«Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» Методические рекомендации часть четвёртая

         Третий раздел пособия (10.0-10.5) при использовании наглядных
таблиц раскрывает тему «Система аккордов». Главное отличие и достоинство
гитары среди других струнных щипковых инструментов – это возможность
одновременного исполнения партии соло и партии аккомпанемента, и доступность
исполнения полифонических произведений. Правда существуют некоторые особенности
качества звучания, которые уступают фортепианному исполнению, но не смотря на
это, гитара признана самым универсальным инструментом в мире. Существенный
недостаток классической гитары – это негромкое звучание при сравнении с другими
инструментами, и именно эта причина сдерживала продвижение гитары на концертные
сцены, и оставляла инструмент в «тени» небольших камерных залов и салонов.  Но развитие звукоусилительной техники с
успехом решила эту проблему, и в XX веке гитара
становиться полноценным представителем музыкального мира.

          У гитары существует ещё один
технический недостаток, который присутствует у всех струнных инструментов – это
прижимание струны к грифу, и если при исполнении мелодии он практически
незаметен, то при игре аккордов, особенно при смене одного аккорда на другой
избежать разрыва мелодической линии и исполнения связного, «легатного» звучания
способен только гитарист с хорошо развитой аккордовой техникой. Такому
правильному  и  качественному исполнению аккордов
способствует знание и осмысленное применение и внедрение в исполнительскую
практику «системы аккордов».

         Автор изучил множество различных
источников, но нигде не встретил подробного описания именно практического
систематического использования аккордов или системы аккордов. Во многих
изданиях встречаются только теоретические описания построения аккордов или
какие-нибудь общие фразы и таблицы, и такое скупое освещение этой темы просто
огромный пробел в этом важном вопросе. Предложенная автором система – попытка
более подробно изложить принцип быстрого и правильного освоения аккордов
начинающими гитаристами.

          Как известно, в построении
аппликатуры первоначальных аккордов на грифе гитары  мы используем пальцы левой руки, и как
правило в основном участвуют три пальца – указательный (1), средний (2),
безымянный (3). Четвёртый палец – мизинец (4) – при игре первоначальных
аккордов в основном используется при игре септаккордов или аккордов с
добавлением  нот в басу.А вот
при применении аккорда с «баррэ» указательный палец (1) выполняет роль верхнего
порожка (или «каподастра»), пережимая струны на нужной позиции. В этом случае
функции указательного (1) передаются среднему (2), функции среднего (3) –
безымянному и функции безымянного (3) – мизинцу (4). «А какая разница?», -
спросите вы. А теперь внимательно посмотрите на кисть левой руки: все пальцы –
разной длинны, а мизинец короче почти на половину. Вот из-за этой разницы в
размерах и возникают сложности при смене аккордов.

        Немного отступая от темы, хочется
затронуть вопрос о «трёхпальцевом» и «четырёхпальцевом» стиле игры. Наблюдая концертные
выступления рок-гитаристов, нетрудно заметить, что как правило почти все  они играют используя всего три пальца – (1,
2, 3), практически не применяя мизинец. Такой способ игры обусловлен
применением  гитаристами кварто-квинтовых
аккордов и меньшей по размеру мензурой грифа гитары, и обычно не
профессиональным обучением игре на гитаре. Так 
же это отличие заметно и у гитаристов которые занимаются самостоятельно,
как их принято называть – «самоучек». Таких очень просто вычислить – предложите
сыграть простейший аккорд Dm, и если он на ноту ре поставит вместо мизинца (4)
безымянный палец (3), станет понятно, что гитарист не знаком с классической
школой игры. Многие гитаристы, применявшие ранее «трёх пальцевый» стиль игры,
заметив более широкие возможности при игре четырьмя пальцами переучились играть
по-новому. Яркий тому пример – гитарист с мировым именем Ричи Блекмор. Начиная
своё обучение в раннем возрасте у случайных учителей, он отлично научился
играть тремя пальцами… И только после окончания заочного отделения
Лондонской  консерватории в 1967 году по
классу скрипки, он начал использовать классическую аппликатуру постановки
пальцев левой руки, в которой используются все четыре пальца.

         Начинать изучение первоначальных аккордов
следует с последовательности аккордов в тональности a-moll. И вообще, аккорды лучше изучать не в
отдельности, а системно, по последовательностям изображённых в «ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ТАБЛИЦЕ АККОРДОВ НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ» (10.0)
и (10.1), с разрешением в
тоническое трезвучие (в таблицах представлены наиболее используемые
тональности, в дальнейшем при достаточном развитии ученика можно предложить ему
самостоятельно создать свои последовательности). Такое системное изучение
аккордов в последовательностях развивает у начинающего гитариста гармонический
слух и способность самостоятельного подбора аккомпанемента по слуху.

         Для примера рассмотрим последовательность  Am/ Dm/ E/ Am/. При исполнении особое
внимание нужно уделить левой руке. Техника перестановки аккордов - очень
непростой приём, и требуется много времени для его освоения. Пальцы (1), и (3),
которые прижимают струны на нотах c
и a в аккорде (Am) одновременно
приподнимаются над струнами и одним движением переставляются на струну ниже
на ноты f, d и a (аккорд Dm). В этот момент
добавляется ещё и палец (4) на ноту d.Очень важно
контролировать процесс перемещения пальцев, чтобы они не «переползали» с ноты
на ноту, а ставились одним чётким движением. В данной последовательности
опорным пальцем будет указательный (1), он используется в построении всех
аккордов.  Таким же образом нужно
переставлять пальцы и для аккорда (Em) через
две струны вверх и возвращение в тоническое трезвучие (аккорд Am) на одну струну вниз.
Полезно будет отработать перемещение аккордов – Am/ Dm/ E/ Am/ только левой рукой, и при достижении чёткой смены
аккордов подключить игру правой рукой. Для проигрывания аккордов и созвучий на
соседних струнах правой рукой применяется комбинированный способ звукоизвлечения,
когда большой палец извлекает
звуки
приемом
«апояндо», скользя
со
струны
с
опорой
на
нижнюю
басовую
струну
и  действует независимо от других пальцев, а три остальных пальца
играют приемом
«тирандо». При этом защипление струн должно производиться как бы по направлению к более тонкой, нижней струне, не задевая соседнюю струну. Все пальцы округлены, и запястье, достаточно приподнятое над струнами, напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение. При
такой
технике
игры
кисть
правой
руки
с
помощью
большого
пальца имеет
постоянную
опору
на
басовых
струнах, что
придает
ее
движениям
уверенность
и точность.  И самое важное при игре аккордов  – добиваться ровного звучания всех извлекаемых нот пальцами (i), (m), (а). Звуки должны быть одинаковой силы звучания, и ни один из звуков не должен «выстреливать» на фоне других нот.

          Так что же представляет
из себя «Система аккордов»? Всё очень просто и доступно – мы знаем, что
построение аккорда начинается от тоники расположенной в басу, а из опыта
полученного в результате изучения «Системы гамм» мы отлично усвоили
расположение нот на пятой и шестой струнах. При изучении примеров из (10.3) мы
поймём сам принцип построения «Системы аккордов» а наглядные таблицы
представлены в (10.4) и (10.5). Как мы видим, в системе
применяются стандартные аккорды с "баррэ". Это один из основных технических приёмов, он считается сложным для освоения,
но  знание и применение гитаристом системы
аккордов в стандартной аппликатуре с "баррэ"  обширно раскрывает границы технических и
художественных возможностей при игре в  различных
позициях на грифе гитары. Применение приёма «баррэ» считается одним из самых трудных   приемов игры не только в гитарной практике, но и вообще в музыкальном исполнительстве. Многие неподготовленные учащиеся воспринимают этот приём как акробатический трюк и даже с опаской относятся к «выворачиванию» пальцев. Но всё достигается путём длительных тренировок, и изучать приём «баррэ» нужно с самых первых уроков.

           Изучение следует начать с  самого простого упражнения (назовём его «подготовительным») для выравнивания указательного пальца – (замечено,  что практически у всех учеников указательный палец левой руки слегка согнут во внутрь) оказывается очень коварным и чтобы правильно играть упражнение, следует заниматься не менее месяца, а иногда и двух.Итак, начнём: указательным пальцем левой руки нужно прижать сразу все шесть струн на первом ладу. При этом палец ложится прямо на порожек лада так, чтобы полностью его прикрыть. Палец выпрямлен как можно ровнее и находится в вертикальном положении перпендикулярно грифу гитары. В этот момент большой палец правой руки начиная с шестой струны опускается вниз, играя ноты (f , h b, d #, g #, c, f). Вот здесь и скрыт подвох
– как правило ноты  (d #, g #, c)
 просто не звучат, и зазвучат не очень скоро – всё зависит от интенсивности занятий. Дальше точно так же играем на II, III, IV, V, VI, VII, VIII ладах возвращаемся в обратном направлении.  

        Принцип «системы
аккордов» довольно прост - в нём  используется такой же принцип «секвенций»
стандартных моделей аппликатуры пальцев 
левой руки как и при игре гамм, но отличается тем, что роль верхнего
порожка гитары  выполняет указательный
палец левой руки. Исходя от расположения этого пальца, остальные  пальцы выстраиваются в определённом порядке
средний (2) – нота (g #) безымянный (3) – нота (h) и мизинец (4) – нота (e) прижимая на струнах ноты аккорда E. Для  наглядного примера будем
использовать аккорд E без "баррэ" на I позиции, но указательный  палец не будет использован в построении
аккордовой модели, так как он будет задействован  в следующем аккорде F для приёма "баррэ". Теперь, когда мы
выставили аккорд E на первом ладу, передвигаем аккорд на один лад вправо и в это же время
ставим указательный палец на порожек первого лада. В итоге у нас получился
аккорд F в стандартной
аппликатурной модели. Передвигая по позициям грифа эту готовую аккордовую
модель F, мы выбираем нужный нам аккорд
ориентируясь на тонику, которая находится на 
шестой струне (или минор EmFm). Такие же действия мы применяем при использовании тоники на пятой
струне, но аккордовая модель уже A Hb
(
B) (или минор AmHbm,
и септаккорды A7 – Hb7,
E7 – F7). После закрепления пройденного материала и зная правила построения
аккордовых последовательностей (самая простая: T, S,
D, T) можно предложить ученику задания по созданию новых последовательностей.
Так же в ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 10 автор предлагает упражнение для закрепления
приёма «баррэ» из последовательности Am/ G/
F/ E,  которая используется в испанском
танце «Сальвадор».

          В заключительном разделе «ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ТЕМЫ №
2 – № 10» (11.1 – 12.0) содержатся
дополнительные сведения по пройденным темам, которые закрепляют полученные
знания. В сборнике раскрыты две самые важные темы в базовом обучении игры на
гитаре – «Система гамм» и «Система аккордов». Внедрение этих систем в
музыкальное мышление гитариста кардинально изменит принцип обучения игры на
гитаре и ускорит достижение желаемых результатов.      

      По вопросам приробретения изданий обращайтесь
по адресу: taran_66@mail.ru

                                                                                                                     
Таран Геннадий Викторович