Полуакустические гитары

  Полуакустические гитары в своё время предваряли революцию электрогитар, но оказались настолько по душе исполнителям, что существуют в наши дни практически в своём первозданном виде.

  Теоретически, их принято рассматривать как гитары, на которых можно играть как через усилитель, так и на собственном звуке, что не совсем соответствует истине. Акустические свойства этих инструментов ощутимо уступают богатому на обертоны и гулко резонирующему корпусу обычной акустической гитары, да и громкость, зачастую, оставляет желать лучшего. Так что на практике это все-таки больше электрогитара.

  Что же заставляет исполнителей сохранять верность этому своенравному инструменту? В первую очередь, звук — гулкий, бархатистый и благородный. Подключение «полуакустики» к хорошему усилителю сразу даст вам понять, почему такие гитары считаются своего рода «аристократами» в мире музыки.

  Существуют две разновидности полуакустических гитар:

  1. Полностью пустотелые инструменты (по-английски — hollow body), ведущие свою родословную от первых полуакустик фирмы Gibson. Фактически, это джазовая гитара, оснащенная хамбакерами, применение у неё соответствующее — джазовые ансамбли.

  2. Инструменты с цельной серединой и полостями по сторонам корпуса (semi-hollow body), что было сделано для увеличения сустейна. Это менее громоздкие инструменты, которые до сих пор на вооружении как у приверженцев стиля рокабилли, так и у кантри-музыкантов, блюзменов и, конечно же, любителей джаза.

  В наши дни склонные к ностальгии и стилю «ретро» музыканты вновь обращаются к полуакустическим гитарам. Шагнувшие вперед технологии позволяют изготавливать не только топовые модели, сопоставимые по стоимости с двухкомнатной квартирой, но и вполне доступные бюджетные инструменты, честно отрабатывающие свои деньги.

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Несколько поверхностное повествование.
Начиная с представления о стоимости гитары по отношению к квартире. Либо это квартира в банановой республике, либо это гитара, представляющая исторически-музейную ценность. Ну или если кто готов продать квартиру в центре Парижа за 5 тысяч евро-беру :)
Термин "полуакустическая гитара" действительно теряет свою актуальность. Чисто акустические свойства этих инструментов мягко говоря не очень убедительны, они лишь немного громче цельнокорпустных гитар. Область применения у них тоже самая различная, где требуется мягкое звучание-даже швейцарские металлисты Gotthart исользуют их на концертах для исполнения отдельно взятых композиций. Но по большей части их применяют действительно в джазовых и рок н ролльных жанрах раннего периода, а так же в различных современных направлениях, в основе которых лежит джаз - например фьюжн. Semi hollow имеют весьма широкую область применения помимо джаза. В легендарном альбоме Deep Purple in Rock Ричи активно использовал Gibson ES, хотя джазом там и не пахнет. Еще можно привести в пример Foo Fighters, эдакая помесь граджа с пост панком. В целом-не всегда стоит конкретный инструмент ассоциировать с определенным стилем. Апокалиптика рубит качественный метал на виолончелях-один из ярких примеров, что можно сделать, если не привязываться к конкретным критериям.
А что заставляет сохранять верность? Ну...а почему бы и нет? человек нашел свой звук, свою музыку, почему он должен ее менять? Я видел крайне мало классических гитаристов, которые вдруг решали освоить другой вид инструмента. И это зачастую сознательный выбор, а не ностальгия, тем более что у многих, родившихся позже веселых пятидесятых и шестидесятых ностальгии по тем временам быть не может по простой причине-они не видели тех времен. Вопрос очень сложный и местами философский.
Гулкий, бархатный и благородный звук-я бы его охарактеризовал как мягкий это результат сглаживания атаки пустотелым корпусом. То есть-в момент звукоизвлечения струна отдает часть своей колебательной энергии корпусу. Хотя есть еще один фактор - на большинстве джазовых гитар, которые мне попадались стояли струны с плоской обмотктой (flat wound), имеющие мягкое звучание. Плюс звукосниматели с небольшим выходным сигналом. В качестве эксперимента можно поставить и струны с круглой обмоткой (Round wound), однако у этих струн атака сильнее, результат может быть что то вроде борьбы утюга с холодильником, хотя кому то наоборот может и нужен такой звук. Что касается Semi Hollow - всречались мне некоторые модели с очень мощными звукоснимателями, сводящие все особенности пустотелого корпуса на нет, так что приходилось их заменять.
Мне всегда не давал покая один вопрос - а как звучат на самом деле настоящие полуакустические модели. Ведь их история началась за несколько лет до электризации гитары. И носили они тогда гордое название Archtop. Пионерами как всегда в этом вопросе были Gibson, в частности их иновацией было наличие вырезов в корпусе в виде латинской буквы f, как на скрипках. Все это было поиском нового звука, и изначально планировалось как еще один вид акустического инструмента. Однако когда пошла массовая электрификация, об акустических свойствах забыли, гитары назвали джазовыми, и никто с тех пор не играет на них не подключив к усилителю. То, что сейчас продается под видом джазовой гитары-это всего лишь
пустотелый ящик-хотя и хорошо изготовленный, задача которого-не
резонировать, а сглаживать атаку и придавать струнам характерный окрас
звука, который потом будет снят звукоснимателем, усилен и обработан
электронным способом. А акустический вариант Archtop встречается крайне редко и только у больших любителей. А жалко-гитара заслуживает внимания.
Мне однажды довелось подержать такую гитару 54 года выпуска, немецкой фирмы Hoyer, которая уже давно стала китайской. Не считая нескольких царапин инструмент был шикарный, с отличным звуком, и широким грифом-что не может не радовать любителей классики. Мне очень понравились обертона инструмента, а еще артикуляция. Этот инструмент очень удобен для исполнения перкуссивных эффектов, как например здесь
http://www.ted.com/talks/usman_riaz_and_preston_reed_a_young_guitarist_meets_his_hero.html
однако хозяин этой гитары не пожелал ее продавать...в ближайшие пару лет. Обращусь к нему через пару лет, к этому времени он решится-да и я денег накоплю :)

Битва за гулкий, бархатистый и благородный звук закончилась полным поражением.
Недавно решил я приобрести гитару из разряда semi hollow, так, для игры на два фронта. С физической точки зрения все казалось просто-атака мягкая, корпус слегка "глушит" колебания струн своей пустотелой конструкцией, но гитара не совсем так чтобы джазовая, так что можно и по струнам вдарить посильней, будет и хард рок. А можно и помягче, для более благородного джаза. Кстати и знаменитый fingerstyle-извлечение звука не медиатором, а пальцами-для полного ощущения красоты джазовых аккордов....и вот я открываю посылку, в которой лежит это чудо, побывавшее на франфуртской выставке музыкальных инструментов. Модель не очень дорогая, но и не из картонного ширпотреба. А еще как выстовочный экземпляр досталась со скидкой. Звукосниматели посредственные, но в целом звук интересный. Да и есть несколько вещей, которые мне очень по душе-это 24 лада, что на semi hollow я еще не встречал, отсутствие лишних элементов управления, которыми я не пользуюсь, да и корпус не слишком уж большого размера. В общем напоминает наш ответ Gibson es, с более подходящей для меня эргономикой.
строй держит на ура, струны не звенят о лады, гриф немного не привычный, но в целом играть удобно. Вот только звукосниматели-слегка непрорабатываемый верх и слишком уж мощный выход. На ней метал рубить в самый раз. Да вот только я ее для джазовых звуков брал. Ну-мне и паяльник в руки. Доставка новых звукоснимателей по Германии не больше двух дней, и вот в гитаре красуются  мои любимые димарзио. Специально выбирал модель с подходящими характеристиками, чтобы звучали как в старые добрые пятидесятые. Ну что ж, звук стал намного чище. Вроде бы. Или нет? а давай ка я сравню с моей любимой гитарой.
вот тут я разозлился на все возможные и невозможные интернет ресурсы с умными советами. Моя любимая гитара с надписью Ибанез на грифе,  с жестким корпусом и более мощными звукоснимателями звучала более мягко и джазово чем полуджазовая модель.  Наглядное пособие, чем теория отличается от практики. Разозлившись, я впаял старые звукосниматели на место, а новые вернул по гарантии, а гитара скоро украсит еще один интернет аукцион. К слову-она не звучала плохо, только она не была предназначена для той музыки, ради чего я ее брал. На ней только зубодробильный хэви играть, вот только пустотелый корпус цепляет собственный звук усилителя и в большей мере склонен к нехорошему явлению обратной связи.
Так вот, к вопросу-а какую же гитару выбрать для какого жанра? Любят на просторах интернета давать советы-для джаза-бери Hollow body, для блюза-стратокастер, для тяжелого рока-ибанез, или джексон, для метала esp. все просто и однозначно. Увы, в жизни все тяжелее и запутанней. и еще раз подтвердилось правило-не читай форумов перед обедом :) И не выбирай инструмент, основываясь на стереотипах.