидеть глубоко в сознании исполнителя, нога выполняет роль своеобразного метронома, при игре сильные доли в музыке иногда временно уходят с сильных долей компаса, но характер все равно сохраняется, за счет чувства компаса. Отбивание компаса ногой нужно в первую очередь для самого исполнителя, но также этот звук является иногда полноценной перкуссией, которую слышно на студийных записях. Вот, например на этом видео с Пако Де Лусией: http://my.mail.ru/video/bk/serben/249/3516.html?autoplay=1#video=/bk/serben/249/3516

также, иногда, это нужно для танцоров, особенно когда нет дополнительной перкуссии - пальмерос или кахона. Иногда танцоры ориентируются по этому тэпу", по звуку, или даже зрительно, чтобы не сбиться с ритма, например, когда гитарист исполняет сложную фальсету, или меняются стили в одной композиции.
Об этом пишут также авторы школ гитары фламенко, например Хуан МартИн (ударение на И). Есть разные стили такой перкусси для 12-ти дольного ритма в быстром темпе - Булериас - на 1 2 3, (эта манера называется al golpe) как в этом видео с Пако Де Лусией, также исполняют тэп и на 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11, проще считается 1 2 3 4 5, что присуще также для других 12-ти дольных стилей.
Иногда гитаристы одевают туфли с набойками именно для этой цели, чтобы четче был звук.
Коротко говоря освобождать гитариста от этой функции нет никакой необходимости. Это все равно, наверное, как если бы классического гитариста освободить от движений правой руки от подставки к грифу, переложив изменения тембра на аппаратуру.