«Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» Методические рекомендации - часть третья

Второй
раздел – тема (9.0): музыкальная
гамма – по сути показатель технической подготовки ученика, при исполнении гаммы
мы сразу можем определить слабые стороны развития игрового аппарата и поставить
задачи для их исправления. Именно игра гамм способствует развитию музыкального
и аппликатурного мышления гитариста, позволяет свободно ориентироваться на
грифе и достигнуть более совершенного исполнения. Исполнение гамм на гитаре создаёт необходимую базу для исполнительской техники и развивает такие технические качества как точность и четкость звукоизвлечения, беглость, силу и выносливость, координацию движений обеих рук, независимость и самостоятельность пальцевых движений, вырабатывает аппликатурные привычки. Говоря современным языком, можно представить гриф гитары в
виде матрицы, на которую накладываются определённые формулы – гаммы,
последовательность нот в которых определена строгими законами теории музыки и
физиологическим строением руки исполнителя.Многие преподаватели задают вопрос -
так как же и когда нужно начинать изучать гаммы? Некоторые рекомендуют даже со
второго года обучения, но в практике автора подготовка к изучению гамм
начинается с первого урока. За основу принимаем фрагмент хроматической
гаммы из пяти нот – обычно на первой струне – ноты (eff#,  gg#) и ученик в медленном темпе приёмом «апояндо» проигрывает в
восходящем и нисходящем порядке, при этом соблюдая правильную постановку левой
руки на грифе.аппликатурных
формул, чтобы освоить 27 (почему именно 27 – именно мензура гитарного грифа классической
гитары позволяет использовать такое количество) различных гамм построенных
от нот натурального звукоряда (и это не предел – можно исполнять гаммы
построенные от повышенных или пониженных тоник, но пришлось бы увеличить объём
данного пособия). За основу построения гаммы используется тоника, расположенная
на 5 (C, D, E, F) или на 6 (G, A, H) струне в натуральном мажоре. В
мелодическом миноре мы наблюдаем тоники на 6 (a, h, c, d) и на 5 (h, c, d, e, f, g), и соответственно в гармоническом
миноре – на 6 (f, g, a, h, c) и на 5 (h, c, d, e, f). Как мы видим, идет логическое
последовательное  построение гамм от
тоник, расположенных по звукоряду. Такое построение проще логически запомнить
чем систему, построенную по принципу прибавления знаков. От нужной тоники выстраивается
гамма  в две октавы, в которой исключено
использование открытых струн. Все ноты в гамме извлекаются только на прижатых
струнах и это не случайно – так более целостно достигается быстрый темп
исполнения. Формула гаммы достаточно компактна – используется всего одна смена
позиции в восходящем движении и при возвращении в нисходящем движении на
первоначальную позицию. Для примера сделаем разбор гаммы C-
dur. С первичным построением гаммы мы ознакомились в разделе (4.0) при изучении нот первой октавы на
грифе гитары. Но там изучалась гамма в одну октаву на II позиции, и там же была изображена
диаграмма (бокс) этой гаммы. Сейчас рассмотрим гамму C- dur на две октавы и с переходом со II позиции на V и в обратном направлении. Главная
особенность для левой руки при игре на гитаре – это «опорный» палец. При
правильной постановке левой руки на грифе, большой палец левой руки выполняет
роль «якоря» и удерживает вес кисти, а вот роль «опорного» пальца который будет
стабилизировать положение остальных пальцев, должен выполнять один из четырёх
оставшихся. Самый лучший вариант – это средний палец (2) – он почти всегда
находится на против большого пальца и компенсирует силу движений  остальных пальцев. Но бывают моменты когда
роль «опорного» пальца выполняет и безымянный палец (3). Итак, начинаем на II позиции играть ноту C (2), потом ноту D (4)  и пока не ставим палец (1) на ноту E – палец (4) не
снимаем. Это нужно для того, чтобы не разрывалась мелодическая линия и гамма не
звучала «скачками». Такой же принцип нужно практиковать на всех переходах со
струны на струну. Продолжаем дальше – палец (2) - нота F, палец (4) – нота G. Переходим на 3-ю
струну – начинается самый сложный этап – переход на V позицию. Итак, (1) палец на ноте A, палец (3) – нота H, приподнимаем палец
(3) немного над струной и быстрым резким движением палец (1) скользит на V позицию на ноту C
второй октавы и сразу ставим палец (3) на ноту D. Этот переход по 3-ей струне желательно отработать
отдельно в восходящем и нисходящем движении. Все движения пальцев должны быть
очень экономичными и при этом пальцы не должны высоко приподниматься над
грифом. Продолжив движение, мы заканчиваем гамму на ноте С второй октавы и возвращаемся в нисходящем движении в тонику С первой октавы, при этом соблюдая все
выше указанные правила.   Когда
ученик достигнет определённой свободы и подвижного темпа в исполнении гаммы C- dur, это и будет показателем, что он выучил формулу, и может
продолжать дапее осваивать подобные гаммы на 5-й струне - D, E, F.
Таким же образом нужно изучать гаммы и на 6-й струне. Отводя на изучение гамм
по 5-7 минут во время урока, и по 2-3 урока на каждую гамму, можно изучить семь
мажорных гамм и хроматическую гамму в течении первого учебного полугодия.
Используя те же принципы как и при изучении гаммы C- dur,
следует продолжать и изучение минорных и блюзовых гамм. Необходимые
дополнительные сведения о строении гаммы и тональностях изложены в ПРИЛОЖЕНИИ
ДЛЯ ТЕМЫ № 9.